11 мин.

Венгерская магия на «Уэмбли»

Это моя статья для "Советского спорта" 

Англия была величественна! Англия была непобедима! Англия пренебрежительно поглядывала на остальную Европу, не видя себе равных среди этих якобы футбольных держав. Она придумала этот спорт, она в нём и исполняла первую скрипку. Она выбирала, кого удостоить чести сыграть с ней, а вернее - ей проиграть. И 25 ноября 1953 года должно было обернуться обыкновенным днём, когда после чашечки послеобеденного чая солидные британские джентльмены и их леди прибудут на отметивший совсем недавно своё тридцатилетие «Уэмбли», чтобы лицезреть победу своей команды над гостями из Венгрии.

Рис. 1. Сборная Венгрии на Летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки

Рис. 1. Сборная Венгрии на Летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки

 

Идея товарищеской встречи

2 августа 1952 года. Только что закончился олимпийский футбольный турнир в Хельсинки, на котором сборная Венгрии выступила просто блестяще. Не оставив в четвертьфинале камня на камне от команды Турции (7:1), а в полуфинале не менее неотвратимым катком проехавшись по действующим чемпионам шведам (6:0), команда Густава Шебеша более скромно – не прилично же, в конце концов, при всём честном народе изуверски деклассировать второго финалиста – разобралась с югославской дружиной, послав в её ворота лишь два безответных мяча.

Сразу же по окончании матча из ложи для почётных гостей в раздевалку команды-победительницы проследовал статный джентльмен. «Примите мои поздравления, мистер Шебеш! Сегодня вы заслуженно победили! – примерно такие слова торжественно прозвучали из уст вошедшего к усталым, но радостным венграм господина, – Я думаю, настала пора нам выбрать даты встреч между сборной Англии и вашей великолепной командой». Этим человеком был Стэнли Роуз -  секретарь Английской футбольной ассоциации, бывший арбитр и будущий президент ФИФА.

Венгерская сторона – а «добро» в итоге дал сам глава страны Матьяш Ракоши, желавший использовать спортивное состязание и как возможность для рекламы коммунистического строя – приняла вызов и дни матчей вскоре были определены. Первую встречу решили провести в Лондоне на легендарном «Уэмбли» 11 ноября 1953-го, ответную же – на будапештском «Непштадион» 23 мая следующего года.

Рис. 2. Программка и билет на товарищескую встречу между сборными Англии и Венгрии на «Уэмбли»

Рис. 2. Программка и билет на товарищескую встречу между сборными Англии и Венгрии на «Уэмбли»

 

Англия облачается в мантию

Англия всегда смотрела на весь остальной футбольный мир по-королевски вальяжно, исключительно сверху вниз. Она то вступала в ФИФА, то выходила из неё. Она не желала «связываться с мелюзгой» и участвовать в этих сомнительных, по её мнению, чемпионатах мира. Она лишь изредка прибывала с визитами на континент, где, еле скрывая зевоту, легко обыгрывала европейские сборные, отвешивала поклоны и, поправив корону, отбывала прочь. Так продолжалось до середины 20 века.

Первый звоночек прозвенел в 1950 году на чемпионате мира в Бразилии, куда британцы соизволили наконец прибыть и где в итоге сенсационно не вышли из группы, уступив сборным США и Испании. Но тогда это было воспринято как нелепая случайность: ну наехала карета на кочку, ну вынесло её чуть из колеи, с кем не бывает. И гордая и надменная Англия, не обратив на эту «неприятность» никакого внимания, продолжала вариться в котле внутреннего чемпионата, периодически участвуя в локальных междусобойчиках с соседями в рамках Домашнего чемпионата Великобритании. Так всё и шло своим чередом, чинно и благородно, по-старому…  

Когда же стало известно о скором прибытии в гости венгерской команды, самодовольные сэры только лениво улыбнулись и, предвкушая приятную, но такую предсказуемую победу своей сборной, сняли пенсне, закрыли «The Times» и предались сладостному предвкушению триумфа под неторопливое журчание Темзы. А что им было, собственно, переживать? В пяти встречах, которые были сыграны англичанами за последние полвека с мадьярами, команда «трёх львов» брала верх четырежды, лишь раз оступившись в Будапеште в далёком 1934-м. Но эта статистика не так показательна, как суммарная разница забитых и пропущенных голов: 26 против 8. И за этими цифрами Англия была, как Китай за своей стеной: спокойна, величественна и неприступна. А если учесть тот факт, что приезжавшие на острова европейцы ни разу не побеждали хозяев на «Уэмбли», то всяческие рассуждения о фаворите в предстоящем матче казались абсурдными и лишёнными смысла.

