Трибуна
8 мин.

Игроки и тренеры клуба из Калифорнии каждый день звонят болельщикам: поздравляют, советуют и просто болтают. Очень душевно!

От редакции: вы в блоге «Тортотлон» – тут увлекательно рассказывают о необычных кейсах из мира спорта. Сейчас в программе интервью с маркетологом «Сакраменто Репаблик» о звонках болельщикам, маркетинговых инициативах клуба и будущем футбола в Америке. Поддержите авторку плюсами и подписками!

Вы скучаете дома на карантине, в обед раздается телефонный звонок, и в трубке вы слышите голос тренера любимой футбольной команды... Такой звонок может получить любой болельщик калифорнийского футбольного клуба «Сакраменто Репаблик».

Сакраменто – столица Калифорнии, это в 140 километрах от Сан-Франциско. Профессиональный футбольный клуб появился здесь только в 2014-м. До этого за спорт в городе отвечали в первую очередь баскетбольные «Сакраменто Кингз». Любопытно, что город многонациональный: треть жителей – латиноамериканцы, еще треть – азиаты и афроамериканцы, и оставшаяся часть – белые.

«Сакраменто Репаблик» играет в USL (United Soccer League), второй лиге после МЛС. Команда несколько лет пыталась пробиться в элиту – в американской системе это значит, что нужно не выиграть свой турнир, а доказать, что ты будешь полезен лиге с точки зрения денег, и оплатить франшизу в несколько сотен миллионов долларов. Осенью 2019-го объявили, что «Сакраменто» войдет в МЛС в 2022-м. К этому моменту клуб достроит новый стадион на 20 тысяч мест.

На карантине маркетинговый отдел клуба придумал, как сохранить связь с болельщиками. В специальном разделе на сайте можно скачать раскраски для детей, игры и кроссворды, пожертвовать деньги на доставку продуктов пожилым или пригласить игрока клуба в школу на виртуальный урок.

Самый интересный карантинный проект клуба – раздел Let’s Talk Soccer. «Скучаете по разговорам о футболе? Мы тоже. Поэтому мы придумали Let’s Talk Soccer, чтобы поболтать о прекрасной игре. Матчи могут быть перенесены, но любовь к футболу от этого не умирает. Если вы любите спорт так же, как мы, регистрируйтесь и давайте поговорим о футболе!» – говорится на сайте клуба.

Нужно заполнить простую форму: указать контакты и интересы – и в назначенный час вы получите звонок от работников клуба, кого-то из тренеров или игроков. Болтать можно хоть полчаса, а собеседника подберут в зависимости от увлеченности футболом (уровни от новичка до профи) и любимой темы: можно выбрать сам клуб, МЛС, АПЛ или другие европейские лиги, национальные команды США, женский футбол и футбольную культуру. Чтобы получить звонок, не нужно быть кем-то особенным или выиграть шанс в лотерею – слотов много, можно записаться на любой ближайший рабочий день.

Я не могла упустить такую возможность и оставила заявку. Клуб может звонить только на американские телефонные номера, поэтому после переписки с сотрудником мы договорились созвониться в Google Hangouts. В час ночи по московскому времени меня ждал разговор с менеджером по маркетингу Ноа Ленноном, который и придумал проект Let’s Talk Soccer.

– Ноа, привет, говорю с тобой из России. Let’s Talk Soccer – отличная идея, как вы это придумали?

– Когда все началось, мы накидывали идеи и самые необычные способы не терять связь с болельщиками. Я подумал: многие продолжают работать удаленно, общаются с коллегами, семьей. Но кое-чего не хватает – встреч с новыми людьми, которые раньше случались на стадионе или в барах. По ним мы больше всего скучаем, такие социальные связи очень значимы для спорта.

Let’s Talk Soccer получился, потому что мы хотели создать атмосферу и дать возможность встречать новых людей, говорить с ними о спорте, о культуре и любимых лигах, общаться на одном фанатском языке.

– Какие звонки вам запомнились больше всего?

– Самый классный случай – когда мы позвонили одному старшекласснику. У него был день рождения, исполнялось 18 лет. Он вратарь в школьной команде, это был его последний сезон перед поступлением в колледж. И вот из-за карантина сезон отменен, а парень расстроен, что не смог доиграть. Его девушка сделала сюрприз: заполнила форму, и в день рождения парню позвонил наш главный тренер команды! А еще к звонку присоединился наш вратарь. Представляете, поздравить парня позвонили тренер и игрок основного состава, еще и надавали советов для будущей жизни в колледже.

Еще общались с 8-летним ребенком: он только подписал контракт в новой футбольной академии, но не успел сыграть ни одной игры – все отменили. Он тоже вратарь, ему позвонил наш тренер голкиперов Ромуальд Пейсер, у него богатая карьера игрока.

Здорово, когда юный футболист может поговорить с одним из наших игроков или тренером. Но темы самые разные: кому-то интереснее говорить об АПЛ или Бундеслиге, кто-то о нашей тактике и тренерском подходе. Каждому мы находим подходящего собеседника – 17 разных сотрудников участвовали в звонках. С этой акцией мы стали даже ближе к нашим болельщикам, чем раньше.

