11 мин.

ФИНАНСЫ АНГЛИЙСКОЙ ПРЕМЬЕР ЛИГИ: МАНЧЕСТЕР СИТИ В ПОГОНЕ ЗА МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД

Манчестер Юнайтед долгое время был крупнейшим футбольным коммерческим центром, брендом, который приносил больше доходов, чем любой другой британский футбольный клуб. Обратите внимание на слово "были". Уже нет. Манчестер Сити, их "шумные соседи" обогнали их. Но как? Юнайтед потерял темп денежной гонки? Или Сити стал слишком значимым, чтобы его просто игнорировать?

Перевод познавательного видео-материала о финансовой стороне футбольной игры от ютуб-канала Tifo-Football

Перефразируя Бенджамина Франклина, в жизни мало нет явлений предопределеннее чем смерть, налоги и факт того, что Манчестер Юнайтед получает доходов больше, чем любой другой клуб Премьер-лиги. Но этот трюизм был недавно разрушен шумными соседями красных дьяволов в голубом одеянии, после того, как Манчестер Сити опубликовал свои финансовые результаты за сезон 2020/21 годов.

В 1992 году, когда стартовала Премьер-лига, все клубы, участвующие в ней, получили в первом сезоне - в совокупности 22 клуба - 205 миллионов фунтов стерлингов, что меньше, чем доход Лестер Сити в сезоне 2020 / 2021. Манчестер Юнайтед выиграл Премьер-лигу первом сезоне существования Премьер-лиги с положительной разницей в десять очков. Юнайтед также имел в том сезоне значительное преимущество с точки зрения доходов, принося на 44% больше дохода по сравнению со второй по величине командой, Ливерпулем, и более чем в два раза больше, чем у Астон Виллы, занявшей второе место в Премьер-лиге. Исторически, красные дьяволы были удивительно успешным, с финансовой точки зрения проектом.

Манчестер Юнайтед имел значительное преимущество перед другими клубами на старте Премьер-лиги. В сезоне 1992/93 Олд Траффорд вмещал 44 000 зрителей, а посещаемость в среднем составляла 35 000 человек, по этому показателю они уступали только Ливерпулю, поэтому у клуба были соответствующие доходы от проведения матчей.

Однако в чем дьяволы реально преуспели, так это в плане получения коммерческого дохода. Их доход из этого источника составил 10,7 миллиона фунтов стерлингов, что более чем в два раза больше, чем у Арсенала, и в четыре раза больше, чем у Ливерпуля.

Манчестер Юнайтед был самым желанным брендом в английском футболе, и это отражалось в их способности привлекать многие именитые компании и извлекать максимальную выгоду из сотрудничества с такими спонсорами, как Sharp и Umbro, при этом Юнайтед продавал больше футболок, чем любая другая команда.

Получив награду за участие в Лиге чемпионов в сезоне 1993/94, Манчестер Юнайтед смог подписать Роя Кина за рекордную плату, а посещаемость на Олд Траффорд увеличилась в среднем до 44 000 человек, опередив посещаемость матчей Ливерпуля почти на 6 000 болельщиков. Увеличение посещаемости в сочетании с регулярным успехом в квалификации в Лигу чемпионов означало, что Юнайтед имел значительное преимущество перед своими соперниками по Премьер-лиге, поскольку больше денег означало больше возможностей для предложения лучшей заработной платы и наличия большего трансферного бюджета.

Это создало благотворный круг. Деньги, вложенные в талантливых игроков, которые, в свою очередь, вызывали постоянный интерес к клубу со стороны болельщиков, привлечению новых болельщиков, и вело за собой увеличение количества проданных билетов, привлечению коммерческих партнеров, больших доходов от телевизионных компаний - последствием чего являлась доступность для инвестиций клуба в талантливых игроков, которые запускали круг дохода заново.

Только один раз в истории Премьер-лиги клуб, не входящий в тройку лидеров по фонду заработной платы выиграл трофей, и это был Лестер Сити, ставший Чемпионом Англии в 2016 году с предварительными шансами пять тысяч к одному.

