4 мин.

Справедливая стоимость нерыночных сделок футбольных клубов. В поисках философского камня

Блог #истинагдеторядом уже писал о проблемах финансового фэйр-плей. Сегодня мы коснемся одного из его наиболее часто обсуждаемых аспектов - определения справедливой стоимости сделок клубов со своими владельцами и их связанными сторонами.

Одним из китов, на которых держится система финансового фэйр-плей УЕФА, являются правила определения связанности сторон при финансировании клубов их владельцами (подробно про это можно почитать в блоге Спортивное право у Михаила Прокопца), а также порядок определения справедливой стоимости сделок, через которые владельцы финансируют свои клубы. 

Немного теории. Согласно Руководству по лицензированию УЕФА справедливая стоимость представляет собой сумму, на которую может быть обменен актив или при помощи которой может быть урегулировано обязательство между осведомленными сторонами, желающими заключить сделку на коммерческих условиях. Соглашение или сделка считаются заключенными не «по справедливой стоимости», если они заключены на условиях, более выгодных для какой-либо из сторон, нежели условия, которые были бы согласованы в отсутствие отношений связанных сторон.

Ключевым вопросом тут является определение этих самых коммерческих условий.

Классическими субъектами, которым задает вопросы футбольный болельщик, являются шейхи (МанСити и их 400-миллионный титульный контракт с Этихадом; бесконечные истории с ПСЖ), а также российские олигархи (Абрамович, Керимов) и госкомпании (Газпром). Мое конспирологическое внимание также привлекла мегасделка между Спартаком и Финансовой корпорацией "Открытие".

Открытие

Между тем, эти вопросы волнуют умы не только участников подвергшихся рейдерской атаке мегакапиталов чемпионатов России, Англии и Франции, но и, например, старой доброй Бундеслиги. Вот цитата из статьи в Die Welt: "Принято считать, что, в отличие от английской премьер-лиги или французского чемпионата, в Германии все клубы находятся в равных условиях. Это ложь. "Вольфсбург" получает регулярный финансовый допинг, с единственным отличием: в его случае речь идет не о русских олигархах или арабских бизнесменах, а о большом немецком концерне. Я спрашиваю себя: это что, лучше?".

На крупнейшей спортивной бизнес-конференции SpoBIS в Дюссельдорфе руководители нескольких футбольных немецких клубов поспорили о противостоянии команд с традициями и клубов, существующих благодаря дотациям крупных инвесторов. Подробно стенограмму этой полемики можно прочитать в журнале ProСпорт, для нас же будут интересны аргументы бенефициаров внутрикорпоративного финансирования.

Вольфсбург

Вот позиция Томаса Реттгерманна - коммерческого директора Вольфсбурга, входящего в большую семью концерна Фольксваген: "Я думаю, что и Шнайдер, и весь менеджмент концернов "Байер" и "Фольксваген", в принципе, рациональные люди. И нет ни одной компании, которая стала бы принимать иррациональные решения. Когда наш клуб успешен, мы делаем для концерна очень многое. Наша сделка выглядит как нормальный контракт, где определенным достижениям соответствуют определенные выплаты. Нет никаких кэш-инъекций, это нормальный спонсорский контракт, и если нам этих доходов не хватает, то мы, как и все клубы, в текущем году уходим в минус. Я думаю, что "Фольксваген" и "Байер" раньше, чем другие, осознали, какие результаты может принести спонсорство в спорте, и прежде всего когда это взаимоотношения дочерней и материнской компаний. Это не просто реклама, здесь намного сильнее идентификация с компанией и мотивация. Создатели финансового фэйр-плей пытаются найти способы вычислить, сколько может и должен стоить спонсорский контракт. Я могу только посоветовать закончить с этим, потому что никто не может предсказать намерений спонсоров и решить, что для компании ценно и почему она платит "Боруссии" Х, а не Y... Вот вам пример. Вольфсбург находится на периферии, концерну "Фольксваген" приходится стараться, чтобы заполучить специалистов, инженеров. Одна из мер - создание привлекательной городской среды. Разумеется, не только благодаря футбольному клубу, но и с помощью строительства музеев, всего остального. Но кто сможет подсчитать, сколько для "Фольксвагена" стоит тот факт, что 10 000 потенциальных сотрудников концерна получают такое развлечение на выходных, как бундеслига? Вы можете? Я нет. Могу только сказать, что у спонсорства очень много аспектов".

Вот в чем вопрос. И когда он перейдет в плоскость принятия УЕФА конкретных жестких решений, в дело включатся лучшие экономические и юридические умы мегакорпораций, которые будут обжаловать действия регулятора этого рынка. УЕФА вторгается на чужую территорию и, боюсь, его противники на этом поле будут посильнее.

Время покажет. В любом случае, это будет очень интересно.

#истинагдеторядом будет следить за развитием событий.

Если Вам понравился этот пост, ставьте ему плюс и подписывайтесь на блог. Читайте также мой твиттер.

Если пост Вам не понравился, и Вы ставите ему минус, если не сложно, напишите в комментариях, что именно Вам не понравилось.