17 мин.

Inside the game (внутри игры) 6 дней в Стамбуле!

9 мая - День Победы

 Мое приключение началось в день победы в полупустом вагоне буревестника Нижний Новгород – Москва. Здесь до и после отправки были входящие и исходящие звонки и смс соседей и их родственников на тему 9 мая. Я присоединился  и поздравил деда.

- «Цыбулевский Сергей, Симферополь!!! Посадка закончена, просьба срочно пройти на рейс!! Симферо-оо-поль , есть пассажиры?»

Прибежал Цыбулевский Сергей, опоздавший на самолет, ждавший рейса на другом конце аэропорта. С ремнем в руках и в полуспадших джинсах он судорожно начал бормотать свою историю и ходить взад и вперед, сетуя на местный персонал. Самолет еще стоит, но пассажира не пустили, - российская действительность.

-«Вась, привет! У меня тут пассажир у 24 входа, опоздал на рейс в Симферополь. У него на посадочном талоне надпись «Аннулировано», что с ним делать –то?...Пойдемте со мной, сейчас Вас переоформят на другой рейс».

В аэропорте и в самолете я так и не почувствовал эффекта «боевого коня», лишь пару тройку красно-синих маек. Время для десанта ЦСКА было слишком ранним. По совету Альберта Хусаинова я заранее забронировал отель в районе Sultanahmed и по прилету искал человека с табличкой. Со мной в трансферную компанию угодила греческая семья, и мы мирно решили, что шансы соперников все-таки «50 на 50». Я про себя не совсем согласился, ведь греки имели два клуба в четверке лучших, а значит и шансов вдвое больше.

 

10 мая – День Знакомств

На утро с открытой верхней террасы скромных апартаментов я увидел Босфор и мечеть Софию. Время завтрака приближалось медленно, а утренняя пробежка напрашивалась сама собой. Чтобы не плутать по закоулкам я придерживался трамвайной линии, пока не выбежал на набережную, где уже вовсю развернулись рыбаки и кошки с котами на огромных камнях. Я повернул направо в сторону Золотого Рога и высокого маяка. Навстречу мне попадались местные любители зарядки. Я бежал вдоль крепостной стены и в лицо мне дул приятный морской ветер. Я вспоминал кроссы Трушечкина по утренней Южной Африке из его репортажа с чемпионата мира по футболу. Я думал, как проведу ближайший день, и пытался планировать. Часть мыслей была о ЦСКА: «Как там они спали в своем Rotan Palace?  Есть ли у них тоже утренние пробежки? Что покажут на открытой тренировке за день до игры?».

 Футболка начала прилипать к телу и я повернул назад, теперь море было справа а вместе с ним и другая часть Стамбула с центральной площадью «Таксим» на вершине рельефа.

 

 фото: мечеть Ая-София

Общественный транспорт домчал меня до нужной остановки, я вышел на перрон и осторожно побрел в сторону арены, сам не зная точного пути. Слева в том же темпе шел турецкий паренек и я невольно спросил, туда ли я направляюсь. Он оказался волонтером Финала Четырех по имени Мустафа и беседа завязалась сама собой.. Его подобный опыт был далеко не первым, волонтерствовать ему приходилось и на матчах лиги чемпионов по футболу. Билеты на финал четырех было почти не достать, на это, кстати, жаловался весь местный контингент. И чтобы стать свидетелем события Мустафа выбрал участь волонтера. Он заполнил анкету и был вознагражден, -он увидит большой баскетбол.

 

Позже во время финала он пройдет мимо меня в четвертой четверти с кипой статистики и спросит на ухо: «ЦСКА выиграет? – Я не знаю, угрюмо, ответило я. –Я надеюсь, что выиграет!»а ЦСКА в тот день как раз не выиграл. Он разносил статистку в финале и подошел ко мне в 4 четверти, когда заруба уже была в самом разгаре) Он дал мне листок и показал всем видом, что хочет что-то сказать, я наклонился чуть ближе. «ЦСКА выиграет, я надеюсь, что выиграет!» - «Я тоже надеюсь», - вторил я его словам.

