11 мин.

Помните поляка, который стал профи в 27 лет и попал в сборную? Он даже играл в «Торпедо»

От редакции Sports.ru: привет, вы в блоге «Поле зрения». Футбол – это не только Месси, Роналду и топ-звезды, это еще и классные истории обычных парней, которые месят грязь на деревенских полях и чудом пробиваются наверх. Наверху их тоже ждут проблемы. Подписывайтесь, ставьте плюсы – и автор обязательно напишет еще. 

Один из польских журналистов сравнил карьеру Гжегожа Пехны с цветением иерихонской розы и полетом бабочки. Нападающий зажег в элите польского футбола, когда казалось, что его мечта стать профессиональным игроком уже похоронена. Правда, и радовал болельщиков он совсем недолго. Прям как жизнь бабочки – красивая, но короткая.

Рождение Колбасы

Родился и вырос Пехна в небольшом городке на 20 тысяч жителей – Опочно Лодзинского воеводства. Там на 13-летнего пацана обратил внимание школьный учитель физкультуры и предложил присоединиться к местной любительской команде MLKS (сейчас – «Керамика»). Мальчишка пришел на тренировку и сразу стал забивать. Гжегож кайфовал, когда вратарь вынимал из ворот запутавшийся в сетке мяч – причем неважно, на тренировке он забивал или в официальных матчах в районном дивизионе. Именно в низших лигах Польши Гжегож Пехна и провел большую часть необычной карьеры: MLKS, «Моджеванка» (Моджев), СК «Пилица» (Томашов-Мазовецкий) и снова зарубы за команду из деревни с красивым названием Лиственница (Modrzew).

В Моджеве забивную способность Гжегожа заметил Здислав Войцеховский – хозяин буковецкого клуба WOY и одноименного колбасного завода, и предложил перейти к нему. Пехна согласился: выбора особо не было, потому что «Моджеванка» была в полной и беспросветной финансовой яме.

Работа на Войцеховского не ограничивалась футболом. После каждой тренировки Гжегож прыгал в грузовичок и развозил колбасу с мясом по окрестным магазинам. Бывало, сразу после развоза он уставшим приезжал прямо к началу матча, но продолжал неистово клепать голы. С того времени к нему и приклеилось прозвище «Колбаса». Кто-то из одноклубников однажды громко поприветствовал его: «О, Колбас приехал!». Так и пошло: «Колбас, колбас». Потом уже к прозвищу добавилась недостающая буква «а» – «Колбаса».

«Может, это звучит нескромно, но у меня с раннего детства была интуиция на голы. Мне кажется, я с этим родился, – сказал Пехна в одном из интервью. – Когда я выходил на поле, меня прям перло от уверенности, что сегодня я точно забью. На 15-й, на 70-й минуте – неважно когда, но гол забью точно».

Однажды Гжегожа пригласили на свадьбу, но в этот день была игра. Пехна долго уговаривал коуча отпустить его, тот нехотя согласился, правда, с оговоркой: «Ок, забиваешь в первом тайме два гола, и можешь валить на свадьбу». Сказано – сделано, Гжегож вышел в стартовом составе, до перерыва положил два мяча и вылетел из раздевалки отмечать свадьбу друга.

Кто-то из футбольных экспертов, разбирая карьеру Пехны, заметил, что если бы в те годы в Польше была развита скаутская служба, как сегодня, его бы заметили гораздо раньше. Да, как у любого футболиста, у Гжегожа были слабые стороны: например, полное неумение обыгрывать один в один. Бывали моменты, когда он с центра поля убегал, и за 25 метров до ворот перед ним оказывался защитник. Гжегож не рисковал и сразу лупил по воротам – такие мячи частенько залетали. Слабые стороны он с лихвой возмещал эффективностью в завершении атак.

«Убийца из «Короны»

За клуб WOY 20-летний Гжегож провел 34 игры и наколотил 58 мячей. С каждым забитым голом чувствовал, что до цели – заиграть в высшем дивизионе Польши – он обязательно доберется. Порой даже просыпался среди ночи от того, что вваливал во сне какому-нибудь вратарю из Экстраклассы. Тогда он и думать не мог, что для этого ему еще не один год придется месить грязь на сельских стадионах. Но предложения все никак не поступали. 

