11 мин.

Все ближе к Кубку: как перестраивается «Торонто»

С каждым драфтом. С каждым днем. Вы и моргнуть не успеете, а «Мэйпл Лифс» уже повезут Кубок Стэнли через канадский финансовый центр и дальше по Бей-Стрит.

В целом «Торонто Марлис» расцениваются, как отговорка для фанатов, звонящих на радио с вопросами о том, почему их команда не может получить через обмен Пи Кей Суббана, будто это легко, или просто щелкнуть пальцами и приобрести Стивена Стэмкоса и Джона Тавареса по завершению их контрактов. Фарм «Торонто» играет на бывшей арене по верховой езде, хотя она прекрасно отремонтирована, что обеспечивает прекрасный вид с трибун. Но, несмотря на это в самом большом городе, представленном в АХЛ, где находится центр известной школы «Hockey Universe», в «Рико Колезиум» всегда можно взять билет - для посетителей много места, ведь арена обычно наполняется лишь на две трети.

Как бы то ни было, днем раннего февраля в городе хозяйничали «Марлис». Клуб НХЛ уехал на выездную серию, оставив своему фарму большую клубную тренировочную базу на западе города. Во время тренировки Шелдон Киф, тренер, разбил команду на две части – с первой отправился развивать индивидуальные навыки на другую площадку, а вторую часть оставил работать над тактической игрой.

Великолепно. Вот, что является одной из причин, по которым впервые за последние годы свет в конце туннеля для команды из Торонто не исходит от несущегося навстречу поезда. С самого дна «Мэйпл Лифс» прошли путь от организации, выживающей за счет приобретений на рынке свободных агентов и обменов, до организации, сфокусированной на хорошем драфтовом выборе и развитии своей вертикали. «Листья» стремятся стать одной из тех франшиз, что используют свои финансовые возможности для снабжения команды лучшими специалистами, чтобы в дальнейшем доверить им выбор лучших хоккеистов, развитие этих самых игроков и использование ставших звездами молодых парней для привлечения лучших с рынка свободных агентов. 

«Мы хотим стать «Янкиз» в НХЛ», - сказал генеральный менеджер Лу Ламорелло. – «И не видим никаких препятствий».

Один из этих игроков – Вильям Нюландер, 19 летний парень с великолепными длинными светлыми волосами и не менее впечатляющим катанием. Он немного меньше стандартов лиги, но у него прекрасное владение шайбой, может, как забить, так и создать атаку, еще и без шайбы на площадке полезен. Так же, как и когда-то от его отца, бывшего игрока НХЛ Михаэля Нюландера, от Вильяма многое ожидают. В издании 1992 года мы опубликовали историю о 19-летнем Михаэле, от которого ожидали, возможно, несколько больше, чем от его сына. Статья называлась «The G-word» (Слово о Великом), в ней мы провели параллели между Михаэлем, тогда проспектом «Хартфорда», играющем в Швеции, и Уэйном Гретцки.

alt

Сын же не столкнулся с бременем столь высоких     ожиданий, но остановился недалеко. Просто поверьте.  «Мэйпл Лифс» полностью перешли в режим  перестройки, а вынужденные страдания, сопутствующие ей и предсказанные Бэбкоком, когда  он подписывал самый большой тренерский контракт в  истории хоккея прошлым летом, подходят к своему  завершению. И это прекрасно. Теперь «кленовые  листья» официально получили первый пик этого года.  А благодаря разрушениям, организованными  Брэнданом Шэнаханом, они имеют все шансы  оказываться в первой пятерке драфта еще пару лет,  что достаточно неожиданно для организации, которая  ранее была успешна в растрачивании своих  драфтовых позиций впустую. У «Торонто» в драфте  2016 есть 12 пиков. Фанаты ждут не только Стэмкоса и  Меттьюза, но и реальных результатов перестройки в  ближайшие десятилетия – парада имени Лорда Стэнли  через канадский финансовый центр и дальше по Бей-Стрит. 

И Нюландер – большая часть всего этого. Он продвинулся на девять пунктов в нашем индивидуальном рейтинге до второго места среди всех  проспектов клубов НХЛ, играющих  вне лиги. А Митч  Марнер, который разрывает OHL с «Лондоном», прямо за ним – на третьем месте. Воздух в «Мэйпл Лифс» разряжен, и почти для всех – это неизведанная территория. С тех пор как The Hockey News начали составлять ТОП-50 проспектов в 1994 году, только в 2000 второе и третье место разделилось между одноклубниками – Хенриком и Даниэлем Сединами (Эти парни вообще что-нибудь не вместе делают?). За два года до этого проспекты «Айлендерс» заняли вторую и четвертую строчки – ими были Эрик Брюэр и Роберто Луонго, а в 2006 у «Питтсбурга» был первый и шестой номер – Евгений Малкин и Марк-Андре Флери.

