5 мин.

Простой, хороший, свой

Если вы регулярно смотрите интервью Алена Виньо (пост- или предматчевые - неважно), то наверняка согласитесь, что Эй Ви не производит впечатление человека сильно начитанного. Даже хоть сколько-нибудь начитанного. Я никогда не поверю, если кто-то скажет мне, что он читал Фрейда, Лакана, Тессера или Фестингера. Он, собственно, и не обязан. Но все больше узнавая о внутренней жизни его команды, смотря редкие видео тренировок, читая интервью игроков, я склонен считать, что книги ему не нужны на фиг. Постепенно у меня складывается впечатление, что Виньо каким-то, непостижимым для академического ума образом, имеет в себе все знания, накопленные психоаналитиками за последние пару десятилетий. Сейчас поясню, что я имею ввиду.

Виньо представляется мне очень простым человеком. Может, даже чересчур простым. Этаким воплощением и сосредоточением идеала народной простоты и мудрости, который не давал спать российским революционерам, народникам, а до них – беднягам славянофилам. Виньо – канадский вариант этого идеала. Что обычно характеризует такого человека? Такой человек учится не по книгам, а исключительно на своих ошибках. Он многое понимает, многое знает, но не умеет этого самому себе и другим объяснить. Широколобой публике объяснить, в первую очередь. Видимо, спортсменам он все объясняет прекрасно. 

Как тренер он чуть сложнее. Чуть, не сильно совсем. Определяющие его как человека и тренера качества (которые вполне возможно я лишь приписываю Виньо) позволяли с одинаковым усердием работать в QMJHL и в NHL, получить Jack Adams Award и снова возвращаться на два сезона в QMJHL. Эти же качества, простота в сочетании с воистину народным трудолюбием и упрямством, позволили ему довольно долгое время работать в Ванкувере с ассистентами Смитом и Келли, доставшимися в наследство от Кроуфорда. В силу этих качеств он сделал Лу первым вратарем-капитаном НХЛ за последние 60 лет, что вообще-то запрещено правилами вроде. Но такие вот люди – они естественным чутьем знают, что есть правила, а есть жизнь, реальность, есть амбиции, а есть возможности, есть цели, а есть характер, который только и поможет этих целей добиться. На том стоим.

«Ванкувер» был командой слабохарактерной. Что бы не говорили. Прожив довольно долгое время в этом городе, я слышал об этом от многих и не раз. Слабохарактерность эта была двоякой – команда могла потерпеть поражение в самом неожиданном для всех месте, могла выиграть столь же убедительно, сколь она могла и проиграть, команда (за редкими исключениями) не умела терпеть. Порой статистика говорила об обратном, но в целом ситуация оставалась именно такой – ни победа в дивизионе, ни удачный старт, ни провальный старт не гарантировали «Ванкуверу» ничего. Все эти факторы очень субъективны, они и сегодня ничего никому не гарантируют, но есть факторы, есть реальность, есть календарь, а есть характер. Да, теперь у «Канакс» есть характер.

Весь сезон, даже когда команда проигрывала подряд несколько игр, я всегда слышал от игроков и тренера лишь позитивные слова, слышал голос уверенности и стойкости. Это был отличный сезон. Но, как и любой регулярный сезон, он мог бы ничего не значить на стадии плей-офф. И вот «Ванкувер» попадает на «Чикаго», на команду, которой он неизменно уступал последние два года. Сколько угодно можно рассуждать, сравнивать, анализировать, но мне предельно ясно, что психология была вплетена в эту серию с самого ее начала. И только психологически победив «Хокс» «Ванкувер» мог выиграть ее, и только психологически проиграв «Хокс» он мог проиграть. Очевидно же, что команда Виньо сильнее сейчас. Ну, ведь очевидно, ясно как день. На бумаге. Когда «бумажный аргумент» что-то гарантировал тебе в серии? То-то и оно.

Но вот «Ванкувер» выдает сумасшедший первый период игры номер один. Сумасшедший, электрический, искрящий во все стороны период. И побеждает. И дальше как по накатанной – единственное тренерское решение (очевидное, естественное и предельно простое) состояло только в том, чтобы держать Тэйвса. Тэйвса держали, первыми открывали счет, Лу был достаточно надежен, а Виньо оставалось только твердить, что ничего особенного не происходит – мы просто концентрируемся на своей игре. И я Эй Ви в этом верю – нечего здесь особенно разбирать, нечего анализировать, концентрируешься на своей игре и все, победа. Потому что твоя команда сейчас сильнее.

То, что произошло после того, как счет в серии стал 3-0, лучше всех описал в своем блоге Белов. Вот что после первого из разгромов написал Алексей: «… надо помнить и о факторе "Ванкувера". Серьезный соперник, принципиальный, довольно неудобный – очень трудно, надо собраться, надо держаться и все такое. А потом 3-0 и можно выдохнуть. А тут как тут Болланд. И как с ним бороться, если ты знаешь, что хоть 1:5, хоть 2:7, серия от этого изменится одинаково - станет 3-1, будет следующий матч». Вот и весь анализ. А так и есть – вот и весь анализ. И я совершенно убежден в том, что анализ Виньо не был глубже и пространнее, скорее наоборот. 

Когда «Ванкувер» проиграл второй раз, казалось, что вот здесь «Чикаго» может вернуться. И «Чикаго» даже вернулся – глаза горели, везло – ну, вы знаете, как это обычно бывает. Но когда Ален перетряхивал состав перед шестой игрой (к этому решению любой болельщик, не то что тренер, пришел бы, проиграв две игры-то с разгромным счетом), когда ставил на ворота Шнайдера, при этом было же видно, по всему было видно, что психологически «Канакс» почти в той же форме, что и при 3-1 и при 3-2 и вообще. Свободные, раскрепощенные, улыбающиеся и без шлемов они выходили на раскатку перед шестой игрой. Они только немного «сжались» - еще сильнее сконцентрировались на конкретных эпизодах, на отдельных элементах, на единоборствах и командных действиях. Виньо стал еще проще и приземленнее, он превратился в Гуса Хиддинка от хоккея со своим «ви вил тэйк ит степ бай степ». И в шестой игре снова видно было, что «Ванкувер» действительно сильнее. Сработало – седьмая игра была тяжелой, трудной, но в ней одна команда был, что называется, «топ», а другая просто боролась, боролась как могла. 

Конечно, не стану спорить – произойти могло все, что только вашей душе угодно. За это мы и любим НХЛ. И все же дальше идет «Ванкувер». И вполне возможно, что когда в финале Конференции, если «Канакс» до него доберутся, встанет вопрос – а как, собственно, остановить этот безумный «Детройт», то ответ на него будет предельно простым и по-деревенски наивным. А Виньо как раз по этой части.