10 мин.

Как-то фанат «Аякса» бросил стальной штырь во вратаря соперников. УЕФА дисквалифицировал клуб на год

Амстердамцы остались без Кубка чемпионов

27 сентября 1989 года «Аякс» принимал «Аустрию» в первом раунде Кубка УЕФА. Этот день вошел в футбольную историю как «происшествие со стальным прутом».

«Аякс» сдает позиции

К концу 1980-х «Аякс» постепенно утратил лидерство в стране. Ван Бастен и Райкард улетели в «Милан», Куман перешел в ПСВ. Так, с 1986 по 1989 амстердамцы четыре года к ряду брали серебро, каждый раз уступая клубу из Эйндховена.

В начале 1989 года президентом клуба стал Майкл ван Праг, сын знаменитого Япа ван Прага. Отец был начальником «Аякса» в эпоху Йохана Кройффа и трех побед в Кубке чемпионов. Яп был настолько предан клубу, что считал нормальным лгать в интересах команды. Кройфф иронично вспоминал, что «не помнит, чтобы когда-либо ван Праг говорил правду».

Сын начинал судьей в любительском футболе. После чего сколотил состояние, открыв сеть магазинов электроники в аэропортах.

Заняв пост начальника в «Аяксе», он предложил во время европейских матчей приглашать на стадион людей, известных всем Нидерландам. Например, певца Харри Слингера, телеведущих Франка Масмейера и Рона Брандстедера.

Австрийский соперник

Тогда в еврокубках не было группового турнира, и команды сразу начинали с двухматчевых противостояний. В стартовой игре Кубка УЕФА-89/90 «Аякс» на выезде минимально проиграл «Аустрии».

В Австрии в то время бушевал большой политический скандал. В 1986 году на пост президента страны баллотировался Курт Вальдхайм, бывший генсек ООН, подозревавшийся в службе в германской армии во время Второй мировой войны. За год до президентской кампании Вальдхайм выпустил автобиографию, в которой попытался обелить репутацию. Он утверждал, что в нацистскую армию попал под давлением, в 1941 году был ранен и остаток войны провел в Венском университете, изучая юриспруденцию.

Однако незадолго до выборов благодаря расследованиям «охотников за нацистами» выяснилось, что это не так. Вальдхайм добровольно служил в разведке вермахта вплоть до 1945 года и был причастен к военным преступлениям в Греции и Югославии. После публикации документов югославская комиссия даже потребовала выдачу Вальдхайма за причастность к расправе в Козаре.

По воспоминаниям венки Рут Бекерман, автора документального фильма про Вальдхайма, «1986 год стал важнейшим в истории Австрии с момента окончания Второй мировой. Впервые еврейское сообщество открылось и сказало свое слово».

Политик все отрицал: «Почему вы задаете эти вопросы? В чьих интересах ворошить прошлое?». И, несмотря на волну протестов, Вальдхайм был избран президентом Австрии. Немаловажную роль в победе Вальдхайма сыграл Симон Визенталь, один из переживших Холокост австрийских евреев. Визенталь занимал высокое положение в структуре охотников за нацистами. В частности, именно он помог Вальдхайму в 1971 году занять пост генсека ООН, поручившись, что у того нет нацистского прошлого. И в 80-е Визенталя стали активно подозревать в покровительстве президентской кампании Вальдхайма.

Joden

Связь «Аякса» и евреев началась давно, стадион «Де Мер» находился в еврейском районе Амстердам-Оост. Столицу традиционно называли «Западным Иерусалимом»: к 1941 году там проживало около 80 тысяч евреев. После войны связь укреплялась, например, отец и сын ван Праги имели еврейские корни.

Сало Мюллер, физиотерапевт «Аякса» c 1959 по 1973 год, вспоминал атмосферу в команде: «Игрокам нравилось быть евреями, хоть это было и не так. У меня был знакомый еврей-мясник – Херго из Бетховенстрата. Перед каждым матчем в еврокубках он давал мне специальную еврейскую колбасу. Парни очень ее любили, потому что она была еврейской. Дик ван Дейк постоянно шутил, если я приносил другую колбасу: «Выброси ее немедленно, она же католическая! Нам нравится только кошерная!». Не было ни дня в раздевалке без еврейского анекдота от ван Прага. Еще у нас был Ко Принс, типичный амстердамский паренек. И хотя он не был евреем, в речи он с удовольствием использовал их слова. Его родители работали на рынке бок о бок с евреями».

В 1970-х фанаты других клубов начали использовать еврейство «Аякса». Они шипели на трибунах, имитируя звук потока газа. Как-то ультрас «Утрехта» вывесили баннер со словом AJAX, но вместо первой буквы A была звезда Давида, а вместо X – свастика. В тот же день появился второй баннер с фразой: «Адольф, тут еще одиннадцать прогуливаются. Если ты не выпустишь газ, мы сделаем это сами». До этого еврейская идентичность «Аякса» была где-то на фоне, но тут она вышла в свет.

Уже в 1976 году фаны «Аякса» объединились в команду F-Side. На матчах стали вывешивать флаги Израиля, болельщики кричали «Мы супер евреи» и просто «Joden, Joden!», распевали «Хава нагила». Звезда Давида стала несомненным атрибутом амстердамских ультрас. Хардкорным фанатам так понравилась новая айдентика, что она жива до сих пор.

Черный день «Аякса»

Перед ответным матчем австрийская делегация подарила президенту ван Прагу статуэтку дирижирующего Моцарта. На этом приятные моменты для «Аякса» закончились.