 

Я быстро аккредитовался и не знал, чем себя занять. Как вдруг увидел группу подтянуто-обтянутых девчонок со спортивными сумками в салатовых костюмах. На ум прилетели ассоциации с каунским Жальгирисом и я не ошибся. Пресс-атташе Алмантас Киверис был рядом со стаканчиком горячего кофе:

 -  «А мы «спамили, спамили» и выиграли конкурс среди всех групп поддержек. Просили всех через Интернет проголосовать за наших девчонок!»

Возраст чирлидерш с виду охватывал два поколения – молодых и не очень. Я не стал уточнять, лишь сосчитал тех, кто был с сигаретой. Не так уж и много. На пару-тройку танцев всех должно хватить.

 

Фото: группа поддержки БК "Жальгирис"

Позже осмотрев ложу прессы, я заочно познакомился с коллегами, которых до этого не знал. Два честных ряда русских имен и фамилий добавило гордости за отчизну и приятного ощущения принадлежности к этой избранной группе людей. Марину Кукош, правда, обозвали Марией а вокруг меня должны были сидеть  Алексей Рыбалко из «Спортмании» и Александра Лискова с «Радио Спорт».

В первый же день в Стамбуле у меня предстоял первый скаутский опыт на молодежном турнире NIJT, много знакомств и положительных эмоций. Поэтому я не стал скучать на пустом стадионе и с помощью организованных трансферов отправился в назначенный пункт. Abdi Pekci Arena была чуть ли ни на другом конце города, и если бы не «шатлы» от Rotan Palace, мне пришлось бы прогнозировать 4-х-дневный бюджет на такси. Четыре игры каждый день ребят 1994-95 годов рождения поражали своим темпом, уровнем подготовки и взрослостью стиля. Я не видел русских сверстников подобных этим парням, хоть молодежный ЦСКА здесь уже отмечался. Да и смотрел до этого молодежный баскет не так уж часто. Его у нас не показывают. О нем пишут 2-3 человека.

 

Фото: малая часть американских скаутах на турнире NIJT

 Американские скауты кучковались отдельно за специально выставленными столиками для прессы. Игры проходили параллельно, поэтому вся эта группа то и дело перемещалась влево и вправо. Быть с ними рядом, обсуждать игроков – неоценимый опыт. Я бысто старался адаптироваться и сделать нужные пометки.

 

Во время небольшого перерыва я случайно наткнулся на Дэвида Вантерпула, пожал ему руку, купил фастфудный бутерброд и пустился с ним в диалог. Экс армеец находится в хорошей форме, он залечил спину, но вернуться на площадку не захотел. Теперь он скаут Оклахома Сити.

- Дэвид, ты играешь в Fantasy Basketball?

- Нет, к сожалению, я не успеваю.

- Почему, ты же много путешествуешь?

-Да, это точно, либо по таким турнирам, баскетбольным лагерям, либо с командой. Но все равно никак не найду время.

- А в моей команде Рассел Уэстбрук и Кевин Дюрант.

- Да? А Харден тоже?

- Нет. Хардена нет, но есть Энтони Паркер.

- Ничего себе, так ты в этом случае должен выиграть!

- Куда там. Ведь если у тебя игроки такого уровня, какой-то из позиций ты жертвуешь, а то двумя.

- Да, это я понимаю. Бюджет ограничен…

 

Вечерком под напевы молитв в соседней к гостинице мечети я разбирал пакет журналиста. Практичной оказалась гелиевая ручка с запасным стержнем и настольная сувенирная игра «мяч в кольцо». Представляла она собой раскладушку с площадкой, фермой и с мячиком на веревочке, нк и приводом для броска. Смешнее всего оказался механизм с веревкой, который практически не давал мячу упасть мимо цели. Вот так бы в игре…

День игры - 11 мая

В день игры я транзитом от молодежи спешил на первые полуфиналы. От Rotan Palace автобус захватил  группу коллег и я лично познакомился с фотографом Татьяной Макеевой. Болельщики ЦСКА узнают её фото на раз-два, а еще она известна по работам для REUTERS. Она повредила рабочую руку накануне в бассейне, но вроде без серьезных последствий, потому как могла управляться с тяжеловесной техникой.

