5 мин.

Уходит человек-эпоха

В начале века я полюбил Арсенал. Каждый матч я смотрел как концерт, который захватывал дыхание и позволял прикоснуться к настоящему искусству. Я гордился серией из 49 матчей без поражений как собственным успехом и принял поражение от МЮ как личную драму. Это была невероятная команда чемпионов, которая могла побеждать показывая красивый и атакующий футбол. 

Затем наступила эпоха предательств, когда все лидеры один за одним уходили на повышение в другие клубы, увидев тенденцию, что лучших заменяют молодые таланты а не другие топ-игроки. Эшли Коул, Анри, Глеб, Фламини, Адебайор, Коло Туре, Насри, Клиши, Алекс Сонг, Санья и Ван Перси - все они уходили за трофеями и/или деньгами. Я их не виню, но никто из них не может при Венгере произнести слово преданность. Особенно Анри, который в последние годы не раз подвергал критике работу тренера благодаря которому он заслужил памятник на Эмирейтс.

Особо искушенным из стервятников был Сити, который на тот момент превосходил Пушкарей лишь финансовыми ресурсами. Они завлекали лучших птенцов Венгера деньгами и медленно убивали в старике веру в высокую нравственность игроков в которых он годами вкладывал все свои знания и опыт. По этой же причине, постепенно и ослабло внимание Арсена к французскому рынку. Тем не менее, Арсенал продолжал достаточно успешно выступать в чемпионате и не пропустил ни одного розыгрыша в Лиги Чемпионов до этого сезона, в процессе раскрыв массу талантливых игроков.

Я сильно переживал обидное поражение в финале ЛЧ против Барселоны, 2:8 от МЮ и пропущенный гол от Мартинса на 89 минуте в финале Кубка Лиги против Бирмингема. Но тогда теплилась надежда, что скоро выплатят долги за стадион и всё наладится. 

Приобретение Озила перед началом сезона 13/14 стало знаковым. Оно показало, что финансовые проблемы клуба позади и что теперь не придётся расставаться с лидерами. Однако тот сезон прошел не лучшим образом и был омрачен серией разгромов от лучших команд Лиги (0:6, 1:5, 0:3, 3:6). Сезон 15/16 был последней возможностью вернуться на трон, но к сожалению (а для болельщиков Лестера и любителей чудес - к счастью), Арсен не смог воспользоваться этой прекрасной возможностью. После этого наступила зима. 

Включая матчи Арсенала в последние годы я испытывал тревогу. Я уже не ждал от них концерта, хоть периодически они и случались. Я просто надеялся, что в один прекрасный момент руководство Арсенала перестанет упрямо верить, что из средних игроков в современном футболе можно создать великую команду. Команду, которая на дистанции сможет бороться с богатейшими клубами Европы. Тем больнее было смотреть на сотни табличек - "Wenger out" на всех стадионах мира. Это была акция всеобщего предательства. Арсен не заслужил такого отношения от фанатов клуба, для которого он 20 лет писал историю золотыми красками. После стольких падений ему нужна была поддержка, от руководства и болельщиков, от ветеранов клуба, ведь он всегда вставал.

К сожалению, этот сезон стал продолжением регресса команды. После прошлогодних разгромов от Баварии, я верил, что как и всегда, Феникс восстанет из пепла. После второго за неделю поражения от Сити со счетом 0:3, я увидел во взгляде Венгера смиренность. Он осознал и вероятно в этот момент смог принять неизбежность своего ухода. Это не значит, что после его ухода будет лучше. Это означает, что сам он перестал верить, что с имеющими ресурсами возможно получить лучший результат.

Мы пока еще не осознали глубину всей трагедии, которая коснулась футбола с приходом больших денег, однако у каждой эпохи есть свой конец и у АПЛ этим летом начнётся новая история, в которой не будет людей готовых отказаться от личных амбиций и денег (десятки предложений от Реала и других), ради любимого клуба. В историю входят лишь сильные люди, которые борются за свои идеи и принципы до последнего. Арсен Венгер не просто тренер. Это олицетворение эпохи и идей. Веры и преданности. Он хотел всё исправить, но не смог, не хватило сил.

«Футбол - это такое же искусство, как и танец. Но искусством футбол становится лишь тогда, когда в него играют хорошо.» Арсен Венгер ©