6 мин.

«Премиальные за «Баварию»? Хоть миллион – все равно не выиграем»

Загранники болельщиков «Локомотива» снова пылятся, а Кирилл Благов вместе с бывшими игроками и тренерами железнодорожников начинает вспоминать прежние еврокубковые кампании.

Кубок УЕФА 1993/94

К финишу чемпионата России сезона-1992 «Локомотив» пришел четвертым, получив возможность на следующий год дебютировать в еврокубках. Все ограничилось двумя матчами – в 1/32 финала Кубка УЕФА соперником команды был «Ювентус».

«Ювентус» – «Локомотив» – 3:0 (0:0) Голы: 1:0 Р. Баджо (49), 2:0 Раванелли (69), 3:0 Р. Баджо (86). «Ювентус»: Перуцци, Каррера, Фортунато, Торричелли, Колер, Жулио Сезар, Марокки, Конте, Раванелли, Р. Баджо (Дель Пьеро, 87), Меллер. «Локомотив»: Овчинников, Арифуллин, Рахимов, Подпалый, Сабитов, Дроздов, Косолапов, Аленичев, Саматов, А.Смирнов (Горьков, 65), Ю.Петров (Гарин, 54).

«Локомотив» – «Ювентус» – 0:1 (0:0) Гол: 0:1 Марокки (53). «Локомотив»: Овчинников, Арифуллин, Рахимов, Подпалый, Сабитов, Фузайлов (Горьков, 59), Косолапов, Аленичев, Саматов, А. Смирнов, Никулкин. «Ювентус»: Перуцци, Каррера (Поррини, 46), Фортунато, Торричелли, Колер, Жулио Сезар, Конте (Галиа, 75), Д. Баджо, Раванелли, Марокки, Бан.

Фото из журнала Hurra Juventus, www.l-oko.ru

– Ехали за рубеж, поэтому руководство купило нам костюмы, – вспоминает Юрий Дроздов. – Темные пиджаки, голубые рубашки, галстук красно-желтый, и – самое главное – розовые брюки. Но никто не возражал – все-таки 93-й год был, а тут нам костюмы дают бесплатно, да еще и туфли черные к ним. И вот мы в этом наряде приехали к итальянцам. Время свободное проводили в номерах отеля, смотрели телевизор – у них же там сто каналов. В магазины не заглядывал – я простудился, так что было не до этого.

В этих костюмах с розовыми брюками игроки «Локомотива» успели заглянуть в студию программы «Футбол без границ». Сергей Подпалый и Александр Смирнов рассуждали о персональной опеке Роберто Баджо, а Юрий Семин говорил, что это будет входить в обязанности Юрия Дроздова.

– Было понятно, что мы уступаем по всем показателям – и по подбору игроков, и по организации игры – поэтому Семин ничего особенного не просил, просто показать, что можем, – рассказывает Дроздов. – Исполнительское мастерство все и решило.

– Ребят перед этой игрой нужно было не настраивать, а успокаивать, – вспоминает Юрий Семин. – Много волновались, и это в какой-то степени не позволило нам сыграть достойнее, хотя было понятно, что «Ювентус» в любом случае фаворит. Для игроков Роберто Баджо тогда был богом, а тут они выходили играть против него – в итоге он и забил два хороших гола.

К моменту старта в Кубке УЕФА «Ювентус» не успел уладить все вопросы с туринским муниципалитетом, которому тогда принадлежал «Стадио делле Альпи», и был вынужден проводить матч в Болонье – местный «Ренато Далль’Ара» собрал около 26 тысяч человек.

– На наш стадион в те времена приходили, в основном, родственники. Человек сто придет, и ладно, – говорит Дроздов. – А в Италии собралась огромная аудитория, поэтому было непривычно. Когда ехали на тренировку, болельщики показывали: 5:0, 10:0. Но ничего, проиграли 0:3, и руководство даже сочло, что это очень хороший результат. После матча поменялись футболками с Антонио Конте – с их стороны никакого пренебрежения в этом плане не было, ребята профессионалы, все прекрасно понимали.

– Перед матчем «Ювентус» организовал обед, на котором присутствовал их президент, – рассказывает Семин. – Обедали, раздавали друг другу комплименты. Мы затем их тоже у себя как следует приняли в «Национале» – итальянцам понравилось. Несмотря на итоговое поражение, эти матчи были очень важны для имиджа клуба – Европа, по сути, первый раз услышала, что есть такой клуб «Локомотив».

