8 мин.

Пробить Зальцбург

Изучая заявки австрийских клубов, мы без особой надежды искали в них русские фамилии (после отъезда на родину Рахимова с Черчесовым из наших в Альпах остались только туристы), но неожиданно наткнулись на грузинскую. Георгий Шашиашвили играет за «Штурм» первый сезон. 28-летний защитник переехал в Австрию из одесского «Черноморца» и по итогам первого круга вошел в символическую сборную чемпионата. На просьбу провести ликбез по местной T-Mobile-бундеслиге согласился охотно.

– Очень непредсказуемый турнир. Каждый может обыграть каждого. Из-за этого таблица невероятно плотная: стоит пару раз потерять очки – сразу упадешь на три-четыре строчки вниз. Все команды здесь хорошо обучены тактически, в «бей-беги» никто не играет. Что раздражает, так это календарь. Чемпионат проводится в четыре круга, а поскольку клубов всего десять, просто устаешь от одних и тех же соперников. Этот год вдобавок особенный. Обычно сезон заканчивается в середине мая, а сейчас, чтобы у сборной было больше времени на подготовку к Евро, последний тур назначен на 26 апреля. График матчей очень плотный, часто приходится играть два раза в неделю. Но еще больше от Евро пострадал национальный Кубок. Его, представляете, вообще решили в нынешнем году не проводить! Зарплаты не слишком большие, зато никаких «черных» денег: сколько написано в контракте, столько и получаешь. В «Штурме» лидеры зарабатывают по 12-15 тысяч евро в месяц. У молодежи суммы скромнее: в районе 3-5 тысяч. Самый титулованный клуб – венский «Рапид», самый богатый – зальцбургский «Ред Булл». У «быков» бюджет под 20 миллионов евро, а то и больше. С такой цифрой можно и в немецкой бундеслиге играть. По меркам Австрии состав там звездный: Нико Ковач, Александр Циклер… Ну и тренирует их Джованни Трапаттони, хотя он уходит летом в сборную Ирландии. На его место уже пригласили Ко Адриансе.

С Шашиашвили мы разговаривали еще в конце февраля, когда только начался второй круг чемпионата. После первого «Штурм» шел лидером, и это была настоящая сенсация. Два года назад клуб вообще едва не обанкротился, но все-таки выкарабкался, живя сейчас по принципу «вырасти игрока – продай – воспитай нового».

Стоило чемпионату возобновиться, «Штурм» посыпался и сейчас повис на 5-м месте. К титулу рвутся «Ред Булл» и «Рапид». Венский клуб, чуть-чуть приподнявший авторитет австрийского футбола в России победами над «Локомотивом» и «Рубином», опережает конкурента на одно очко. Пару туров назад лидеры играли друг с другом в Зальцбурге. Итоговый счет игры – клеймо на весь чемпионат Австрии. Потому как трудно всерьез относиться к турниру, где в матче первой и второй команды фиксируется счет… 7:0!

Совсем плохи дела у еще одного нашего хорошего знакомого – пашингского «Суперфунда». Дважды едва не выкинувший из Кубка УЕФА «Зенит» клуб сейчас бултыхается где-то в низших лигах. Президент «Суперфунда» решил, что Клагенфурту, который будет принимать матчи Евро, большой футбол нужнее, чем его деревеньке. После чего просто продал место в бундеслиге, а вместе с ним и профессиональную лицензию клагенфуртской «Аустрии».

Звезды, кстати, есть не только в «Ред Булле». Думаете, Карстен Янкер уже закончил с футболом? Играет до сих пор! Причем прилично забивает. Пускай его «Маттерсбург» идет только на шестом месте, зато сам Янкер – третий в списке бомбардиров чемпионата с двенадцатью голами.

Отнюдь не горные лыжи, а футбол, как нас уверили местные журналисты, считается спортом номером один в Австрии. На лучшие команды страны регулярно приходит по 15 тысяч зрителей. Самыми преданными и голосистыми считаются болельщики «Штурма». Потому мы решаем в этом убедиться лично и отправляемся с ними в Зальцбург на выездной матч против «Ред Булла».

Зальцбургский клуб – австрийский новодел. Несколько лет назад его предшественницу – «Аустрию» – решили приобрести производители энергетика, чем раскололи город пополам. Те, кому дороже результат, болеют за «быков». Почитатели традиций идут вперёд со вновь созданной «Аустрией», играющей в одном из низших дивизионов, и всесторонне игнорируют «Ред Булл».

За 5 часов до матча на пустыре за одним из вокзалов Граца – сбор желающих поболеть за «Штурм». Среди абсолютно разнообразных кучек людей, наполняющих площадь, встречаются и дети с родителями, и семейные пары, и пугающе бритые головы, прикрывающиеся ящиками местного пива «Пунтигамер». Пивовары из Граца уже лет 8 как титульные спонсоры команды, поэтому другие напитки в день матча болельщики оставляют дома.

– Когда «Ред Булл» купил команду, некоторые наши сразу сказали – энергетик больше пить не будем! – уже позже, в дороге рассказывает «штурмовик» со стажем Томас. – Ну, одному моему другу на вечеринке как-то «Ред Булл» в коктейль подлили, а он его до этого момента месяца 3 не пил, так сразу весь вечер испортили, как он узнал.

