4 мин.

Как в США полюбили футбол. Немного об МЛС, сборной и работе с молодежью

В США, как нигде в мире, освоили науку спортивного менеджмента. В этой стране спорт имеет, наверное, большее культурное значение, чем рыцарские турниры для средневековой Англии и гладиаторские бои для Римской Империи. Есть ошибочное мнение, что в футбол в Америке играют только руками, а соккер находится на одном уровне популярности с каким-нибудь лакроссом. Это давно уже не так.

Много лет соккер действительно отставал от НФЛ, НБА и прочих. Сегодня рядовой матч МЛС собирает несколько десятков тысяч болельщиков (сколько человек приходит посмотреть матчи лиги в вашей стране?). Как это случилось в нефутбольной стране?

В истории становления футбола в США, отправной точкой можно считать образование «Мэйджор Лиг Соккер» в 1993 году. Хотя до этого момента футбол в Америке все же был и попытки популяризовать его предпринимались (когда то, в просветительных целях, сюда приехал сам Пеле).

Итак, создание МЛС- стало одним из шагов в заявке страны на проведение Чемпионата Мира 1994. Дебютный сезон лига провела спустя два года, некоторые команды уже имели в своем составе звезд ЧМ, таких как Карлос Вальдеррама и Хохе Кампос. Матчи игрались на полях для американского футбола. Огромные стадионы, расчитанные на 60-70 тысяч человек были практически пусты.

На первых парах американцы экспериментировали с правилами, пытаясь адаптировать игру к тому, что привыкли видеть болельщики. Футболисты били буллиты, судьи могли останавливать время матча, табло на матче показывало обратный отсчет. Все это еще больше оттолкнуло болельщиков и правила понемногу возвращали к классическим.  Последнее, с чем американцы никак не хотели мириться, были ничьи. Даже когда отменили буллиты, ввели правило золотого гола и пользовались им аж до 2003 года.

Расцвет МЛС начался в 2002-2007 годах. Сборная США неплохо выступила на Чемпионате Мира в Японии и Корее. Американские игроки поехали набираться опыта в Европу: Тим Ховард в Англию, Дамаркус Бизли в Голландию, Лэндон Донован в Германию. А в 2007 в МЛС приехал Дэвид Бэкхем- звезда мадридского «Реала» и, наверное, самый популярный футболист мира на тот момент. В лиге действовал потолок зарплат, который был абсолютно не привлекателен для топ-игроков из Европы, но для Дэвида ввели новое правило. «Designated Player Rule»- в последствии назвали правилом Бэкхема.  Лига дала командам квоты подписывать дорогостоящих игроков. В последующие годы это помогло привлечь в МЛС Патрика Виера, Фрэнка Лэмпарда, Тьерри Анри, Златана Ибрагимовича и многих других легендарных футболистов. 

Бекхэм в млс

Бэкхем в "Лос Анджелес Гэлэкси"

 

Все это работает совсем не так, как мы привыкли. Все клубы МЛС принадлежат Лиге. Инвесторы клубов становятся акционерами Лиги. Игроки подписывают контракты не с клубами, а с МЛС напрямую. Это значит, что Лига аккумулирует всю прибыль и распределяет ее между командами. Это позволяет избежать дисбаланса и дать клубам равные возможности. Истории про «ПСЖ» или то, как «Реал» с «Барсой» космически далеки от «Леванте» просто невозможны в МЛС.

Зато здесь есть «Матч Всех Звезд» и выбирают MVP сезона. Атрибуты, которых явно не хватает УЕФА. В Европе, конечно, вручают Золотой Мяч, но этот приз несколько дискредитировал себя слиянием с «лучшим игроком по версии ФИФА», потом обратным переходом к France Football и тем, что этот приз разыгрывается только между двумя футболистами. Лишь один игрок в МЛС брал награду «самого ценного игрока» дважды. 

Также Лига помогает клубам взращивать талантливых молодых игроков. В МЛС действует специальная программа при поддержке Adidas, которая берет на себя все затраты на юных талантов. Их зарплаты вычитываются из фиксированного бюджета клубов. Почти все известные американские футболисты- выпускники этой программы (Тим Ховард, Джози Алтидор, Фредди Аду, Лэндон Донован, Клинт Дэмпси). Помимо этого, у команд есть приоритетное право подписания игроков из собственных академий-«супердрафт».

Ховард и Демпси

Ховард и Дэмпси- выпускники Adidas Generation

 

Помимо прочего, в США активно развивают женский соккер. Женская сборная страны дважды выиграла Олимпиаду и Чемпионат Мира в 2015, в 2011 команда взяла бронзу. И вообще, как много футболисток вы знаете по именам? Скорее всего вы слышали только про Алекс Морган (ее называют Месси в мире женского футбола) и Хоуп Соло. Обе Американки. 

Как все это возможно в нефутбольной стране?

А. менеджмент (Лига правильно распределяет и аккумулирует финансы)

Б. маркетинг- все главные спортивные события США- это блокбастер (чего стоит «Суперболул»)

В. Работа с молодежью (если первый опыт программы дал сборной Ховарда и Донована- что же будет дальше?).

 

Вот вам и рецепт того, как сделать футбол популярным и прибыльным, а спорт национальной идеей. Сборная США не приедет в Россию, зато приедут 80 тысяч болельщиков.