Рис. 3. Ференц Пушкаш и его партнёры тренируются перед матчем

Рис. 3. Ференц Пушкаш и его партнёры тренируются перед матчем

 

Венгрия принюхивается к газону

Тем временем венгерская сторона готовилась к поединку кропотливо и основательно. В стремлении не упустить ни одной мелочи Густав Шебеш со своим помощником заблаговременно прибыли в Лондон, чтобы оценить обстановку и непосредственно место, где предстояло играть их ребятам. Они внимательно осмотрели газон «Уэмбли», не торопясь прошлись по нему, оценивая его вязкость, пощупали влажный английский дёрн. Затем достали рулетку и измерили размеры поля, ворот, травы. Когда же с этой частью было покончено, дотошные гости закупили несколько мячей, которыми в то время играли в Англии, чтобы во время подготовки по максимуму приблизиться к условиям предстоящего матча. Кроме того, Шебеш по возможности отслеживал игры своих будущих соперников, а на некоторых присутствовал лично.

И вот день встречи, получившей нескромное название «Матч столетия», подошёл. Сборная Венгрии, предварительно проведя пару товарищеских спаррингов, прибыла в Лондон. У команды гостей было в запасе некоторое время для адаптации и тренировок на «Уэмбли», но нормально поработать на главной спортивной арене Европы так и не удалось. Дело в том, что прохладным ноябрьским днём, выйдя на поле легендарного стадиона, Густав Шебеш и Ференц Пушкаш остались недовольны состоянием газона: он, по их мнению, был слишком сырым и «тяжёлым». Побоявшись совсем испортить место будущего сражения, венгры решили провести свои предматчевые занятия на другой площадке.

Англичане же, и без того отлично знавшие все плюсы и минусы своей «поляны», тренировались по соседству, на «Стэмфорд Бридж». Они были уверены в себе и не испытывали потребности в детальном изучении соперника, почему-то не обращая никакого внимания на тот факт, что в гости к ним приехала команда, которая более трёх лет не знала поражений, выиграв 25 из 32 последних встреч, и не уходила с поля без забитого мяча.

Рис. 4. Сборные Англии и Венгрии выходят на поле «Уэмбли»

Рис. 4. Сборные Англии и Венгрии выходят на поле «Уэмбли»

 

Английская классика

«Считай, дело сделано, Стэн, - сказал капитан сборной Англии Билли Райт нападающему Стэну Мортенсону перед выходом из подтрибунного помещения, глядя на забавные, срезанные сразу за лодыжкой на манер тапочек, бутсы венгров. - У них даже нет нормальной формы». Партнёры улыбнулись и, отбросив последние сомнения, направились в сторону поля под нескончаемый гул аплодисментов.

90 минут спустя, англичане пришибленно и понуро покидали газон «Уэмбли», не смея от стыда поднять глаз на стотысячную толпу болельщиков, собравшихся на трибунах лондонского стадиона. Венгрия уверенно победила со счётом 6:3, нанеся по воротам соперника 35 ударов против жалких пяти попыток родоначальников футбола. Команда «трёх львов» на протяжении всего матча выглядела глупым котёнком, пытающимся поймать такого редкого на островах солнечного зайчика. Их три забитых мяча можно скорее расценивать как случайность или просто подарок от великодушных мадьяр, нежели как показатель хорошей игры. Это была трагедия. Король был посрамлён и в неглиже спешил удалиться от очей общественности. Как же так вышло? Давайте попробуем разобраться.

Сборная Англии как эталон консерватизма и ретроградства играла по устаревающей схеме «W-M» («дубль-вэ эм») с тремя защитниками, двумя полузащитниками и пятью игроками линии атаки: два инсайда, два крайних нападающих и один центрфорвард. Футбольное мировоззрение британцев придерживалось нескольких незыблемых канонов: оборонцам необходимо было играть строго персонально, вингерам бегать только по своему желобку, полузащитникам и инсайдам поддерживать атаку на разных её уровнях, а единственным наконечником копья должен был быть и вовсе не наконечник, а эдакий человек-кувалда (идеальная «девятка» – это крепкий детина, который прежде всего ценен не своим умением играть в футбол, а именно габаритами и талантом продавить защитника команды-соперницы).

Костяк команды Уолтера Уинтерботтома составили игроки действующего обладателя Кубка Англии «Блэкпула»: мощный центральный защитник Гарри Джонстон, мастер сквозного паса правый инсайд Эрни Тэйлор, нестареющий правый нападающий Стэнли Мэтьюз и настырный и забивной центрфорвард Стэн Мортенсен. Также стоит отметить харизматичного капитана Билли Райта и будущего главного тренера англичан Альфа Рамсея, в последствии выигравшего со сборной ЧМ-1966.

