9 мин.

Место для шага вперед. Итоги сезона для «Трактора»

Вот и закончился хоккейный сезон 2018/19 в Челябинске. Он получился далеко не таким ярким, как предыдущий, и не таким богатым на победы. Но несмотря ни на что, челябинские хоккеисты задачу-минимум на сезон выполнили, завоевав путевку в плей-офф. А трудностей и испытаний на этом пути было хоть отбавляй.

Тяжелый старт

Начало сезона уже стало серьезным экзаменом для черно-белых. Обновленный состав должен был привыкать к тому хоккею, который пытался поставить тогдашний главный тренер Герман Титов в условиях тяжелейшего календаря в дебюте регулярного чемпионата. Черно-белые потерпели несколько оглушительных поражений кряду. Стало ясно, что у команды серьезные проблемы как в обороне, так и в атаке. К тому же уже тогда лидеры челябинцев начали получать травмы. Тем не менее, «Трактору» удалось не только не упасть на самое дно Восточной конференции, но и не отпустить слишком далеко от себя конкурентов за попадание в плей-офф, что в условиях новой системы начисления очков стало очень важным.

Травмы и борьба за плей-офф

12 октября Алексей Тертышный стал исполняющим обязанности наставника черно-белых. Новому рулевому сразу же пришлось окунуться в самое пекло — борьба за кубковую восьмерку постепенно разгоралась, а на команду обрушился уже настоящий шквал травм. Новости об очередном пополнении в лазарете «Трактора» сыпались чуть ли не каждый день. Из-за непрекращающихся травм тренерскому штабу пришлось перекраивать практически все сочетания, поднимая игроков из «Челмета», а менеджменту — срочно искать усиление на трансферном рынке.

Тем не менее, команда все же держалась на плаву и все-таки сумела зацепиться за заветную путевку в плей-офф, даже несмотря на усилия разыгравшейся в концовке регулярки «Сибири». Черно-белые угодили в первом раунде на «Автомобилист», собравший в этом сезоне мощный состав и заслуженно ставший первым на «Востоке». Пускай даже не удалось добиться хотя бы одной победы в противостоянии с командой Андрея Мартемьянова, однако челябинцев трудно было упрекнуть в отсутствии желания. Парни в борьбе с имеющим больший бюджет и куда более длинную скамейку соперником сделали все, что могли.

Точнее, чем прославленный ветеран клуба Николай Макаров, тут и не скажешь:

Команда справилась в тяжелой ситуации. Было много травмированных, но даже при этом никто не сдавался. Плей-офф показал, что «Трактор» мог громко хлопнуть дверью. Не хватило совсем немного.

К слову о бюджете. У лидеров Восточной конференции — «Магнитки», «Ак Барса», «Авангарда», «Салавата Юлаева», примкнувшего к ним в этом сезоне «Автомобилиста» — он значительно больше. Однако это не помешало «Трактору» в прошлом году завоевать бронзовые медали, а в этом сезоне — обыгрывать их в очных встречах. Разве что «Салават» и «Авто» остались для черно-белых недосягаемыми. А «Металлург» и «Ак Барс», год назад выигравший Кубок Гагарина, теперь тоже закончили сезон после первого раунда.

Проблемы в атаке, победы в овертаймах, Демченко, Томас и молодежь

Сезон действительно получился  неоднозначным. С одной стороны — большое количество «сухих» поражений и предпоследнее место по заброшенным шайбам среди всех команд Лиги. Факты, конечно, удручают, да и хоккей «Трактора» трудно было назвать зрелищным, однако в тех условиях, когда из-за постоянных травм состав приходилось корректировать чуть ли не в каждом матче, вряд ли можно было ожидать какой-то феерии. Тот же Виталий Кравцов мог вполне сыграть лучше, но тут явно сказались и отъезд посреди сезона на молодежный чемпионат мира в составе сборной России, и частые смены партнеров по звеньям, и увеличение нагрузки в связи с уже более существенной ролью. 

Другие креативщики практически не вылезали из лазарета. Рихард Гюнге еще на старте получил тяжелую травму. Пол Щехура боролся с различными повреждениями и часто форсировал выход на лед — в итоге это обернулось несколькими победными голами и вылетом до конца сезона. Неплохо выглядевший Райан Стоа и вовсе сломал ногу уже на финише регулярки. В какой атакующий хоккей здесь можно было играть?

С другой стороны — «Трактор» стал лидером КХЛ по количеству побед в овертаймах. Да и несколько ярких матчей, включая удачные Уральские дерби, челябинцы все же провели. Команде в том числе удалось и переиграть в Казани местный «Ак Барс». Там черно-белые не выигрывали с того самого легендарного Финала конференции-2013. 

Пожалуй, лучший в карьере сезон провел Василий Демченко. Голкипер «Трактора» своими невероятными сэйвами принес немало очков команде и сполна заслужил «Приз зрительских симпатий» имени Павла Лазарева. Демченко, кстати, уже продлил свой контракт с клубом, так что как минимум в следующем сезоне за последний рубеж можно будет не беспокоиться.