Таким образом Манчестер Юнайтед шесть раз подряд получал в два раза больше дохода, чем любой другой клуб в Премьер-лиге, за первые восемь лет соревнований, шесть раз выигрывая Премьер-лигу.

Сделка по поводу трансляций стала еще одним фактором, позволившим Юнайтед опередить конкурентов.

В соответствии с моделью распределения, согласованной руководителями клубов, половина прав на внутренние трансляции была разделена поровну между клубами, а другая половина была связана с количеством раз, когда клуб был выбран для прямых трансляций, а также с итоговой позицией в лиге. Клубы, занявшие последнее место в Премьер-лиге, получат одну долю денежной суммы, именуемой "выплаты по заслугам", клуб, занявший второе место, две доли и так далее, пока победители не получат 20 акций. Поскольку Манчестер Юнайтед до сезона 2013/14 занимал не ниже третьего места, клуб всегда получал высокие выплаты, а также выигрывал от того, что был одним из самых популярных выборов для телевизионных компаний.

К тому времени, когда семья Глейзеров приобрела Манчестер Юнайтед, случилось это в 2005 году, путем выкупа с привлечением заемных средств, в результате чего долг клуба составил 700 миллионов фунтов стерлингов, доход клуба превысил полмиллиарда фунтов стерлингов. Тем не менее Глейзеры считали, что клуб не смог полностью реализовать свой потенциал как бренд. Коммерческая команда Манчестер Юнайтед начала фокусироваться на региональных и национальных сделках с партнерами по отдельным продуктам, и они оказались популярными, поскольку корпоративные компании хотели разделить внимание, которое Манчестер Юнайтед привлек к своим успехам на поле к глобальной фанатской базе. В результате коммерческий доход за первое десятилетие владения Глейзерами увеличился почти в пять раз.

В Манчестер Сити, в первые годы существования Премьер-лиги дела обстояли намного сложнее. Клуб дважды понижался в первом десятилетии Премьер-лиги и даже провел позорный сезон в третьем дивизионе. На управленческом уровне нескольким владельцам не удалось превратить свои обещания в какие-либо улучшения на поле и вне его.

Переезд на новый стадион - Сити оф Манчестер, в 2003 году - не имел существенного значения, поскольку клуб не мог участвовать в главных европейских турнирах. Это, в сочетании с преданной и небольшой местной фанатской базой, которой предоставлялись билеты по более низким ценам, и незначительных преимуществ от фанатов-туристов, готовых платить более высокие суммы создавало ситуацию, когда Сити было трудно извлекать доход, позволяющий им конкурировать с более сильными клубами.

Таким образом Сити получал доход, составляющий около третей части от структуры доходов Манчестер Юнайтед, пока их статус не изменился в сентябре 2008 года, когда шейх Мансур стал владельцем клуба. Далее, клуб стал спонсироваться Etihad Airways, и вскоре после этого права на наименование стадиона также были приобретены этой же организацией. Сити стал рассматриваться как соперник равноценного уровня, для клубов высшего звена. Новое финансирование означало, что перед этим Сити понес большие убытки, поскольку они вкладывали значительные средства в развитие талантов, но в дни, предшествовавшие внедрению «Финансового фэйр-плей», эти убытки не предусматривали в своей структуре штрафов, при условии, что владелец был готов гарантировать их оплату.

В сезоне 2010/11 Сити занял 3-е место, получив право на участие в Лиге чемпионов, и это помогло клубу получить более выгодные спонсорские контракты, предложения которых чаще всего исходили от ближневосточного рынка. К тому времени, когда Манчестер Сити выиграл Премьер-лигу в сезоне 2012/13, выручка увеличилась более чем втрое менее чем за пять лет, а разрыв между двумя манчестерскими клубами сократился с 192 миллионов фунтов стерлингов до 92 миллионов фунтов стерлингов.

