12 мин.

Пока российский футбол ждет реформы - Запад уходит в космос! И дело не в лимите на легионеров

Второй подряд тотально провальный еврокубковый сезон это уже не случайность, кто-то ищет причины в лимите на легионеров, кто-то в тренерах, кто-то еще где. «Лимитные споры» не оставляют российский футбол в покое с момента его введения, но почему-то тотальный сбой произошел именно в последние два сезона? Есть ли вообще взаимосвязь лимита на легионеров и успешных выступлений в еврокубках?

Для справки. История лимита на легионеров в России:

1999 г. – введено ограничение на количество иностранцев в первом дивизионе пятью игроками и во втором дивизионе тремя игроками.

2005 г. – лимит на легионеров был введен в высшей футбольной лиге. Единовременно на поле не могли находиться более пяти легионеров, но легионерами не считались игроки, которые провели десять и более игр за сборную.

2006 г. – пришел лимит «7+4», где на поле единовременно разрешалось находиться не более семи иностранцам, без привязки к играм за сборную.

2009 г. – лимит ужесточили на «6+5»

2012 г. – снова вернулись к схеме «7+4»

2015 г. – возврат к схеме «6+5»

2020 г. – ввели новую формулу «8+17», которая стала прорывной. Ограничения по единовременному нахождению легионеров на поле не было, ограничения касались только заявки на сезон – 8 легионеров и 17 граждан стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия), ранее любые игроки не из РФ считались легионерами.

Новый лимит

Первый сезон с новым лимитом наша лига еще не завершила, но можно сказать, что данный лимит является самым «мягким» за последние полтора десятка лет. Впервые лимит вводился не на единовременное нахождение на поле, а на заявку на сезон. Теперь «легионерская позиция» имеет более широкое понятие и не ограничивается стартовым составом. Дополнительно стоит отметить, что граждане стран-членов ЕАЭС перестали числиться легионерами и, например, важный игрок стартового состава ФК «Краснодар» Александр Мартынович перестал считаться легионером и освободил вакантное легионерское место.

Данную статью можно было бы закончить на той ноте, что футбольные функционеры вняли основную критику провального старого лимита (например, что «паспортист» будет уверен насчет своего положения в стартовом составе), скорректировали стратегию (убрали лимит на поле и расширили понятие «паспортист») и первые выводы стоит делать точно не после четырех коронакризисных месяцев с новым лимитом. Но думаю можно немного углубиться в проблему.

Зачем вводили лимит вообще?

Изначально намерения были благие: увеличения конкуренции между местными игроками и иностранцами, доступность игровой практики для игроков сборной России. Данную функцию лимит не выполнил в том виде, котором задумывался, но, возможно, сделал другое благое дело (в паре с ФФП) – предотвратил создание финансового пузыря в российском футболе и охлаждал желание сделать «Динамо» Федорычева № 2 (склонности к этому, как мы увидим, есть).

Многие говорят: «Так из-за лимита стали завышены ценники и зарплаты российских футболистов».

Предлагаю посмотреть фактически совершенные трансферы с 2013/2014 года.

Почему с 2013/2014?

В 2013 году была большая распродажа игроков из «Анжи», подобные распродажи являются аномалией для любой лиги. С лета 2013 года многое поменялось, в первую очередь в экономике: санкции и ослабление курса рубля. Это те условия, в которых мы живем до сих пор.

Если брать трансферные окна с 2014 по 2020 года, то трансферов игроков РФ в клубы РФ (дороже 5 млн. евро) было всего четыре (!):

Мамаев (ЦСКА – «Краснодар»: 5 млн. евро) 2014 г.

Касаев («Рубин» - «Локомотив»: 5 млн. евро) 2014 г.

Смолов («Краснодар» - «Локомотив»: 9 млн. евро) 2018 г.

Караваев («Витесс» - «Зенит»: 8 млн. евро) 2019 г.

Суммарно: 27 млн. евро.