Фото: ложа прессы

Я долго не мог настроить беспроводную сеть и ко мне по очереди перебегали все технические специалисты арены. Когда проблема была решена, я подключил все устройства на зарядку и подснял салатовую греческую толпу болельщиков на противоположном балконе. Армейские фаны сидели вразнобой, но их было не меньше!

Пришел ненадолго и Коля Цынкевич  и все мы облепили его пожеланиями удачи…

В первой четверти, когда ЦСКА летел с минусовым отрывом в 12-15 очков…. я специально  огляделся по сторонам и понял, что мои коллеги переглядывались, просматривали какие-то фотоальбомы личной жизни и засоряли комментариями соцсети, всем видом показывая, что слишком заняты, что6ы смотреть баскетбол. У нас у всех внутри были похожие мысли: «Что происходит? Где ЦСКА? Как такое могло случиться? Можно ли отыграться теперь? И что для этого придется делать?»

В тот момент игры  я познал истинную универсальную силу двоек. «Шарас, воспользуйся пикенролом!», - так и пронеслось у многих в голове. Шарас, (он же Ясик), между прочим, на мой взгляд, был одним из лучших игроков ФИНАЛА ЧЕТЫРЕХ, если ни лучшим,- это, несмотря на то, что его команда проиграла оба матча. Он смотрелся удивительно свежо, как в былые годы, по скорости мысли и действий ему вряд ли нашлись равные в те два дня игр. Он реально доминировал насколько мог за отведенное ему время на площадке. Когда человек в такой форме, он должен играть всю игру.

Чтобы не тратить нервы, мы с моим соседом Алексеем Рыбалко принялись со знанием дела обсуждать фолы и другую баскетбольную всячину. Алексей оказался знающим толк в баскетболе специалистом и приводил весомые аргументы, негодуя по тому или иному поводу.

Меж тем наши немного подровняли игру, а у Шведа в распечатке я заметил 15 баллов полезности после первой половины. Он реально играл роль спасающей скрипки.

Вторая половина началась зеркально положительно в пользу армейцев, но добытое преимущество таяло с появлением  сумбура и непонятных невынужденных ошибок. Теодосич неоправданно чудил и чуть не отдал победу грекам. В самом конце четвертой четверти, когда игроки ЦСКА при минимальном преимуществе гоняли мяч между собой с целью потянуть последние секунды, ТЕО сделал на месте перед пасом несколько лишних шагов с мячом. В любом случае, так показалось многим из большинства. Прием оказался безнаказанным, хоть и соперник протестовал даже после матча. Тео вообще в этом финале четырех играл на своей волне и даже три арбитра ему не были судьей. Наказание было  позже…

Перед финалом - 12 мая Рождение сына

В три утра мне пришла смс от супруги о том, что у нас родился сын, хотя последнее обследование не предвещало столь стремительных родов. Я испытывал смешанные чувства и начал думать об имени. Из всех вариантов я склонялся к Олегу и Виктору. Коля Цынкевич напомнил мне, что Вещий Олег, уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. Но ведь бил греков еще только вчера Виктор, Витя Хряпа и сыграл решающую роль в защите, да и в нападении.

Третий день я не уставал удивляться молодым талантам на турнире NIJT. Я уже познакомился с Араном Смитом из nbadraft.net и вживую общался с известным скаутом Джейсоном Филиппи из Портленда.  Игры шли одна за другой и мои отчеты полнели. Дарио Сарич из Загреба выделялся на общем фоне, хотя человек 10 я бы к нему приравнял. Летовус Ритас бросались в глаза слаженной игрой и большим процентом попадания всех игроков. Один парень EDVINAS SESKUS  похоже бросал с обеих рук со средней дистанции, хотя в проход его клонило влево.

