7 мин.

Другой футбол возможен. Как крошечный «Эйбар» закрепился в Ла Лиге и генерирует прибыль даже в ковидный сезон

25 мая 2014 года – день, когда «Эйбар» выиграл Сегунду и впервые в своей истории завоевал право выступать в Ла Лиге. Масштаб успеха был просто невообразимым, ведь еще сезон назад клуб играл в Сегунде В. Несмотря на это, празднование на стадионе «Ипуруа» было странным: фанатов в 27000-ом городе Эйбар не хватало на то, чтобы полностью покрыть поле. Зато фанатов хватило, чтобы до 15 июля собрать для клуба необходимую сумму, €2,146,525.95, что в качестве социального капитала было обязательным требованием Ла Лиги для участия в турнире.

Все это сейчас уже воспринимается как один из фейри-тейлов, которые футбольный мир видел не раз. А то, что «Эйбар» уже 7-й сезон выступает в элите испанского футбола, это уже совсем не сказка – она закончилась в конце их первого сезона в Ла Лиге, когда команда завершила на 18-ом месте, но из-за финансовых проблем «Эльче» чудом сохранила прописку в высшем дивизионе.

Первый «взрослый» урок

Когда «Эйбар» вышел на поле на свой первый матч в Ла Лиге, 7 из 11 игроков в стартовом составе были те же парни, которые еще 2 года назад играли в Сегунде В. Клуб вообще не планировал выход в элиту и не был готов к этому: с бюджетом 13,5 млн евро им пришлось выйти на поле против 500-миллионной «Барселоны». Из-за этого в первом сезоне они сталкивались с проблемой сохранения состава: даже клубам второго дивизиона было нетрудно выплатить крошечные отступные и украсть у них игрока. Один из таких предложений они получили зимой за Рауля Альбентосу от «Дерби», с семикратным увеличением зарплаты.

«К этому моменту мы уже заработали 27 очков и думали, что полученные за него отступные (600000 евро) не стоит инвестировать в усиление состава. Ошиблись. После того, как из-за проблем «Эльче» мы чудом избежали вылета, сказали себе: «Ок, нам повезло, но повторять такое не будем»,- говорит Фран Гарагарза, спортивный директор «Эйбара», который в клубе уже 16 лет.

Фран Гарагарза

Это было первым большим уроком «Эйбара» во «взрослой» жизни в Ла Лиге. После этого грамотный финансовый менеджмент стал ключевым для клуба. Сейчас уже бюджет клуба превышает 50 млн евро, после этого клуб еще никогда не завершал сезон ниже 14-й позиции, но главное – «Эйбар» стал моделью «здорового» и жизнеспособного маленького клуба в Испании, да и во всей Европе.

Прибыл в сезоне 2019/20 и список Financial Times

Хоть и все началось из-за странного закона Ла Лиги, из-за которого они начали продавать акции на сбор средств, но теперь у них 11130 акционеров из 65 стран, среди них даже Хаби Алонсо и Давид Сильва, которые по ходу карьеры поиграли за «Эйбар». Но собрать деньги на волне романтической истории – одно дело, поставить устойчивую модель финансового развития на годы – совсем другое.

Давид Сильва

«Эйбар» дважды попал в список 1000 самых быстрорастущих компаний Европы по версии Financial Times в 2018 и 2019 годах. Даже кризисный сезон 2019/20 «Лос Армерос» завершили с прибылью в размере 12 млн евро. Совет акционеров 3 декабря 2020 года также утвердил бюджет на 2021 год в размере 58,4 млн евро – очередной рекорд для клуба.

Кстати, еще одна деталь, но очень важная - «Эйбар» никогда не окажется в руках у какого-нибудь русского миллиардера или арабского шейха, так как даже при большом желании невозможно купить акции клуба больше чем на 100000 евро.  