Перед сезоном-2003/2004 Пехна, которому исполнилось 27 лет, подписал первый профессиональный контракт. Его десятки мячей за «Керамику» (Парадиз) в четвертой лиге заметили тренер и руководство клуба НЕКО из Чремны, которые сами только-только пробились в третий дивизион. Что ж, еще один шажок на пути к цели.

Гжегож Пехна в составе НЕКО

После повышения в классе новый клуб Гжегожа впервые выиграл только в четвертом туре – в выездном матче против тарнобжегской «Сярвы». Единственный мяч забил Пехна. Но победы давались с трудом, команда болталась внизу таблицы в шаге от вылета. Спустя время игра наладилась, Гжегож вошел в раж, и клуб стал выносить всех: дома и в гостях, аутсайдеров и фаворитов. На удивление многим НЕКО включилось в борьбу за выход во вторую лигу, но команда стала только третьей. Гжегож «Колбаса» Пехна стал лучшим бомбардиром лиги с 23 мячами. Его ближайший преследователь забил лишь 12 голов. Для городка в Свентокшиской провинции это был настоящий праздник.

После сезона к Гжегожу подошел один из руководителей «Короны» из Кельце и предложил контракт. В то время кельцкий клуб был очень амбициозным, с крепким спонсором и главной задачей – выйти в первую лигу Польши (нынешняя Экстракласса). Пехна без раздумий подписал все бумаги и оказался во второй лиге. Сны о голах в высшем дивизионе стали больше похожи на реальность.

То, что произошло дальше, похоже на сказку. После первого круга «Корона» занимала третье место, но руководство ожидало не этого. За пару недель сменили главного тренера, тренера по вратарям и физподготовке и трех игроков. Во втором круге команда не проиграла ни одного матча. За три тура до конца чемпионата «Корона» обеспечила себе выход в Экстраклассу. Лучшим бомбардиром турнира с 17 мячами стал Гжегож Пехна.

Перед награждением команда втайне от Гжегожа записала на Canal+ песню в его честь. Когда Гжегожу хочется поностальгировать, он открывает ноутбук и слушает эту песню:

Первый сезон в Экстраклассе для Колбасы – именно так скандировали трибуны после каждого гола Пехны – стал волшебным. Хотя начиналось все не очень. Первые три матча Гжегож не мог забить, а «Корона» все не побеждала: одна ничья и два поражения. Но в четвертом туре «Корона» обыграла варшавскую «Полонию», а Гжегож оформил хет-трик. Есть историческая победа клуба в высшем польском дивизионе! Всего за первые 11 игр Гжегож наколотил 12 мячей, а после первого круга на его счету было 16 голов. Весной он добавил еще пять мячей и стал лучшим бомбардиром Экстраклассы.

Сказка продолжается

«Корона» стала пятой и дошла до полуфинала Кубка Польши. Гжегож Пехна выиграл несколько наград: «Открытие года», «Лучший футболист лиги» от журнала «Футбол», «Лучший нападающий» и даже Международную премию за честную игру (Fair play).

«Все эти голы я забил, когда мне было 29 лет, – вспоминал Гжегож. – Я должен был играть на высшем уровне раньше, но слишком много в нашем футболе подводных течений. Как много хороших мальчиков пропадают впустую в четвертых-пятых лигах, это никого не волнует».

Но на этом сказка не закончилась: после 21 гола в чемпионате на Гжегожа обратили внимание тренеры сборной и вызвали на товарищеский матч против Эстонии. На поле Пехна появился в начале второго тайма и снова забил. На 88-й минуте он получил мяч от партнера, обработал, убрал одним движением защитника и четко пробил в верхний угол – Польша победила 3:1. Этот гол Пехна считает самым важным и дорогим в карьере.