Аналогичный список по легионерам с 2014 по 2020 года:

2014:

Х.Гарсия - 16,8 млн. евро из «Ман Сити»

Промес -  11,5 млн. евро из «Твенте»

Вальбуэна - 7 млн. евро из «Марселя»

Гарай - 6 млн. евро из «Бенфики»

Ванкер - 6 млн. евро из «Стандарта»

Ньяссе - 5,5 млн.евро из «Акхисарспор»

Бюттнер - 5,5 млн. евро из «Ман Юнайтед»

2015:

Зе Луиш - 6,5 млн. евро из «Браги»

2017:

Паредес - 23 млн. евро из «Ромы»

Дриусси - 20 млн. евро из «Ривер Плейт»

Маммана - 16 млн. евро из «Лиона»

Педро Роша - 12 млн. евро из «Гремио»

Ригони - 9 млн. евро из «Индепендьенте»

Краневиттер - 8 млн. евро из «Атлетико»

Вандерсон - 8 млн. евро из «Ред Булл» Зальцбург

2018:

Ханни - 8 млн. евро из «Андерлехта»

Куэва - 8 млн. евро из «Сан-Паулу»

Жиго - 8 млн. евро из «Гента»

Спайич - 6 млн. евро из «Андерлехта»

Хеведес - 5 млн. евро из «Шальке»

2019:

Барриос - 15 млн. евро из «Бока Хуниорс»

Ракицкий – 12 млн. евро из «Шахтера»

Айртон - 7 млн. евро из «Флуминенсе»

Ольссон - 5 млн. евро из «АИК»

Малком - 40 млн. евро из «Барселоны»

Филипп - 20 млн. евро из «Боруссии» Дортмунд

Тил - 18 млн. евро из «АЗ»

Влашич - 15,7 млн. евро из «Эвертона»

Кабелла - 13 млн. евро из «Сент-Этьена»

Крыховяк - 12,5 млн. евро из «ПСЖ»

Крал - 12 млн. евро из «Славии» Прага

Дуглас Сантос - 12 млн. евро из «Гамбург»

Вильена - 9 млн. евро из «Фейеноорда»

Н'Жи - 5,5 млн. евро из «Марселя»

Шиманьски - 5,5 млн. евро из «Легии»

2020:

Эджуке - 12 млн. евро из «Херенвена»

Ловрен - 12 млн. евро из «Ливерпуля»

Гайч - 8,5 млн. евро из «Сан-Лоренсо»

Фукс - 8 млн. евро из «Интернасьоналя»

Моро - 7 млн. евро из «Динамо» Загреб

Камано - 5,5 млн. евро из «Бордо»

Вендел - 20,3 млн. евро из «Спортинга» Лиссабон

Зе Луиш - 7 млн. евро из «Порту»

Суммарно: 478,3 млн. евро.

Итого: 27 млн. евро. vs. 478,3 млн. евро с 2014 года, если учитывать трансферы дороже 5 млн. евро (на трансферах меньше 5 млн. евро примерно такая же картина).

Только трансферные неудачи с Максом Филиппом и Гусом Тилом бьют с лихвой все трансферы игроков из России за данный период. За кого еще переплачивают – для меня лично уже не вопрос.

О чем говорит объем трансферов иностранцев и игроков из России?

Это попытка перекрыть недостаток объема и качества российских игроков покупкой легионеров. В этом, по моему мнению, главный плюс лимита – он не дал на определенном этапе задушить, и так истощенный, рынок доморощенных игроков.

А почему российских игроков так мало?

Если мы посмотрим на младший возрастной диапазон нашей сборной (примерно до 25 лет т.к. это результат эффективной работы последних лет), то увидим, что на системной основе в стране работают только академии «Динамо», «Спартака», ЦСКА, «Зенита», «Локомотива» и «Краснодара». В этом, по моему мнению, главная проблема российского футбола. По грубой прикидке эти академии покрывают население примерно в 20 млн. из 145 млн. человек.

У клубов банально кадровый голод на игроков с «паспортом». Поэтому более или менее подстрельнувший игрок (особенно молодой) попадает на карандаш российского топ-клуба, а если проведет еще и серию хороших матчей, то уже этим карандашом будет подписывать контракт с этим клубом. Справедливости ради, последние годы в российских топах появилось много молодых доморощенных игроков – уже плюс. Но опять же, в тех же самых клубах. В конечном итоге, я думаю, что конструктивно решать вопрос российского футбольного рынка путем увеличения предложения, а не уменьшением спроса.