Несмотря на определенную финансовую стабильность и отсутствие долга, «Эйбар» все еще тратит довольно бережно: самый дорогой трансфер – Эду Экспосито за 4 млн евро. А вот продает клуб очень умело: Жоан Жордан перешел в «Севилью» за 14 млн евро, 10 млн евро «Эйбар» заработал на переходе Флорена Лежена в «Ньюкасл», еще 8 млн от трансфера Рубена Пеньи в «Вильярреал». Список на этом не заканчивается, есть еще несколько трансферов-миллионников. Все за счет работы Гарагарзы, который находит талантливых ребят во втором и третьем дивизионах и продвигает их в команду.

Как они зарабатывают

Конечно, большой толчок в финансовом плане «Эйбару» дало изменение распределения ТВ-денег Ла Лиги. По итогам сезона 2019/20 клуб получил около 50 млн евро от телетрансляций. Но «Эйбар» ведет очень активные работы по разным направлениям.

После выхода в Ла Лигу клуб сразу открыл свой магазин – не только онлайн, но и физический. Раньше клубным магазином для «Оружейников» служил небольшой подвальное помещение, которое трудно было найти даже в таком маленьком городе, как Эйбар. Теперь у них все-это на профессиональном уровне.

Но в клубе прекрасно понимают, что город с 27000 населением – очень маленький рынок. Для этого они не побоялись выйти на международный уровень. В 2015 «Эйбар» подписал японца Такаши Инуи. Так как еще не один японец не оставался в Ла Лиге больше сезона, популярность «Эйбара» в Японии резко выросла. «Лос Армерос» стали самым просматриваемым испанским клубом в Японии после «Реала» и «Барселоны».

Теперь «Эйбар» также нацелился на индийский рынок. «Мы конечно понимаем, что не сможем стать любимым клубом индийского фаната. Но мы можем стать вторым любимым клубом индийского фаната. Вы представляете, какой это большой рынок?»,– говорит Эдуардо Вальдес, директор международного развития «Эйбара».

У «Лос Армерос» сейчас около 42 фан-клубов в 19 странах мира, а еще – один из лучших клубных блогов на трибуне Sports.ru.

Стадион

Сразу после выхода в Ла Лигу «Эйбар» начал реконструкцию стадиона «Ипуруа», который на тот момент мог принимать только 6000 фанатов. Было вложено около 20 млн евро, за счет чего были снесены и заново построены 3 из 4 трибун стадиона, увеличив число сидячих мест до 8135. Это до сих пор второй самый маленький стадион в Ла Лиге после стадиона «Уески» «Эль Алькораз», но для города Эйбар это вполне достаточно. На сезон 2019/20 клуб продал чуть больше 5000 абонементов.

Также, в результате реконструкции к стадиону добавились подземная парковка, медия-комната, миксд-зон, тренажерный зал для первой команды и новые раздевалки. Но один из визитных карточек стадиона сохранена – матчи «Эйбара» все еще можно смотреть с двух многоэтажек рядом со стадионом.

Another Football is Possible

Сезон 2017/18 «Эйбар» закончил на 9-м месте – выше двух баскских соседей-гигантов«Атлетика Бильбао» и «Реала Сосьедад». Представить только – население Эйбара лишь наполовину заполнит стадион «Атлетика» «Нуево Сан Мамес». А еще, на сайте клуба можно увидеть рекламу специального курса Института спортивного бизнеса Барселоны на тему «Как построить успешный футбольный клуб» на примере «Эйбара», что крайне иронично на фоне кризиса менеджмента в «Барселоне».

Но «Эйбар» уже научился соперничать с большими клубами как на футбольном поле, так и вне его. Президент клуба Патрисия Родригес, кстати, одна из двух женщин-руководителей в Ла Лиге, говорит: «Мы должны быть другими». Так же звучит девиз команды: «Другой футбол возможен».

Лига Европы в нынешнем виде будет последней. УЕФА взялся за реформу турнира и для этого даже придумал новый еврокубок

Не забудьте подписаться!