Кубок УЕФА 1995/96

В еврокубки «Локомотив» вернулся через сезон с обновленной командой, которой в начале сентября предстояло отправиться в Мюнхен.

«Бавария» – «Локомотив» – 0:1 (0:0) Гол: 0:1 Харлачев (71). «Бавария»: Кан, Баббель, Циге, Штрунц (Нерлингер, 15), Хелмер, Сфорца, Хаманн, Циклер (Суттер, 46), Клинсманн, Херцог (Витечек, 72), Шолль. «Локомотив»: Овчинников, Арифуллин, Дроздов, Харлачев, Оганесян, Чугайнов, Косолапов, Гуренко, Елышев, Соломатин, Гарин (Маминов, 82).

«Локомотив» – «Бавария» – 0:5 (0:4). Голы: 0:1 Клинсманн (26), 0:2 Клинсманн (35), 0:3 Херцог (39), 0:4 Шолль (45), 0:5 Штрунц (79). «Локомотив»: Овчинников, Арифуллин, Дроздов, Харлачев, Соломатин, Чугайнов, Косолапов, Гуренко (Пашинин, 10; Маминов, 46), Елышев, Кузнецов, Гарин. «Бавария»: Канн, Бабель, Циге, Штрунц (Фрай, 87), Хелмер, Сфорца, Хаманн (Циклер, 72), Херцог (Нерлингер, 62), Клинсманн, Шолль, Костадинов.

– Победы от нас никто не ждал, – вспоминает Евгений Харлачев. – В Германии все смеялись – кто это вообще приехал? Во время обсуждения перед матчем на местном радио постоянно включали гудки паровоза – всем весело было, в общем. Так что, наверное, где-то недооценили, но и у нас тогда сильная команда была, с характером.

– Приехали, поселились в гостинице, потренировались, сыграли и уехали, – говорит Игорь Чугайнов. – Все время было посвящено подготовке к матчу – мы же не по магазинам ходить приехали. Олимпийский стадион, конечно, произвел впечатление, хоть я до этого уже и бывал на европейских аренах – с «Торпедо» мы играли в Манчестере, Мадриде, Риме.

– Мы поселились за городом, чтобы никто не мешал и можно было сконцентрироваться на игре, – рассказывает Семин. – В первом матче и выиграли за счет дисциплины, и Харлачев, конечно, великолепный гол забил.

После игры администратор «Локомотива» пошел в раздевалку «Баварии» менять футболки. В одной из тех, что вернулась обратно необменяной, 90 минут отыграл Харлачев.

– Перед игрой поспорили с Соломатиным, – вспоминает полузащитник «Локомотива». – Он сказал: если забьешь, буду кувыркаться. Вечером команда в отеле собралась посмотреть, и он – прямо через весь коридор. Посмеялись тогда. А за несколько дней до игры было командное собрание. Палыч спрашивает у Филатова, какие премиальные обещать команде за победу. Валерий Николаевич отвечает: да хоть миллион. А Семин ему говорит: нет, погоди, эта команда способна на многое.

– Филатов был согласен на любые премиальные, говорил, что все равно не выиграем. В итоге договорились о довольно большой по тем временам сумме, – рассказывает Семин. – Выиграли, возвращаемся в Москву, Филатов говорит: ты чего наделал? Оказалось, что денег таких на тот момент у клуба не было. Но ничего, выпутались как-то, с помощью друзей и не чужих клубу людей.

На ответный матч в Москве набился полный стадион, посмотреть на «Баварию» пришли даже те, кто не болел за «Локомотив».

– Мы же тогда не были избалованы большой аудиторией, а здесь стадион полностью заполнился, ну мы все и побежали забивать, – вспоминает Харлачев. – В итоге сами и получили после ошибок, хотя вначале у нас было несколько хороших моментов. После матча долго сидели в раздевалке, не могли прийти в себя, было обидно – столько людей пришло поддержать, а мы 0:5 проиграли. Семин отреагировал спокойно, не критиковал. Разумеется, в раздевалку заходили многие руководители железных дорог, но никто ничего плохого не сказал. Главное – был сделан первый шаг, одержана первая победа в еврокубках.