До ликбеза по напиткам успеваем удивиться красоте и чистоте автобусов, на которых в Австрии ездят на футбол. В России на таких катаются разве что команды. Через минуту после отъезда болельщики заботливо разносят по автобусу большие пластиковые пакеты – никакого мусора на пол, все выкидывают всё в мешочек.

– Нам уже запретили организованно ездить в поездах. Фаны «Рапида» разбили несколько вагонов, а досталось всем, – сокрушается Томас, отправляя очередную банку из-под «Пунтигамера» в переработку.

По пути узнаём примерный расклад сил на единственной на сегодня трибуне «Штурма». В Граце есть несколько организованных фирм, самая многочисленная из которых – «Brigatta». В серых толстовках, с татуировками в виде старого логотипа «Штурма» на ногах, на вид – вполне обычные студенты или начинающие менеджеры.

Куда брутальнее и мрачнее группировка «Jewels». Разукрашенные разнообразными черепами, по пути в Зальцбург они общаются только между собой, несколько раз устраивают развлекательные потасовки, в общем, пытаются произвести впечатление на один из автобусов, в котором едут дети с родителями.

Чтобы стать зарегистрированным болельщиком «Штурма» с правом получить карточку, ходить в эксклюзивной одежде, но обязанностью платить ежегодно 30 евро взносов, надо сначала отстоять своё на стадионе и перезнакомиться со всей фирмой. А уже потом ветераны трибун решат, что с тобой делать. Фирмы имеют большой вес в клубных делах – например, в последнем межсезонье они инициировали возврат к старым цветам домашних футболок и старому логотипу команды.

Несколько раз по пути автобусы останавливаются для технических процедур. На одной из стоянок видим красноречивый привет из Хорватии – надпись “B.B.B. Zagreb”. Правда, на неё внимания никто не обращает – все заняты, пожалуй, одним из самых живописных туалетов в мире – с видом на Альпы.

Уже предвкушая автобусную экскурсию по Зальцбургу, останавливаемся через 200 метров после поворота с автобана. Всё, приехали – стадион «Бычья арена» (Bull’s Arena) располагается на живописной городской окраине. С одной стороны – огромная заснеженная скала, с другой – дымящий кучей труб завод. Для гостей организовано лёгкое оцепление под присмотром сомнительного вида памятника на входе на стадион, специальная трибуна и самый тщательный обыск.

Распрятав «штурмовские» шарфы по карманам, вырываемся из оцепления, отправляясь осматривать арену. Обшитая деревом, снаружи она выглядит удивительно уютно-домашней. Каплю современности добавляет клубный магазин «Ред Булла» – с изменяющим цвет полом и стенами и большим холодильником энергетика по стоковой цене – и пролетающие раз в минуту прямо над полем самолёты.

На гостевой трибуне всё куда проще – бетонные стены, металлические решётки и никакой возможности за 90 минут матча выбраться наружу. Есть только один киоск с сосисками, пивом и, видимо, самыми смелыми продавцами Зальцбурга и умопомрачительные граффити на околофутбольные темы. Ими весь стадион расписан изнутри. Тут без «Ред Булла» точно не обошлось.

«Бычья арена» состоит из двух ярусов, верхний из которых выглядит строящимся. На металлических конструкциях ещё не стёрты японские иероглифы, оставшиеся от подрядчиков, а ложа прессы так и вовсе блестит голым алюминиевым цветом. На ней ещё нет даже кресел. Другая особенность стадиона, которая не выдаёт в нём полную готовность к Евро, – искусственный газон. Единственный в австрийской бундеслиге, потому полноценный участник каждой домашней победы «Ред Булла». Никаких климатических причин к его эксплуатации нет – говорят, сделали, потому что видят за этим будущее. Разумеется, к июню резину поменяют на обычную траву, но только на время Евро.

Когда на внешней стороне сектора натягивают последний баннер, слово берёт главный по «Бригатте». Ему лет 30 на вид, у него в руках мегафон, от одного его эмоционального взгляда трибуна начинает танцевать и петь. Сегодня, как объясняют позже, разучивают новые песни. Поют не всегда слаженно, но, сомнений нет, душевно и практически беспрерывно. Даже когда «Штурм» начинает пропускать, никто и не думает молчать. В Зальцбург едут не за результатом, поэтому на поле смотрят первые 30 минут, после полностью посвящая себя творчеству.

Домашние трибуны ведут себя куда скромнее. Единственная организованная кучка фанатов располагается напротив нас. Она иногда запевает какой-то местный гимн, но выглядит это все довольно жалко. Центральные трибуны слегка заводятся только когда «Ред Булл» забивает.

«Штурм» проигрывает 0:3. Испорченный искусственной травой и нестабильностью гостей матч занимает разговоры болельщиков из Граца минут 10 после его окончания, пока их не выпускают с трибуны. - Понимаете, нам не очень важно, как играет команда. Пятое, шестое, седьмое место – какая разница? После того, что с нами было, когда закончились деньги, мы радуемся уже тому, что мы есть, – гордо резюмирует Томас и отправляется допивать последний на сегодня «Пунтигамер».