Также явной удачей стало и приглашение форварда Кристиана Томаса. Канадец по-настоящему раскрылся в составе «Трактора», проявив себя как в черновой работе, так и в подыгрыше партнерам и завершении атак. Так что продление соглашения с ним еще на два года было очень даже логичным. Томас уже успел ощутить, что клуб значит для города:

Я был поражен количеством символов с «Трактором», которые есть в городе. Они везде – на машинах, на зданиях, на рекламных щитах. Город живет хоккеем. Здесь особенные болельщики, которые отлично поддерживают свою команду.

Ну и нельзя не отметить молодежь, получившую в этом сезоне больше шансов в связи с кадровыми проблемами. Наконец-то дебютировал один из самых талантливых вратарей страны в своем возрасте Владислав Сухачев. Получилось ярко, однако и здесь все испортила травма. Илья Карпухин сумел закрепиться в основном составе, а Марсель Шолохов — и вовсе стать важной деталью в командном механизме, хотя бы по самоотдаче и работе в меньшинстве.

Болельщики и пиар

По данным КХЛ, «Трактор» в сезоне 2018/19 занял 3-е место среди 25 клубов Лиги по наполняемости домашней арены с показателем 94,13%. Впереди только «Автомобилист», ставший, как мы помним, лидером на «Востоке», и СКА. В «бронзовом» сезоне черно-белые были вторыми среди тогда еще 27 клубов с показателем 94,25% после все того же СКА. Что бы там ни судачили злые языки о снижении популярности команды на фоне поражений — цифры говорят о другом. Большой хоккей как был одним из главных развлечений в столице Южного Урала, так им и остается. 

Много было разговоров также и по поводу закрытых комментариев в соцсетях и неудачных пиар-акций. Тем не менее, традиционный фестиваль «Трактор Open» посетили тысячи людей, концепция этого сезона «Заряжай» была принята болельщиками на ура, а канал «Трактор ТВ» на Youtube регулярно и стабильно радует смотрибельным контентом. Некоторые ролики так и вовсе близки к шедевральным. Чего только стоят анонс ретро-матча с «Барысом» в стиле девяностых и Александр Шаров в роли великого Фредди Меркьюри! В соцсетях же наблюдается стабильный прирост новых подписчиков — в одном только Instagram их теперь 47,5 тысяч по сравнению с 34 тысячами в начале сезона.

По присутствию в медиапространстве «Трактор» среди всех клубов Лиги стабильно держался в топ-8. Челябинцы постоянно находятся в числе лидеров по общему количеству упоминаний команды в федеральных и региональных СМИ. Причем это зависит не только от сугубо спортивных факторов, но и от собственных создаваемых инфоповодов.

Рейтинг клубов КХЛ

На недавнем заседании Совета директоров КХЛ был представлен рейтинг клубов, в котором «Трактор» сохранил за собой 10-ю строчку — как и в сезоне 2017/18. Напомним, что оценка здесь складывается из 8 основных показателей. Это спортивные результаты, вместимость и заполняемость арены, своевременность выплат зарплат игрокам, ТВ-индекс и прочее. Два сезона назад «Трактор» был 14 в этом рейтинге.  Сейчас же держится  в топ-10 команд Лиги. И это несомненный успех. Реакция ветеранов и болельщиков на такую новость не заставила себя долго ждать.

Анатолий Картаев, бронзовый призер чемпионата СССР 1977 года, хоккейный эксперт:

То, что «Трактор»  второй год в десятке лучших клубов — это отличный результат. В этом рейтинге один из главных показателей — спортивные достижения. И если бы не травмы наших ведущих игроков, выступление в чемпионате наверняка было бы лучше.

Артур Лекус, представитель группы болельщиков «Трактора»:

Быть в десятке сильнейших из 25 клубов КХЛ — это достойно, даже круто. Болельщики  любили, и будут любить «Трактор», поддерживать его во все времена, несмотря ни на что. Наша арена всегда полная, и это тоже оценила Лига в своем рейтинге.

Что дальше?

Все еще неизвестно, останется ли у руля Алексей Тертышный и решит ли еще задержаться в КХЛ Виталий Кравцов. И не забываем о недавней рокировке на посту губернатора Челябинской области. Много вопросов есть и по составу. За вратарскую линию беспокоиться не нужно,т ем более, что продлен контракт с Демченко. А вот защиту усиливать нужно кровь из носу, причем как и «домоседами», так и созидателями, в подмогу Нику Бэйлену, продлившему, кстати, контракт. То же самое касается и линии атаки, куда нужны и креативщики, и парни, способные выполнять большой объем черновой работы. Пока что соглашения пролонгировали, помимо упомянутого выше Томаса, еще Щехура и Пеньковский.

Понятное дело, что вылет в первом раунде плей-офф — вряд ли тот результат, которым можно гордиться. Не будь такого количества травм, курьёзных шайб и ненужных удалений, решавших исход отдельно взятых матчей, черно-белые явно могли бы забраться повыше в турнирной таблице, да к тому же и далеко не все новички оправдали ожидания. Теперь же нужно, чтобы все нюансы были поскорее утрясены, а усиление найдено. Несмотря на далеко не бездонный бюджет, у «Трактора», как в песне Виктора Цоя, есть место для шага вперед. И очень хочется, чтобы команда в новом сезоне его сделала. 

Оригинал статьи на fedpress.ru

Фото: hctraktor.org