5 мин.

Мальчишка, который любил поспать. О том, как Буффон начинал свой путь к величию

К чему выискивать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Ну, чем не заголовок для превью об интригах сегодняшнего матча «Пармы» и «Ювентуса»? Непререкаемый лидер серии А встречается с не менее непререкаемым аутсайдером.

Крестоносцы который месяц играют на общественных началах. Зарплату им не платят, но команда, потерявшая все, кроме чести, всеми силами старается подсластить не пилюлю даже, а целую капельницу, которая, вполне возможно, понадобилась самым преданным фанатам, когда стало известно о банкротстве «Пармы».

Катастрофа будто сплотила игроков. В последнее время они играют вдохновенно и набрали в шести последних турах шесть очков. В числе прочих зачетных баллов не досчитались «Рома» и «Интер». Тем не менее, при всем уважении, говорит это скорее о нынешнем бессилии грандов, чем о потенциях пармезанцев. Подобный конфуз в исполнении «Ювентуса» едва ли возможен.

Пожалуй, единственным серьезным поводом для того, чтобы включить трансляцию, было бы, по всей вероятности, последнее выступление Джанлуиджи Буффона на родном «Эннио Тардини». Но нелепая кишечная инфекция, напавшая вчера на легендарного вратаря, не позволит нам лицезреть столь трогательный момент. 

Впрочем, разве для того, чтобы писать о Супермене, нужен информационный повод?

 

Буффон пришел в «Парму» в 1991 году, когда ему было 13 лет. К тому моменту он не больше года пробыл вратарем: в детских командах играл в центре поля. В ворота Джиджи встал после чемпионата мира-90. Настолько сильно парнишку потрясла игра камерунца Томаса Нконо, что он твердо решил переквалифицироваться в голкиперы, а позднее назвал одного из своих сыновей в честь кумира.

В 1993-м на чемпионате Европы для игроков не старше 15 лет, итальянцам пришлось пройти через нервотрепку послематчевых пенальти в полуфинале с Испанией и финале с чехами. В первом случае Буффон не только парировал два удара, но и забил с точки. В решающем матче он промахнулся, но взял уже три пенальти. Италия победила, а ее вратарь попал на первую полосу «La Gazzetta dello Sport».

По возвращении на родину, восходящая звезда ехала зайцем на поезде из Рима в Парму. В ответ на вопрошающий взгляд контролера Джиджи возмутился:

- Я только что вернулся с Евро!

- Читал в газетах, - заметно смягчился человек в форме. – Была одна статья… Хвалили вратаря. Буффон, кажется.

- Так это я!

Штраф кондуктор не выписал и с поезда не ссадил.

 

 

На следующий год Буффон тренировался уже с первой командой «Пармы», но в нем все еще преобладала детская непосредственность.

Во время турне по Северной Америке он с изрядным упорством нарушал режим и пакостил Невио Скале. «Это будет моя вина, если нашему тренеру придется обратиться к психотерапевту», - подкидывал горячих цитат журналистам будущий чемпион мира.

Во время экскурсии к Ниагарскому водопаду Скала строго-настрого запретил игрокам что-либо там есть, что не смутило юного вратаря, и он купил мороженое размером с факел в руке Статуи Свободы. В отеле Буффон развлекался катанием на багги и был оштрафован за это на четыре месячных оклада.

На тренировки в Коллеккьо (местечко, где расположена клубная база «Пармы») он гонял без шлема на своем мотороллере «Веспа», а ехать часто приходилось быстро, потому что Джиджи любил поспать подольше. В своей автобиографии «Numero 1», голкипер признался, что по молодости пробовал марихуану, но «только в количествах, которые не выявил бы допинг-тест».

 

В ноябре 1995-го из-за травм выбыли сразу два вратаря «Пармы», и у Скалы не было иного выхода, кроме как поставить на игру с «Миланом» 17-летнего Буффона. Тот, очевидно, не был не слишком взволнован предстоящей встречей с Баджо, Савичевичем и Веа, раз прикорнул в автобусе на пути к стадиону.

- У меня было огромное желание заявить о себе, - рассказывал вратарь многие годы спустя. – Я не мог дождаться стартового свистка, чтобы показать все, на что способен. Мечтал, чтобы фанаты показывали на меня и говорили: «Это Буффон».

Тот матч закончился безголевой ничьей. Более удачный дебют для голкипера, противостоявшего мощнейшей атаке «россонери», и придумать сложно. За ним последовали матчи с «Ювентусом» и «Наполи», в которых Джиджи пропустил лишь по голу. За «Старую Синьору», кстати, тогда забил Чиро Феррара, который впоследствии побудет тренером выдающегося вратаря.

С возвращением в строй основного первого номера Букки, Буффон вернулся на лавку. Его персоной активно интересовались некоторые клубы серии А, среди которых был и его любимый «Дженоа», чью эмблему он приклеил на заднее стекло своего первого автомобиля. Но юноша принял решение остаться в «Парме» и не прогадал.

«Джаллоблу» уже под руководством Карло Анчелотти крайне неудачно начали сезон 1996/1997, а всех собак повесили как раз на Букки. Буффон стал игроком стартового состава, а «Парма» в итоге - вице-чемпионом.

Трофеи пришли в 1999-м, когда пармезанцам покорились Кубок УЕФА, Кубок Италии и Суперкубок страны. Что за состав тогда у них был! Каннаваро, Креспо, Верон, Тюрам… И Буффон в воротах, который в ту пору взялся надевать под игровой свитер футболку Супермена.

Есть мнение, что та «Парма» была вполне способна завоевать еще больше наград.

 

«Ювентус» выложил за Джиджи рекордные 45 млн евро. За 15 сезонов в Турине он 7 раз выигрывал скудетто, прошел с «бьянконери» через серию В и уже давно утвердился в звании живой легенды. Больше матчей за «Юве» сыграли только Алессандро Дель Пьеро и Джампьеро Бониперти.

И все же «Парма» занимает в сердце Буффона особое место, ведь именно там Супермен учился летать.

Сейчас итальянец находится в опасной близости от пятого десятка. Но если перспективы отчей «Пармы» крайне туманны, то Буффон полон решимости стать первым футболистом в истории, принявшим участие в шести чемпионатах мира. Пример великого Дино Дзоффа, который выиграл мундиаль в сорокалетнем возрасте, должен вдохновлять.  

Если Джиджи все же приедет в Россию в 2018-м, тогда он проведет последний матч в карьере в стране, где дебютировал за сборную в 97-м в приснопамятном стыковом матче на «Динамо» и выигрывал в 99-м свой пока единственный еврокубок в не по-майски холодных «Лужниках». Тогда уж одной автобиографией не отделаться. Впору будет нанимать кого-то из лучших романистов.