Отмена лимита на легионеров российскому футболу в данных условиях противопоказана. Особенно, когда банкет оплачивается, в основном, за бюджетные деньги или деньгами компаний с государственным участием.

Многие скажут: «Да нужно, чтобы была конкуренция с легионерами и сильнейшие игроки пройдут в состав».

По моему мнению, такая конкуренция заведомо проигрышная. Российские клубы, конечно, должны искать молодые таланты за границей и привозить их, но и должны также выращивать таланты внутри страны. Работать на количество, которое должно перейти в качество. Чего пока широко внутри страны не наблюдается. Это главный фактор, отличающий нас от чемпионатов Германии, Испании, Англии, Нидерландов и др. Пока мы не научимся работать с внутренним потенциалом страны и массово готовить качественных футболистов из местных ребят, разговоры про отмену лимита будут попыткой увести внимание от более важных проблем отечественного футбола. Тоже самое и про отъезд местных игроков заграницу: ехать игроки будут, когда им не будет хватать места из-за высокой конкуренции среди других местных игроков, но пока все что производит отечественная футбольная школа – потребляется местным рынком.

При отмене лимита, клубы просто пойдут по пути наименьшего сопротивления и вместо работы с местной молодежью с ранних лет, будут таскать «полуфабрикат» из заграницы (не всегда качественный), а в худшем будут латать дыры дешевыми легионерами из Серии Б. Потому, что классический бюджетный клуб живет одним днем. Сегодня губернатор дает деньги – завтра нет. Такова специфика российского футбола. В таких условиях о стратегии некогда думать.

Это в меньшей степени относится к клубам как «Зенит», «Локо» т.к. они более стабильны финансово, имиджево, имеют больших покровителей и, в связи с этим, могут мыслить стратегически – поэтому и вопросами эффективности академии задаются. Амбиции никуда не делись, а возить Малкомов каждое трансферное окно накладно и не всегда эффективно.

Может уберем легов совсем?

Другая крайность. Россия тогда отключится от зарубежных рынков и замкнется в себе. На мой взгляд, это плохо. Более того, было бы хорошо вывести некоторый объем юных легионеров из под лимита. Например, сделать «+3» легионера в заявке в возрасте до 21 года, или можно приобретать не более одного легионера в возрасте до 21 года за трансферное окно и он будет вне лимитной заявки совсем. В первом случае, к 21 году клуб сможет оценить динамику и перспективу легионера, и принять по нему решение: оставить, отпустить или продать за хорошие деньги. Во втором, лига получит адаптированного к России легионера.

Часто можно услышать мнение: «Давайте отменим лимит - уровень футбола сразу вырастет»

К сожалению, в РПЛ нет столько денег как в АПЛ. Да и сам уровень лиги не такой высокий. «Фалькао к нам не поедет» – дорого, нет столько денег у клубов. Собственно, поэтому, вероятно, «Локо» не выкупил Жоау Мариу, денег хватило только на Райковича.

Меня больше интересует другой вопрос российского футбола. Почему иностранцы приезжающие в РПЛ (за некоторым исключением) не растут в цене и уровне игры, а то и совсем проваливаются. Можно же ожидать, что иностранный игрок, приобретенный за 8 млн. евро и более, будет прибавлять в цене. Даже при лимите на легионеров, иностранцы это основная статья инвестиций российских клубов.

Куда идут клубы из России?

На основе данных ТМ, я оценил динамику стоимости составов некоторых команд их ведущих лиг Европы.

Данные в таблице:

1)      Стоимость составов по ТМ с сезона 13/14 по текущий сезон

2)      Рост в % сезона 20/21 по отношению к сезону 13/14

3)      Фактическое трансферное сальдо за период т.е. продажи минус покупки

4)      В связи с тем, что некоторые клубы продают игроков и просто рост стоимости состава не отражает работы клуба, то я добавил параметр эффект = стоимость состава на текущий момент – стоимость состава в сезон 13/14 + трансферное сальдо

5)      Все данные в таблице в млн. евро (где не указано другое).