Гжегож добился цели – сыграть в Экстраклассе – и определил для себя следующую: поехать в составе сборной на ЧМ-2006 в Германию. Но больше его не вызывали. Тренеры предпочли более молодых.

Но, возможно, причина была в другом. Диета и правильный образ жизни – это не про Гжегожа. При первой возможности он бросался в развлечения. Наверное, мог себе позволить, раз на работе это никак не сказывалось. Как бы там ни было, Пехна поставил рекорд в польском футболе, который не скоро повторят – он стал лучшим бомбардиром во всех дивизионах страны. Настоящий убийца.

Поездка в Россию

После успешного сезона в «Короне» Гжегожом заинтересовались два клуба: английский «Бирмингем» и одна из московских команд. Какая? Никто не говорил. Он просто прилетел в Москву и там ему сообщили о предложении «Торпедо». Пехна подписал контракт, и вскоре перевез в российскую столицу жену и двоих детей.

Но в «Торпедо» у Гжегожа не заладилось. Частая смена тренеров, схем и требований не позволили раскрыться. В 15 матчах он забил лишь два мяча: «Факелу» и «Рубину». Несмотря на неудачу, Гжегож до сих пор вспоминает Россию с любовью.

Гжегож Пехна забивает в ворота «Факела»

«Неважно, откуда ты, кто ты и какая у тебя фамилия – Манише, Коштинья или Пехна. Если ты приехал в эту страну, то должен с уважением относиться к русским традициям и людям, – сказал как-то Гжегож. – Не нужно жаловаться на плохую погоду и неподходящий стиль игры. Нужно адаптироваться. Если русские работают на полную катушку, следят за своей формой постоянно, то почему мы не должны следовать за ними?»

Впрочем, два момента в России Гжегожу все-таки не понравились – многочасовые перелеты и пустые «Лужники» на домашних матчах «Торпедо».

«Дальние поездки меня просто бесили, – признается Пехна. – Но нам-то ладно, мы все же в комфортных условиях были, а вот фанатам действительно было тяжело. По несколько дней в поезде – это нечто. Но таковы реалии, Россия – огромная и великая страна».

К истокам

После России у Гжегожа было два денежных предложения: из Азербайджана и Китая, но он собрал семью и поехал на родину. Это был уже закат необычной карьеры – «Видзев», «Полония» и дальше по нисходящей к истокам, откуда он так долго, но упорно поднимался.

Однажды Гжегож с друзьями поехали в Кельце, чтобы посмотреть игру «Короны» против «Легии». Машина стояла на светофоре возле стадиона, и несколько фанатов начали что-то кричать. Скорее всего, им не понравился госномер на автомобиле. Пехна постоянно живет на малой родине в Опочно, так что на номере указано Лодзинское воеводство. Фанатам было непонятно, зачем чуваки из Лодзя приехали на футбол. Гжегож открыл окно, чтобы объяснить, но тут же получил кулаком в глаз.

Он выскочил из машины, но молодые люди убежали. Было слышно, как один из них крикнул с досады: «Ох, курва, это же Колбаса».

пехна

Сегодня у Гжегожа простой распорядок дня: встает в 06:30, закрывает собаку, топит печь и до ужина развозит уголь. Несколько лет назад он по просьбе жены завязал с футболом и открыл небольшой бизнес.

«Недавно привез уголь одному пожилому мужчине, – рассказывает Гжегож. – Тот посмотрел на меня, а потом улыбнулся и спросил: «Ты ведь Колбаса? За «Корону» забивал. Мы радовались вместе с тобой. Это было мило». Конечно, я рад, что добился чего-то подобного, но очень жаль, что так поздно. Я достиг всего, чего хотел, только в сборной маловато сыграл. Но в Польше много игроков более классных, чем я, но они так и не попали в сборную. Так что грех жаловаться».

Читать историю другого польского футболиста:

«Завязывай с футболом, ты выплюнешь внутренности в первом же матче». История болезни Мариуша Йопа

Фото: https://echodnia.eu/Fot. Archiwum; wykop.pl; pl.wikipedia.org; Gettyimages.ru/Dima Korotayev/Pressphotos