Победа в Премьер-лиге на тот момент стала великим достижением для Сити. Но для того, чтобы совершать более выгодные сделки дальше, клуб должен был на долгий срок сохранить и закрепить свою популярность / репутацию победителя, тем самым привлекая новых спонсоров и внимание людей. Назначение тренером Пепа Гвардиолы в 2016 году помогло добиться этого. Всему этому предшествовал постоянный поток серебряных наград.

Тем временем на Олд Траффорд дела обстояли скромнее как на поле, так и за его пределами. Вице-председатель Эд Вудворд на собрании акционеров отметил, что "качество игры команды на самом деле не оказывает существенного влияния на то, что мы можем делать в коммерческой части футбольного бизнеса".

Тем не менее, отсутствие инвестиций в инфраструктуру на Олд Траффорд привело к тому, что доходы от матчей за последнее десятилетие не изменились, а отсутствие трофеев после ухода сэра Алекса Фергюсона совпало с отсутствием роста коммерческих доходов.

Covid-19 затронул Премьер-лигу в марте 2020 года, когда матчи были отложены и перенесены до окончания "финансового года", то есть до 30 июня 2020 года.

Этот фактор в большей мере коснулся именно Манчестер Юнайтед, чем Манчестер Сити, поскольку Юнайтед получал вдвое больше денег, чем Сити, так как посещаемость матчей красных дьяволов и сочетание этого с огромной вместимостью стадиона, а также большого количества туристов среди фанатской базы, которые готовы платить более высокие цены за билеты.

Несмотря на это, у Юнайтед по-прежнему было преимущество перед Сити в доходах на 31 миллион фунтов стерлингов.

По результатам сезона 2020/21 Сити вырвался вперёд. Сезон, проходящий за "закрытыми" дверьми привёл к тому, что Олд Траффорд приносил лишь мизерную часть дохода, от обыденных для нормального времени 110 миллионов фунтов стерлингов в год за продажу билетов. Та же участь постигла и Сити, но их доход сократился примерно на 55 миллионов фунтов стерлингов.

Что касается дохода от трансляций, в сезоне 2020/21 Сити выиграл Премьер-лигу и вышел в финал Лиги чемпионов. Прибыль от трансляций связана, особенно в турнирах УЕФА, с прогрессом в Лиге чемпионов, это означает, что Сити заработал больше из этого источника, в совокупности с 2015 года.

Манчестер Юнайтед сообщил о падении коммерческих доходов в сезоне 2020/21, поскольку клуб предоставил спонсорам Chevrolet дополнительные шесть месяцев для размещения на их футболках за относительно небольшую сумму в знак признания сбоев, вызванных пандемией. Манчестер Сити не заключал подобной сделки с Etihad Airways. Как следствие, коммерческий доход Сити увеличился до 272 млн фунтов стерлингов в сезоне 2020/21, в то время как доход Юнайтед упал до 232 млн фунтов стерлингов, поскольку вынужденным образом продленная на невыгодных условиях сделка с Chevrolet, в сочетании со снижением продаж клубных товаров из-за пандемии ударила по этому источнику дохода.

Сможет ли Сити удержать это преимущество. В сезоне 2021/22 Манчестер Юнайтед получит полноценный Олд Траффорд, чтобы увеличить доходы от игровых дней и товаров, а также постарается выйти в плей-офф Лиги чемпионов. Но способность Сити привлекать все больше и больше спонсоров за счет обычных трофеев поможет их линии поведения. Таким образом, Сити, зарабатывающий больше чем Юнайтед, может дать болельщикам право хвастаться доходами их любимого клуба, но, безусловно, существует и другая сторона - потенциальная конкуренция со стороны других клубов. У Шпор есть потенциал для получения самого высокого валового дохода от матчей в Премьер-лиге благодаря их многоцелевому, относительно перспективному новому стадиону, а Ливерпуль пожинает плоды успеха от качественной игры, имея очень желанные с точки зрения маркетинга активы, таких как Юргена Клоппа и Мохаммеда Салаха.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛЮБИТЕ ФУТБОЛ