В молодежной Барселоне я обратил внимания на двух шведов и обсудил клубную политику их системы с тренером Марком Кальдероном. В составе Барсы была девушка – тренер по физподготовке. Она заставляла своих после каждой игры тянуться и делать упражнения на гибкость. В этой же команде оказался Саша Жигулин, с которым мы общались каждый день. Результаты Барсы -  1 из 3, что не очень их расстроило, так как двое лучших, по мнению тренера, (разыгрывающий и центровой) не смогли играть с самого начала из-за травм.

Саня Жигулин кстати в Барсе прижился и понимает испанский лучше чем английский. У него характер бойца и зрелое понимание игры, он потенциально востребован уже сейчас. Его пора забирать во взрослый клуб, где не дают гнить, а дают развиваться. Система Барселоны это понимает и сделает все, чтобы Саня возмужал в её стенах.

С молодежного турнира я отправился в компании литовских журналистов на такси в центр. Их целью была экскурсия по базару и мечетям, а мне было по пути. Речь зашла о русском языке, кстати, в совершенстве  на котором говорил только один из троих прибалтийских коллег. (Не мудрено, ведь он закончил русскую школу) Ребята были все молодые, но разного возраста, а здесь имеет значение даже 3-4 года разницы. С русским языком в Прибалтике довольно тоскливо, начинают его подзабывать. В образовании он чисто факультативный, да и не все родители уже ценят свои корни и воспитывают детей на его знание.

13 мая – Украли победу и не только

В день финала я с удовольствием посмотрел игру за первое место в молодежном турнире, благо её специально запланировали на основной арене и путешествовать не пришлось. Здесь была возможность занять место в первом ряду у площадки и я тут же этим воспользовался. Летовусу противостоял Фенербахче во главе с  Джеймосом Метеканом Бирсенем. Этот Джеймс весь турнир излучал зрелость, спокойствие и какую-то незаметную, но сверхэффективную игру. Его рост 205 см, играет он 1, 2 и 3 номеров, но больше любит сам быть с мячом, организовывать и атаковать. Он тоже уже несколько лет у всех на карандашах, а  у кого-то и в бюджетных планах.

Литовский клуб включил командую стрельбу, перехваты и отрывы и  вскоре дал понять, что победы не упустит. В прошлом году здесь же они тоже взяли первое место.

Вокруг только и слышались прогнозы на 23 финальные игры, все больше мнений, что игра за первое место будет неинтересной ( в пользу ЦСКА). А вот за 3 будет жесткая борьба... Все эти специалисты мне поднадоели и я отправился в компании  с коллегой в центр города посмотреть на  Devotion фан зону и поиграть в стрит. Площадь Таксим для этого, конечно же, не предназначена, если только не выкладывать пол из спецпокрытий для всех площадок. На этот раз обошлись маленькой коробочкой и сценой для певцов и музыкантов по соседству. Смотреть на тухлое действо внутри  через три ряда местных зевал не имело большого смысла. Поэтому мы  помахали аккредитациями, попросили мяч и заняли кольцо рядом. Вдруг откуда ни возьмись, появился русский паренек, местного проживания, настырный турецкий «боллер» и двое туристов из РФ. Таким образом, нас набралось на 2 команды, и мы начали свою битву на честь и совесть.  Я выкладывался как мог со своим неповоротливым коленом и мертвой правой ногой, Макс бросал через руки с переменным успехом, а наш третий  русско-говорящий гость как умел отбыл номер. По сути «байда» шла 2 на 3, так как у соперников были все играющие. 

Мы проигрывали, сравнивали счет по партиям и выходили вперед. Развязка была близко, как у нас отобрали мяч добрые организаторы Devotion Fan Zone. Тут я понял, что под фермой, где были все сумки, не хватает одной моей, где все ценные вещи с документами. Рюкзак с оборудованием  был на месте, в нем же сохранились скаутские отчеты.

