4 мин.

«Часть Истории»: Анатолий Заяев

"Самое трудное в понимании нашей жизни – понять, что она закончится. Самое трудное в самой жизни – понять, что те, у кого она оборвалась, уже не вернутся."© 

Вчера украинский футбол потерял первого чемпиона Украины в лице тренера – Анатолия Заяева. Судьба часто заставляла его понимать эти слова. В 1938 его отца расстреляли во время всеобщих Сталинских чисток. Во времена войны он потерял двух братьев. В 1994 году он потерял своего сына, которого убили. В 2004 он оказался не нужен Таврии, болельщики прогоняли его, словно забыв обо всем, что он для них сделал. Вчера же, все остальные, кому он был близок, поняли, на сколько. 

Анатолий Николаевич родился 27 октября 1931-го года в большой ассирийской семье в Симферополе. Был участником Великой Отечественной Войны. Во время оккупации города он видел насколько тонкая грань между жизнью и смертью. Анатолий Николаевич был хорошим психологом, но ведь не просто так. Всю свою жизнь он видел цепкое сражение жизни и смерти. Все его детство прошло в самые тяжелые годы для Крыма.

Заяев был игроком Симферопольского Пищевика. Но ведь не читать его биографию мы собрались с вами. Анатолий Николаевич стал не просто первым тренером, кто выиграл титул чемпиона страны, переиграв Динамо в финальном матче, он стал примером невероятного духа, совмещенного с прекрасным психологическим образованием. Заяев стал особенным не только из-за титула, нет. Он с самого детства понял золотую истину. Он понял, что ушедшие не вернутся, он понял, насколько наша жизнь быстра, он с ранних лет нащупал эту тонкую нить, грань, эту полоску, которая определяет судьбу. Он всю жизнь шел, не показывая свою судьбу, закрыв карты перед всеми, выставив громкую и светлую обертку. 

Он огромное количество раз тренировал Таврию, был тренеров Днепра, СК Николаев, Прикарпатье, Черкасс и других команд. Да, он не стал великим тренером. О нем мало кто помнит, а его заслуги назовут единичным случаем удачи, но ведь она улыбается сильнейшим. Его старание, пережитое прошлое, наполненное огромным количеством зла, крови и смерти, наполненное убийствами, предательствами и поисками солнечного света в черной туче. 

Майским днем 1992(21.05) года Анатолий Николаевич стал самым счастливым тренером Украины. Пусть и на миг, пусть, всего лишь на несколько месяцев, но он был отблагодарен судьбой. Его имя навсегда впишется в историю, а его достижение никогда не забудется. Неважно сколько титулов у Шахтер, Динамо, ведь Таврия под руководством Анатолия Николаевича Заяева в 1992-м году стала первым чемпионом нашего первенства. Долгие годы он жил этим днем. Он шел к этому событию, он заслуживал этой награды, только лишь потому, что трудно было найти более закаленного человека в нашем футболе. Закаленного жизнью, закаленного страданиями и вечной болью. Всего миг длился его полет на трон. Но этот миг стоил целой жизни. Как когда-то писал Билл Шенкли: «Некоторые считают, что футбол — это жизнь. Честно говоря, меня расстраивает эта позиция, потому что футбол — это больше, чем жизнь». Этим правилом жил и наш с вами герой. 

Словно герой шедевра, который никогда не доживает до конца, умирая прямо перед ним, когда его история кажется забытой и смазанной, а его жизнь растоптанной, так и Анатолий Николаевич умер тогда, когда о его подвиге в начале 90-х прошлого века помнят лишь определенные круги украинских болельщиков. В 1994-м году он понес еще одну потерю. Его сына Александра, бывшего офицера морского флота, бизнесмена, президента Таврии, застрелили. Он потерял еще одну близкую ему душу. Еще дна часть его ушла в пропасть. Через 17 лет он напишет открытое письмо президенту, в котором попросит правосудие рассудить все по честному. Однако так не увидит этого. А 18 декабря 2012 года, находясь за рулем своего автомобиля, Анатолий попал в ДТП, из которого живым уже не выбрался. В скользкую погоду его автомобиль выехал на встречную, где произошло роковое столкновение. 

Его борьба за все благородное была завершена. Он стал своеобразным лучом света, который на долю мгновения вышел из-за тучи. Он остался в памяти лишь старожилов, но его след нельзя назвать малым. Он стал частью истории, пусть лишь Украинской, пусть лишь отдельного региона. Но ведь не тот герой, кто сделал ради этого все, а тот, кто, увидев весь ужас жизни, смог найти в ней что-то прекрасное, найти в ней цель…