5 мин.

Auf Wiedersehen, Deutschland

Все 3 дня, что в Клагенфурте не было игр, с городом старательно делали то, чтобы придать ему качественно новый облик. Польских бритоголовых парней поменяла хорватская бригада, значительную часть немцев, видимо, все-таки депортировали, но все рутинно-миграционные проблемы оказались сущей ерундой по сравнению с мусорной экспансией. Отходами поддержки завалили городские улицы, асфальт пропитался пивом. Кажется, еще немного, и в городе начнется какая-нибудь эпидемия. Оборону чистоты держит только вокзал, но это и понятно – вокруг него круглосуточным кольцом стоят полицейские.

В день игры к Клагенфурту тянутся две пятнистые веревочки машин. Одна – из Вены – ведет всех тех, кто еще не отошел от победы над австрийцами. Вторая – от хорватско-словенской границы – оставляет Загреб наполовину пустым. Даже самые окраинные городские стоянки с утра забиты авто с пятнистыми флагами на крышах. 50 тысяч хорватов на Евро – если и преувеличение, то совсем незначительное.

Продавцы пива, выполняющие десятилетний план продаж, уже сменили ошалевшую мимику на довольно-снисходительную. Потанцевать на столе? Никаких проблем, только убедитесь, что не наступите на спящего. Облить соседа пивом? Если он не против – почему бы и нет. Утомились? Ложитесь прямо здесь, мы присмотрим за вашим телом. Полицейские все контролируют, но не вмешиваются. Сверху приглядывают два вертолета.

«Билеты на игру» уже не несбыточная мечта, а просто бесполезное словосочетание. В первый день в переулках еще мелькали «котлеты» купюр, сегодня даже те, у кого есть деньги, ищут телевизоры с диагональю побольше. В считанные дни ценность обычной возможности побыть в городе, где проходит матч, сравнялась с возможностью побыть на стадионе.

Тренд дня – дать взятку стюарду, чтобы попасть… в фан-зону! Ее закрывают за час до начала игры. Болельщики носятся вокруг площади от входа ко входу, надеясь, что где-то вход откроют. Снаружи видно – за забором есть пустоты, но небольшие. На моих глазах какой-то предприимчивый хорват сует парню в желтой жилетке два рыжих полтинника евро, чтобы пролезть через охраняемую дырку в заборе – срабатывает.

Я счастливо обхожусь без взятки – с шестой попытки полицейский, тщательно изучив российскую карточку прессы, произносит заветное «Окей, ладно» и пускает внутрь. Быстро залетаю внутрь под десяток обезумевших хорватских взглядов, остающихся снаружи. Люди в это время занимают все возможные позиции, с которых можно разглядеть хоть что-то на основном экране. Все окружные кафешки и ресторанчики, разумеется, забиты.

В многотысячной толпе немцев практически не видно. Они формируют маленький желто-черный сектор, но даже среди них через одного стоят хорваты. В Клагенфурте сегодня день красно-белого креатива. Клетчатые футболка и шарф всего лишь обязательные банальности. До голландской изобретательности им, конечно, не дотянуть, но среди «австрийских» команд соревноваться не с кем. Кто-то выстриг на голове герб (вспомните, какой он у хорватов), кто-то пришел на игру в компании резинового кенгуру.

Одновременно с голом Дарио Срна над Клагенфуртом начинается пивной дождь. Вверх летят десятки стаканов, люди в буквальном смысле запрыгивают друг на друга. Хорватская радость – сродни турецкой. Такая же безбашенная, взрывная и непрерывная. Толпа поет «Auf Wiedersehen, Deutschland, Auf Wiedersehen!» минут 20.

Любой крупный план немецкого футболиста на экране вызывает приступы хорватской сквернословщины. Особенных слов и жестов удостаивается Михаэль Баллак. Любое появление на экране Славена Билича встречают торжественным аханьем. Помните, режиссер выхватил момент, когда он целует крест? Треть хорватов на площади тут же делает то же самое.

Со вторым мячом хорватов шансов на Нойер-Платц начинается танцевальное броуновское движение. Кучка немцев рассасывается в очередях за пивом. Выстрел Подольски на время притормаживает толпу, на лицах даже появляется какое-то напряжение через улыбку.

Финальный свисток сбрасывает на площадь заряд чистого экстаза. Хорваты просто не знают, куда деть свое счастье. Парочки кружатся в поцелуях, седые мужчины скачут, будто объелись жгучего перца. Кто-то звонит домой и поет в трубку. В небо летят стаканы, ботинки, кепки. Стихийного шествия не получается – в Клагенфурте просто некуда идти, поэтому карнавал получается стоячим, но всеохватывающим.

Я уже битый час еду в автобусе, все еще перелистывая перед глазами картинки пятнистого праздника, когда откуда-то вдруг вырывается громкий звук радиотрансляции. Только что Ховард Уэбб дал пенальти в ворота поляков. Секундная пауза перед ударом… и автобус лихо дергает в сторону – водитель подпрыгивает в кресле от восторга! И все начинается снова. До глубокой ночи по улицам под обезумевшие от счастья крики носятся машины с австрийскими и хорватскими флагами. На Евро каждый день – праздник.

P.S. В связи с тем, что фотографий каждый день получается гораздо больше, чем абзацев в тексте, я буду выкладывать их на фликр. Сегодняшние фото – здесь.