«Листья» между тем ощутимо отходят от уже надоевшей тактики драфта и развития. Эпоха потолка зарплат, по меньшей мере, не была добра к команде. С 2006 года проспекты «Торонто» в нашем рейтинге не поднимались выше 18-ого места, а средний показатель последних 10 лет – 26 строчка. В эти три года они владели 25-ой, 29-ой и 27-ой позицией.

Но все меняется, и теперь благодаря Нюландеру и Марнеру, позиции в нашем рейтинге у «Торонто» будут только повышаться, еще и проспекты продолжают поступать. Нюландер провел большую часть сезона в АХЛ, несмотря на неоднократные призывы поднятия шведа в первую команду. Пока они выбирались из плохих показателей и постоянных травм, Вилли продолжал ждать свою первую игру в лучшей хоккейной лиге мира. С 40 очками в 32 играх он остался в паре шагов от ТОП-100 игроков АХЛ, набиравших за сезон в среднем более очка за игру. Наконец, 29 февраля Уильям попал в основу и принял участие в 22 последних играх сезона.

Смысл в том, что «Мэйпл Лифс», которые воспринимаются, как организация, в которую игроки попадают, чтобы наблюдать за падением их карьеры с обрыва, лучше с Нюландером, чем без него. Нет смысла считать Вильяма частью этого бардака. Но с похвалой приходят и ожидания. Возможно, его не сравнивают с Гретцки, как отца, но он точно расценивается, как один из спасителей команды. Всё же, какой хрупкий баланс между ожиданиями руководства франшизы и реальности, где игрок, лучший большинства хоккеистов основы, пребывает в АХЛ.

«Когда я был маленьким, люди смотрели на моего отца, его действия и ждали, что я и мой брат (Алекс, лучший бомбардир команды OHL «Миссиссога Стилхедс», котируется первым раундом драфта 2016) станем хорошими игроками», - сказал Вильям. – «Ничего особо не изменилось. Только больше ожиданий. Но ты не думаешь об этом, ты просто выходишь и играешь».

Безусловно, поступать таким образом у него получается, благодаря поддержке семьи. Михаэль в этом сезоне получил работу в «Стилхедс», став ассистентом тренера, так что он и два его сына живут вместе в небольшом доме в Торонто, где готовит в основном отец. Мать, Камилла, и три младших сестренки – девяти, одиннадцати и пятнадцати лет – должны были переехать в просторный новый дом в марте, чтобы семья могла быть вместе. Несмотря на все хорошие вещи, что произошли с Уильямом в этом сезоне, были и неудачи, так что семья послужила для Нюландера утешеньем. В первом матче сборной Швеции на МЧМ Уильям попал под силовой прием и выбыл до конца турнира с сотрясением мозга – сокрушительный удар, ведь он мечтал сыграть на международной арене вместе с младшим братом и лучшим другом.

«Как часто выпадает возможность выйти в одном звене с братом на молодежном мировом чемпионате?», - сказал Нюландер. – «Перед тем силовым мы сыграли вместе две смены и уже забили одну шайбу. И ты думаешь: “Такого не может произойти”. Думаю, если бы я играл, у нас был бы хороший шанс на золотые медали», - затем, пока он лечился после сотрясения, его настиг аппендицит, и он слег еще на неделю. – «Мы быстро его обнаружили, так что они просто прописали мне лекарства. Если опять возникнут проблемы, придется вырезать. Это было краткосрочное затруднение, и, надеюсь, оно останется в прошлом».

Спросите у любого скаута НХЛ и он ответит вам, что наибольшая адаптация, которую игрок должен совершить в карьере – это достижение уровня АХЛ, не НХЛ. Когда хоккеист, особенно подросток, появляется в АХЛ впервые, он приходит к осознанию того, что теперь играет серьезно. Он выходит с взрослыми мужчинами, некоторые из них уже ветераны с опытом в НХЛ, а их успешность в АХЛ напрямую связана с наполненностью их холодильников. Но для Нюландера переход из Швеции в середине прошлого сезона стал почти беспрепятственным. Если взять количество игр Нюландера за два года в АХЛ, то получится, практически, полноценный сезон. Если пойти дальше в статистических прикидках и представить, что Вильям провел полноценный сезон на таком же уровне результативности, то мы можем говорить о покорении рубежа в 80 очков. Отличные показатели для молодого человека, которому только в мае исполнилось 20 лет.

Есть несколько причин его успеха. Первая заключается в том, что Вильям, как и все другие члены семьи, путешествовал по НХЛ вместе с отцом. Нюландер родился в Калгари после обмена его отца из «Хартфорда», а затем последовал за ним в Тампу, Чикаго, Вашингтон, Бостон, Нью-Йорк и снова в Вашингтон. Будто хоккейный странник, Вильям метался между Швецией и Северной Америкой, а в 14 лет играл за «Chicago Mission», задиристую команду, которая проиграла национальный чемпионат детройтскому «Belle Tire», а затем вписала в свою историю 9 воспитанников, выбранных на драфте НХЛ, причем Дилан Ларкин, Зак Веренски, Брэндан Перлине и Кайл Коннор ушли в первом раунде.

