Трибуна
6 мин.

Игрок сборной Швейцарии по баскетболу 3х3 совершил каминг-аут. Очень проникновенно!

От редакции: вы читаете пользовательский материал в блоге «Перехват», где рассказывают о важных событиях в европейском баскетболе. Ставьте автору плюс, герою текста будет приятно.

Марко Леманн — о своей нелегкой судьбе.

Этот текст на днях появился на сайте ФИБА. Его для вас перевел Владимир Спивак.

Этот текст я написал для тех, кто больше не хочет вести двойную жизнь – в системе, где их будто бы не существует. Этот текст для будущих поколений, чтобы они смогли спокойно жить в профессиональном спорте, не прячась. Ну, и не буду скрывать: этот текст я написал для себя, чтобы снять со своих плеч этот груз.

Меня зовут Марко Леманн. Мне 27, я профессионально играю в баскетбол 3х3. Я решил, что не буду ждать окончания карьеры, чтобы объявить о том, что я гей. 

Как я представлял себе свой каминг-аут? Смотрите. В конце игры равный счет. Я выпускаю бросок с сиреной об окончании матча. Ш-ш-ш. Мяч в сетке. Победа. Я чемпион, да что там, даже MVP. Все празднуют. Я целую своего бойфренда на глазах у всех. Бум, все знают. На следующий день я просыпаюсь, у меня все отлично.

К сожалению, этого всего пока не случилось. Нет, я забрасывал несколько решающих мячей. Но до сегодняшнего дня я не совершил свой каминг-аут. Моя семья, мои друзья, моя команда 3х3 уже знают об этом какое-то время, но не более того.

Я, наверное, должен был держать это в секрете до окончания моей карьеры, но я решил сделать по-другому.

И вот почему.

Моральная устойчивость – одно из самых важных качеств для профессионального спортсмена. И я всегда считал это одной из своих сильнейших сторон. Но в конце 2019-го года моя устойчивость развалилась как карточный домик.

К тому моменту моей профессиональной карьере было уже 9 лет. Это был третий сезон, когда я совмещал игру за клуб (обычный баскетбол) зимой и выступления за сборную Швейцарии и команду «Лозанна» в 3х3. На протяжении трех лет я играл в баскетбол по 47 недель в течение каждого года. Мы путешествовали по миру, были в 20 странах. Сидней, Лос-Анджелес, Монреаль, Токио – где мы только ни были. Мы играли на набережных, в исторических центрах городов, в огромных торговых центрах. Какое-то время я даже входил в Топ-15 лучших игроков в Европе. В общем, я осуществлял свою мечту.

Но я не был счастлив.

Мне так часто приходилось переключать свои личности, что это стало влиять на мое ментальное здоровье. Каждую неделю происходило одно и то же: мой бойфренд отвозил меня в аэропорт, и сразу после прохождения осмотра счастливый гей в отношениях превращался в профессионального спортсмена без эмоций, который не хотел говорить о своей личной жизни.

В декабре 2019-го я упал на дно. У меня начались истерики, слезы, холодный пот жил на моей спине. Из-за чего? Просто от мысли о следующей тренировке. Are we talking about practice? © Я просто не мог выдержать мысли о том, что мне опять придется переключиться из домашнего себя на соревновательную версию себя.

Я сказывался больным и закрывался. В надежде, что панические атаки просто остановятся. Но этого не случилось. Перерыв в соревнованиях из-за пандемии помог мне спрятать мои ментальные проблемы от баскетбольного мира. Я всегда думал, что смогу провести всю свою карьеру со словами: «У меня нет девушки, потому что я хочу сфокусироваться на баскетболе». Но я так больше не мог.

Просто в командных видах спорта будто не существует геев, быть геем – это табу. Люди не обсуждают это и не отстаивают такую позицию, но это должно измениться СЕЙЧАС ЖЕ. Честно говоря, это причина, почему многие молодые ребята заканчивают с командными видами спорта, когда понимают про себя, что они гомосексуальны. Вы поймете почему, прочитав две истории ниже.

Речь тренера в раздевалке     

«Что вы делаете?! Не будьте такими слабыми! Вы играете как геи! Нужно быть сильнее во второй половине, покажите им, какие вы жесткие!»

Я был бы счастлив открыть свой рот и сказать, что как раз гей в этой команде единственный, кто проводит хорошую игру и действительно играет жестко. Но я не мог. Самое обидное в этом, что команда как раз была очень заряжена после такой речи. Вы серьезно?! Почему гомосексуализм ассоциируется со слабостью?

Разговор в автобусе после игры

Каким-то образом гомосексуальные мужчины стали темой обсуждения в моей команде (не той, что 3х3) в автобусе. Я практически спал, мои глаза был закрыты, но я слышал:

«Для меня гомосексуализм – это болезнь. Они должны убить себя. Представьте, что вам бы пришлось играть с одним из таких в одной команде?!»

Что бы вы сделали в подобной ситуации? Позвали бы этого парня в сторонку, чтобы объяснить ему, каково это играть с парнем вроде вас? Я был в шоке. Когда я приехал домой, я даже не мог уснуть. Я больше не мог играть. Но это был самый короткий перерыв в карьере в истории. Потому что я настолько люблю эту игру, что готов был спрятать свою личность, лишь бы продолжать. Но стал бы я отдавать передачу человеку, который говорит, что я должен убить себя?

Только если это единственная опция, чтобы выиграть матч.

Через три дня я вернулся к тренировкам.

После таких моментов ты возвращаешься к началу пути, ты больше не хочешь совершать каминг-аут. И весь процесс начинается заново. 

Однажды я хотел все рассказать своим партнерам по команде и ответить на их вопросы. Потому что, в конце концов, нам необходимо было найти общий язык на площадке. А личная жизнь – это другое. Но в тот день я кое-что понял: не твои партнеры определяют будущее твоей карьеры. Контракты тебе предлагают тренеры, менеджеры, команды. Поэтому всегда есть страх, что у тебя просто не будет работы из-за твоей сексуальной ориентации. Это была причина, которая не позволяла мне совершить каминг-аут до сегодняшнего дня.

Хотя для этого бывали хорошие возможности и раньше. В конце сезона-2016/17 я стал лучшим снайпером чемпионата Швейцарии среди местных игроков. Меня пригласили на награждение. Там были все, включая министра спорта. Незадолго до этого я встретил своего боейфренда, и все шло очень хорошо. До того момента, когда меня спросили про моего «+1» на этой церемонии. 

И вот я уже иду по красной ковровой дорожке, держа своего бойфренда за руку. Заголовок во всех газетах следующим утром: «Лучший швейцарский снайпер – гей!»

Конечно, в итоге пошел один.

Все эти ситуации. Все эти бессонные ночи. Все эти моменты страха и неуверенности в себе привели меня к этому тексту. Пришло время насладиться остатком своей профессиональной карьеры – без необходимости вести двойную жизнь и прятать настоящего себя. И, надеюсь, помочь остальным спортсменам-геям в Швейцарии и во всем мире. Ничего не меняется от того, кого обнимает спортсмен после большой победы – свою девушку или своего парня. 

Мне кажется, что спортсмен может показывать свой максимум, только когда находится в мире с собой. 

И с сегодняшнего дня я буду жить именно так.

Я Марко Леманн, баскетболист 3х3 и гей.

А теперь позвольте мне пойти заняться своим делом: я стараюсь выиграть мировой Тур и вывести Швейцарию на Олимпиаду-2024.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Перехват» и вдохновляйтесь европейским баскетболом каждый день.

Фото: worldtour.fiba3x3.basketball; lausanne3x3.ch