Сначала провалились с выбором стадиона. Вместо Олимпийского, где «Аякс» обычно проводил крупные европейские матчи, австрийцев принимали на довоенном «Де Мере». При вместительности 19 тысяч на матч с «Аустрией» набилось 22 тысячи, многие перелезали через забор. В гости к «супер евреям» приехали люди, чьей страной руководит бывший нацист.

Развлекать публику пригласили политического сатирика Фрека де Йонге.

90 минут закончились счетом 1:0 в пользу «Аякса», Ян Ваутерс перевел матч в дополнительное время. У амстердамцев выделялся Бергкамп. На фланге у «Аустрии» бегал бывший спартаковец Евгений Милевский – советский еврей по происхождению.

Де Йонге начал с безобидной шутки про правого защитника Блинда: «Данни хочет перепарковать автомобиль, потому что он заблокировал выезд левому вингеру «Аустрии»». Забавно, что Блинд вообще не играл в той игре из-за дисквалификации.

В перерыве комик подкинул дров в топку. Прекрасно понимая контекст противостояния, Де Йонге сымитировал в микрофон телефонный звонок: «Алло, герр Вальдхайм! Перезвоните герру Визенталю». Раззадоренные болельщики скандировали: «Наци, наци, наци!». Ван Праг вспоминал: «Я подбежал к Фреку с криком, зачем он это делает. Такие шутки уместны на сцене, но никак не на стадионе».

В дополнительное время австрийцы сравняли счет. После этого де Йонге вновь выкрикнул на весь стадион штуку про Вальдхайма и Визенталя. Ультрас продолжили кричать: «Наци! Наци!». В итоге весь накал матча и обида от вылета сублимировались в эпизод, который отлично помнит голкипер «Аустрии» Франц Вольфарт:

«Шла 104-ая минута. Я стоял в своей вратарской, с мячом в руках. Вокруг меня лежали всяческие металлические предметы, брошенные с трибун. Я собирался скинуть мяч партнеру, как почувствовал удар в спину. Я сразу упал. Не от боли, а от страха. Пока я лежал, в меня продолжали что-то бросать. Манфред Жак помог мне подняться, и вместе побежали к центральному кругу».

В спину Вольфарту прилетел полутораметровый стальной штырь, брошенный 17-летним членом F-Side Гералдом. Разъярены были даже игроки «Аякса», которые принялись с досадой бросать вещи обратно болельщикам.

Арбитр Бруно Галлер, схватив брошенный прут, повел команды в раздевалки. Делегат УЕФА перекрещенными руками дал ван Прагу понять, что все кончено. Ошеломленный Майкл сидел на послематчевой пресс-конференции, рядом на столе лежал стальной прут. Это было небывалое проявления футбольного хулиганства.

На следующий день де Йонге извинился за свои комментарии по ходу матча, но отказался брать на себя ответственность за инцидент. Ван Праг не затаил обиды на комика: «Неправильно хоть как-либо винить де Йонге, но в тот день я был в ярости на него».

Последствия

«Аяксу» присудили техническое поражение, в дальнейшем и вовсе отстранили от еврокубков на два сезона. Амстердамцы подали апелляцию, благодаря чему удалось скосить срок до одного сезона. Также три последующих домашних матча в турнирах УЕФА «Аякс» должен был провести на расстоянии более чем 200 км от Амстердама. УЕФА учло неподобающее поведение Фрека де Йонге при смягчении бана.

Случай со стальным штырем послужил отличным примером того, что старый «Де Мер» не справляется с современными требованиями безопасности. Через четыре года «Аякс» запустил процесс строительства «Амстердам Арены», на которую переехали окончательно в 1996 году.

После вылета от «Аустрии» команда выиграла Эредивизи. Возвращение в еврокубки тоже стало триумфальным. 18 сентября 1991 года амстердамцы начали победный путь в Кубке УЕФА-91/92 домашней игрой с «Эребру» в Дюссельдорфе (225 км от Амстердама). Карьера сына-президента сложилась не менее успешной, чем карьера отца: о золотом поколении «Аякса» 1990-х вы наверняка знаете.

Франц Вольфарт после завершения карьеры открыл сеть кафе в Вене. В 2006 году «Аякс» принимал «Аустрию» в группе Кубка УЕФА, вызвав новый виток интереса к инциденту 1989 года.

Помешивая кофе, Вольфарт делился с журналистом: «Куда делся тот самый кусок металла? Арбитр унес его с собой за пределы поля, как улику для полиции, и я больше никогда его не видел. Если честно, хотелось бы вновь увидеть тот прут. В конце концов, это один из самых примечательных моментов в моей карьере. В Австрии мне до сих пор припоминают об этом случае. Жаль, что все забыли, что мы в тот вечер провели отличную игру. Все помнят штырь, никто не помнит результат».

Какое-то время в музее «Аякса» хранилась реплика прута.

Гералд

Гералда арестовали вскоре после матча и посадили на пять месяцев. После выхода на свободу он, как ни в чем не бывало, попросил у «Аякса» сезонный абонемент.

Позже Гералд вспоминал, что не целился во вратаря. Он просто хотел избавиться от прута, который ему всунули в руки. Он сразу понял, что произошло, и какой ущерб это нанесет его команде. Шутку де Йонге про нацистов он не слышал.

По решению суда Гералда обязали выплатить команде полмиллиона гульденов, но «Аякс» согласился на небольшую часть.

Подписывайтесь на блог «Постпанк-ривайвл».

Фото: твиттер «Аякса»; AP/Werner Vollmann; freekdejonge.nl; Eric Koch – Anefo/Nationaal Archief; footballculture.com; ‘We are Superjews, Ajax is the name’, A study of the Jewish identity of Ajax supporters; Getty Images