– Почему в век видеоконференций вы выбрали телефонные звонки?

– Видеозвонки у нас тоже есть! В другой акции – ClassZoom Surprises. Во многих школах сейчас учатся через Zoom, и вот когда учитель уже в конференции с учениками, неожиданно туда подключается наш игрок. Это тоже очень популярно, а для некоторых игроков вообще не проблема подключиться с видео. Но это все-таки не для всех, по телефону проще, не всем комфортно с видео.

– Как вообще соккер растет в США, скоро ли он догонит традиционные для Америки виды спорта?

– Рынок перестраивается. НФЛ на первом месте по популярности, но в лиге не все безоблачно, в последние годы отношение к американскому футболу меняется. НБА – вторая крупнейшая лига, она становится более международной и благодаря этому ее популярность растет. МЛБ определенно сдает позиции. Старое поколение выросло с бейсболом, а наше уже следит не так внимательно. МЛС растет, в 2022-м в лиге будет 30 команд, и внутренний рынок доказывает, что есть еще возможности для роста.

«Атланта Юнайтед» – самая посещаемая команда в МЛС, на нескольких играх заполняемость стадиона превышала 70 тысяч. Это рекордные показатели для МЛС, они в топ-10 во всем мире по посещаемости. В среднем в сезоне на матчах «Атланты» присутствует 46 000 болельщиков.

Футбол в США показывает сумасшедший рост – думаю, мы скоро догоним бейсбол. Вообще у нас большой рынок, в спорте много инвестиций,  место есть для всех видов, совсем не обязательно рост МЛС будет связан с падением популярности других лиг.

Мы, например, сейчас арендуем стадион на 11,5 тысяч мест, половина – владельцы абонементов, другая половина – разовые покупки. Когда команда только появилась в 2014-м, на первые четыре игры мы арендовали у колледжа стадион для американского футбола. Мы не знали, сколько человек придет, тогда USL была не самой популярной лигой. 8-10 тысяч было бы уже круто. На те игры мы продали все билеты – пришло 20 тысяч. На игры команды, которой никогда раньше не существовало! Это доказывает, что мы можем собрать сильную базу болельщиков.

К 2022-му мы строим новый стадион на 20 тысяч. Ограничились таким количеством, потому что хотим солд-аут на каждом матче, наэлектризованную атмосферу. Но на будущее мы оставили небольшое пространство для расширения, до 22-23 тысяч.

– Сложно было попасть в МЛС?

– Лиге нужны коммерчески успешные клубы. Последние пять-шесть лет мы пытались убедить МЛС, что заслуживаем места. Подавали документы о доходах, доказывали, что востребованы у болельщиков. Наконец-то нам выделили место.

Честно говоря, наша система – странная. Но, думаю, так будет не всегда. USL – вторая лига после МЛС, но есть еще третий и четвертый дивизионы. Возможно, в них и появятся вылет и продвижение наверх – можно будет протестировать систему, и если она покажет целесообразность, ее можно внедрять и в элите. Думаю, USL будет двигаться в этом направлении. Я бы хотел видеть в Америке перемещения между лигами, но сейчас я счастлив, что мы попадаем в МЛС!

– Что вы делали, чтобы собрать сильное сообщество болельщиков?

– Например, в дни матчей на стадионе мы проводим разные конкурсы и выступления – делаем их совместно с местными сообществами. Назначаем определенную тему, к которой подбираем участников. Например, вечер культуры коренных американцев. Я встретился с 12 вождями индейских племен, живущих в нашем регионе, и вместе мы придумали предматчевые представления, племенную церемонию и чествование старейшин. Вместе с ними на игру приехало около тысячи человек из разных племен.

В моей маркетинговой команде 18 помощников, работающих неполный день, с ними мы посещаем разные мероприятия местных сообществ, ходим к детям. До спорта я работал в некоммерческих организациях, для меня очень важна ответственность перед обществом. Я помогаю продвигать события среди местных жителей, в то же время оказываю поддержку в решении их проблем.

Мы – клуб, образованный вокруг сообществ, своими действиями мы благодарим их за преданность. Благодаря пандемии у нас появилась возможность сфокусироваться на проблемах общества, и мы создали программы поддержки, которые будут работать и после того, как все придет в норму. Например, программа помощи пожилым людям «Неудержимые руки»: мы доставляем продукты, чтобы люди могли оставаться дома. Мы собрали много денег и доставили десять тысяч продуктовых сумок. Система теперь работает, и все эти начинания легко продолжать и потом. Помощь пожилым и Let’s Talk Soccer могут работать дольше, чем будет идти кризис.

Болельщики хотят общаться с нами, слышать наши новости. Поэтому мы запустили подкаст. И нам нравится это общение, я впечатлен откликом от фанатского сообщества. Мы рады каждому, кто тоже захочет стать нашим болельщиком.

Фанаты сэкономили клубу из шотландского чемпионшипа 75 тысяч фунтов – просто отказались взять обратно деньги за абонементы

Эволюция МЛС: бизнес-успех футбола в нефутбольной стране. Подкаст Green Room

Фото: Sacramento Republic FC