Сначала был небольшой шок, потом ужас, а потом нужно было быстро предпринимать какие-то действия. Местная полиция стала ловить детей, на которых мы показывали  пальцем, что мешали нам играть. Дети плакали, от всего открещивались  и ничего не могли сказать. Камеры все как на зло были направлены куда угодно, только не на этот пятачок… Я понял, что операции» перехват» не будет и нужно думать, как попасть на финал, а потом в самолет в Россию. Макс расстроился больше моего , одолжил мне немного денег и поехал на игру.

Я решил последовать совету местной полиции и пошел к ним в участок давать показания, писать заявления и оформлять протокол. «Почему я? Почему у меня?», - крутилось в голове.

В местном участке все как у нас: все долго ходят, зовут главных, потом ответственных, потом переводчика. Как оказалось позже, переводчик у них наемный фрилансер, по жизни - помогает жене вести бизнес – продают детскую одежду. С горем пополам за часа полтора-два они мне составили и оформили протокол. Он был моим гарантом на получение необходимых документов в русском консульстве для вылета обратно. Переводчик Ayhan Bulut проводил меня до остановки, сунул в карман пару банкнот, оплатил мой путь водителю и пожелал удачи.

Я примчал на арену и показал вместо аккредитации на входе листок А4 с турецким языком и штампом полиции. Тетя исчезла ровно на минуту, появилась, посочувствовала и повела меня на мое место на арене.

Когда я опустошенный приземлился на стул в ложе прессы, на табло мелькало что-то типа 44-31 в пользу  армейцев. Я задал пару вопросов по содержанию Алексею Рыбалко, на что он мне ответил: « Просто в начале хорошо сыграли в защите, не дали ничего забить…».  С этого момента начался весь настоящий баскетбол.  Я стал свидетелем того, как случилось что-то неописуемо неотвратимое, чего никак в тот день нельзя было изменить. Игра уходила из под ног и рук ЦСКА. Казлаускас начал тасовку колоды, но забыл заменить ТЕО. Ребята все пахали на этого «милого», а он продолжал ошибаться.  Гордон и Панкрашов почти выпрыгивали со скамейки, но им не довелось проиграть, может так и лучше для них. В концовке греки организовали быструю атаку, и Принтезис точным набросом сломал весь сезон ЦСКА.

Миранда из офиса Евролиги копировала мои протокол в подтрибунном помещении, она же и посоветовала мне снять или вывернуть майку любимого клуба на изнанку, чтобы избежать нападения болельщиков.  Я одел поверх красной формы рекламную футболку тех самых авиалиний и слился с толпой. В уме были планы по моему возвращению в гостиницу и в Россию. Ночной Султанахмед был удивительно тихим. Я набрал телефон консульства около 2 часов ночи, дежурный принял информацию и заверил, что предупредит коллег. Утро вечера мудренее.

 Утром я с чемоданами наперевес побрел  за  заветным документом на возврат. Консул сказал, что им периодически подкидывают документы и вещи русских таксисты. После формальностей я присел в зеленое кафе на той же центральной улице Истикляль. В сети я нашел много негативных репортажей с желтоватыми заголовками и непонятной злой критикой. Коллеги «выслуживались» как могли и не стеснялись своих незаменимых экспертных мнений. Только от этого ничего не изменилось, ведь читатели и специалисты баскетбола тоже не дураки. Да и игроки от этого ни лучше , ни хуже не заиграют.

На обратном пути мне довелось проходить контроль путем дипломатов – без очереди на обеих границах. Перед вылетом Владимир Александрович Гомельский собрал аудиторию в зале ожидания и отвечал на разные вопросы болельщиков просто туристов. Он тоже был расстроен.

После такого опыта бесконечно хочется реванша. Реванша во всем!

Обидно, что Серега Быков и Марина Карпунина получили травмы,  как и Люда Сапова, которой она, возможно, помешала отобраться. Обидно, что нет Маши Степановой и Светы Абросимовой. Обидно, что Екатерину Снытину никто не замечает уже не первый год. Обидно, что Швед только один. Но сейчас нужно на время забыть обиды… Я желаю удачи нашим баскетболисткам и баскетболистам!