Россия:

Стоимость составов почти всех топ клубов снизилась за последние 7 лет. За исключением проблесков в виде прибавке 60% к стоимости состава «Краснодара». Положительное трансферное сальдо только у ЦСКА, в 20 млн. евро. В целом в российском футболе все печально. Эффект у всех в минусах.

Давайте посмотрим, что в других странах.

Англия:

Ливерпуль за счет грамотной стратегии поднял трансферную стоимость состава с 275 млн. евро до 1,008 млрд. евро. с трансферным сальдо минус 36 млн. евро. Это заслуга не только Клоппа, но и директоров, владельцев и каждого сотрудника. Гениальная командная работа.

Заметно, что английские клубы любят тратить деньги, но и стоимость составов растет.

Германия:

В Германии «Боруссия» Менхенгладбах подняла трансферную стоимость состава с 94 млн. евро до 340 млн. евро. с минус 31 млн. евро по трансферам. «Бавария», кстати, по трансферную балансу в большем минусе, чем «Ман Сити».

Португалия:

Португальские клубы не так резво приросли в стоимости состава, как «Боруссия» Менхенгладбах, но трансферное сальдо за период у них фантастическое (агенты в Португалии в шоколаде).

Страны Бенилюкса:

Схожая португальской, ситуация у Аякса. В целом клубы из стран Бенилюкса работают солидно.

Сводный график по эффекту. Из всей выборки только у российских клубов отрицательная динамика. Западные клубы научились играть в «манибол».

Еще хотел бы отметить одну деталь.

Президент «Урала» Григорий Иванов недавно заявил:

–  «У нас большая страна. В РПЛ должно быть не 16, а 18 клубов. Но я за гладкий чемпионат без всяких там делений и подразделений. Ведь сейчас у нас уже 13-я команда в чемпионате действует осторожно, от обороны. Почему? Потому что есть опасность вылететь. Отсюда мы теряем в зрелищности, никто не играет в атаку. У всех в голове сидит мысль: лишь бы не пропустить... А если добавим еще два клуба, станет полегче с этой точки зрения. Психология немного поменяется.»

Я нахожу в данном заявлении зерно логики. Один из факторов большого успеха нидерландского рынка в том, что они готовят игроков, стилистически подходящих под схемы топ-клубов.

В РПЛ нет сильного среднего класса клубов. Иногда бывает, что клубу из середины таблицы не хватает несколько очков до зоны еврокубков, но если у него отнять такое же количество очков, то он окажется в зоне вылета.

Сокращение РПЛ до 14 клубов или деление РПЛ на дивизионы приведет, что чемпионат России превратится в «Открытый чемпионат Москвы» и законсервирует, но не решит, основные проблемы отечественного футбола.

Многие возразят: «Зачем нужны еще одни «Тамбовы», «Амкары» и т.п.?»

Мне кажется это, в первую очередь, вопрос к регулятору. Почему «Тамбов» не может играть в Тамбове (искусственно выдавливают из Тамбова на «арену наследия ЧМ»?). Почему бюджет Тамбовской области должен спонсировать гастролеров, которые не играю в Тамбове? Почему команда играет годами в ФНЛ, где более сложная логистика, а играя в РПЛ разваливается?

Как итог. Почему так происходит в российском футболе?

Вопрос открытый. Но ответы на данном этапе, как мне кажется, лежат на поверхности:

1)      Отсутствие массовой подготовки российских футболистов. Системная подготовка есть только в трех регионах.

2)      Тренерско-менеджерский фактор. При солидных инвестициях в иностранных футболистов, они не растут в стоимости.

3)      Форма собственности большинства клубов. Клубы второй части таблицы РПЛ и клубы ФНЛ такая же часть экосистемы российского футбола, но они вынуждены жить «здесь и сейчас».

Мне кажется, что смотреть на проблемы российского футбола в плоскости лимита на легионеров очень поверхностно и это только уводит внимание от основных проблем.