Рис. 5. Тактическая расстановка сборных Англии и Венгрии

Рис. 5. Тактическая расстановка сборных Англии и Венгрии

 

Венгерская чехарда

Что касается венгров, то они, долгое время находясь под порывами «Дунайского вихря» великого Хуго Майсля, научились не только играть в «бей-беги», но и перевели футбол в разряд чуть ли не научный, сделав его предметом бесчисленных интеллектуальных дискуссий. И Густав Шебеш был также из категории таких думающих тренеров. Он пришёл к выводу, что центральному нападающему на протяжении всего матча сражаться «лоб в лоб» с опекающим его защитником просто тактически невыгодно. Поэтому главный тренер венгерской команды решил использовать недавно переведённого с правого края атаки в центр Нандора Хидегкути в некоторой оттяжке. Этот манёвр приводил к тому, что «висящий» на том защитник, раз за разом следуя за опекаемым по направлению к центру поля, оставлял зияющую брешь в обороне, куда, как драгуны на лихих конях, врывались из глубины Пушкаш и Кочиш, в результате чего удавалось получить численный перевес в атаке и навести панику на «плешивую» оборону соперника. «Я не понимал, что мне делать, – вспоминал позже центральный защитник Гарри Джонстон. – Я, как меня учили с детства, преследовал своего игрока, куда бы он не направлялся, а, спустя пару секунд, мы получали опасную атаку на свои ворота. В Англии никто так не играл».

Это что касается игры сборной Венгрии в нападении. Но было нечто особенное для того времени и в их оборонительных действиях: когда англичане устремлялись в свои однообразные вертикальные атаки, схема защищающихся принимала инновационный вид «4-2-4» (да-да, именно её, спустя пять лет, нарекут «бразильской»). Это происходило благодаря тому, что на помощь центральному защитнику Дьюле Лоранту «опускался» номинальный полузащитник Йожеф Закариаш, а его место рядом с тёзкой Божиком занимал самая ложная из всех «девяток» Нандор Хидегкути. В результате такого перестроения инсайды и крайние нападающие британцев были прикрыты, а Мортенсен был вынужден сражаться аж сразу с двумя игроками обороны венгров.

И последнее, что стало потрясением для родоначальников футбола. Сборная Венгрии не играла, строго придерживаясь изначальной расстановки в течение всего матча. Взаимозаменяемость, которую возьмёт на вооружение в 1970-е годы голландский футбол, уже начинала вырисовываться в коллективе Шебеша начала 1950-х. Несомненно, спустя два десятилетия, Ринус Михелс введёт в «Аяксе» такую «тотальность», которую больше никому не удастся повторить, но истоки универсализма стоит искать именно в венгерской «золотой команде».

Всё вышесказанное и явилось причиной того, что непобедимые доселе англичане были безбожно биты на «Уэмбли» командой, тренер которой не побоялся отойти от общепризнанных постулатов и продолжал искать новые оттенки в казалось уже известной всему миру палитре футбольных тактик и схем. До сего дня британцы не могли себе и представить, что возможен такой вариант игры, когда нарушается зеркальная симметрия единоборств на поле. Это был культурный шок и осознание отсталости своих взглядов. «Волшебники-мадьяры» наглядно продемонстрировали им, что пора пересмотреть свои архаичные представления о футболе и вернуться, так сказать, за парты.

Рис. 6. Картинка из венгерского издания. Надпись в вольном переводе: «После охоты на льва. Будет деткам дома новая игрушка!»

Рис. 6. Картинка из венгерского издания. Надпись в вольном переводе: «После охоты на льва. Будет деткам дома новая игрушка!»

 

В качестве эпилога

После поражения в Лондоне шесть игроков английской сборной больше никогда не вызывались под знамёна национальной команды. Через полгода сильно обновлённый коллектив Уолтера Уинтерботтома прибыл в Будапешт и был там разгромлен со счётом 7:1. И без того зыбкая надежда на реванш была цинично растоптана несуразными мадьярскими бутсами и смешана с пылью «Народного стадиона».

Венгерская свистопляска, как ушат ледяной воды из Балатонского озера, подействовала на прилизанные головы английских футбольных чиновников, вернув их из мира грёз в яркую, но пока ещё непонятную, словно картины Лайоша Тихоня, действительность. Нужно было что-то менять и быстро. К чести британцев, отметим, что они смогли перешагнуть через своё эго и вскоре добились значительных успехов на европейской и мировой арене прежде всего усилиями Мэтта Басби и Альфа Рамсея.

«Волшебники-мадьяры» же оставались непобедимыми вплоть до финала ЧМ-1954, когда в драматическом противостоянии проиграли футболистам ФРГ. А спустя два года, после Венгерской революции многие из звёзд коллектива Густава Шебеша покинули страну и «золотой команде» пришёл конец.

Видео: Англия - Венгрия (товарищеский матч, 1953)

25 ноября 1953, 14:15. Стадион «Уэмбли» (Лондон, Англия). 105 000 зрителей

Англия: Меррик, Рамсей, Эккерсли, Райт, Джонстон, Дикинсон, Мэтьюз, Тейлор, Мортенсен, Сьюэлл, Робб.

Главный тренер: Уолтер Уинтерботтом

Венгрия: Грошич (Геллер, 80'), Бузански, Лантош, Божик, Лорант, Закариаш, Будаи, Кочиш, Хидегкути, Пушкаш, Цибор.

Главный тренер: Густав Шебеш

Судья: Лео Хорн (Нидерланды)

 

Мой блог о старом футболе на сайте "Советского спорта" 

Приглашаю вас в сообщество «Золотые футбольные матчи»

Все откомментированные матчи 2015 года находятся здесь