А вот вторая причина – это то, что он играет с взрослыми мужчинами уже пятый год, начав во второй шведской лиге в одной команде с отцом. Затем Вильям перешел в первую шведскую лигу «МОДО» и наконец, присоединился к «Марлис».

«Я играю на взрослом уровне с 16-ти лет, так что, приехав сюда, особой разницы не почувствовал», - сказал Вильям. – «Единственное, здесь стиль игры другой. «Капи» (другой проспект «Торонто» и герой молодежного чемпионата мира Каспери Капанен) и я играем с взрослыми соперниками уже давно».

Но в городе, где даже за проспектами пристально следят, спрятаться трудно. Несмотря на невыдающуюся игру в основе, Нюландера часто узнают на улице. Он всегда готов сфотографироваться с фанатами или дать автограф, а когда они просят выиграть Кубок до дня их смерти, не смущается. Но перед тем как это великое событие свершится, Вильяму необходимо стать игроком готовым к жесткости и требованиям лучшей хоккейной лиги планеты.

«Он хочет стать великим»,  - сказал Киф. – «Вилли – сильный парень. Его энергия и сильные ноги хороши, как и у всех парней в нашей команде. Сила, полезность, как в нападении, так и в защите, постоянство в его игре. Вот что заставляет нас быть уверенными в том, что он готов, когда приходят вызовы в основу».

alt

«Листья» продемонстрировали то, как хотели бы развивать своих молодых игроков на примере Нюландера. И они будут следовать тому плану, что превратит страдания, что уже долго испытывают фанаты команды, в радость успеха. Впервые нет этих прямолинейных быстрых ходов генерального менеджера, презирающего 5-летние планы развития. Теперь у руля Ламорелло, который завоевал 3 Кубка Стэнли с «Дэвилз» и сделал свою карьеру, благодаря способности к точным и, что очень важно, постоянным определениям ценности игроков. Вместо высокооплачиваемых менеджеров, теперь места в главном офисе заняли молодые умы, лучшие скауты и люди с опытом работы в оценке игроков посредствам диаграмм и рейтингов.

«Ты никогда не повторишь ситуацию», - сказал Ламорелло о том опыте, что он принес из «Нью-Джерси». – «Мы собираемся решать все, как «Торонто». Возможно, сочетание «Детройта», «Нью-Джерси» и «Торонто» - это мы. Что больше всего мне нравится в скаутской деятельности, так это то, что нельзя бояться ошибки и риска. Не всегда риск оправдывается, но безопасные решения тоже иногда не лучшие».

Показателен пример Митча Марнера. У него огромный потенциал, он – игрок, которого Марк Хантер пригласил и развил в «Лондоне». Когда в конце января «Каролина» приехала в Торонто, фанаты «Мэйпл Лифс» увидели Хэнифина, задравтованный в 2015 лишь на пик ниже, чем Марнер, Ноа провел в НХЛ 21 смену с общим временем 21:35 и выглядел достаточно хорошо. Хэнифин может оказаться лучше, чем Марнер, но потенциал у проспекта «Торонто» есть, и он немаленький. Он невероятно одаренный нападающий, который создает поразительные моменты. Хэнифин станет хорошим игроком лиги, а Марнер может стать великим. 

И все это происходит сейчас с «Мэйпл Лифс», организацией, что развилась за последнюю пару лет больше, чем кто либо. Изменения сложны, это «Торонто» может сказать, смотря на все остальные 29 команд лиги с последней строчки таблицы, но, в конце концов, положительный результат придет. Шэнахан, похоже, способен заставить, кого угодно делать так, как хочет он – неважно будь то, правительствующий совет команды, который отказывается от прибыли в плей-офф в пользу перестройки команды, или похожие на Бэбкока и Ламорелло специалисты, которые присоединяются к «Торонто». Никогда еще командой не «рулила» столь крепкая рука. Хантер является одним из самых трудолюбивых и талантливых молодых экспертов, Киф – один из самых перспективных тренеров, в системе «Мэйпл Лифс» находятся молодые стабильные игроки, и теперь у команды действительно есть надежда.

«Мы еще ничего не сделали», - сказал Ламорелло. – «Да, наше видение реально. Процесс запущен. Есть план, но мы должны придерживаться его, а это не так просто. Мне он нравится, и всем нашим людям нравятся их обязанности. Хорошее обстановка, но пока еще ничего нет».

 

Оригинал: The Hockey News

«Мне стыдно, что я подвожу вас с мамой». С каким давлением сталкивается Митч Марнер 

Перестройка в "Торонто"

 Как один выбор изменил дальнейшую судьбу Никиты Сошникова