18 мин.

Подробный разбор накруток Камилы Валиевой на Первенстве России 2020

Приветствую тебя, Нео! Знаю, что ты устал от всякого мусора в ленте for Fans, знаю, что соскучился по профессиональным разборам фигурного катания. Их есть у меня. Сегодня поговорим о фигуристке, выигравшей Первенство России 2020.  

Камила Валиева - проект Этери Тутберидзе "под Пекин". Этери Георгиевна любит тактику запуска допубертатной 15-летки в олимпийский сезон. Ещё не успевшая оформиться психологически и физиологически девочка штампует прыжки и перепрыгивает всех подряд, в том числе и одногруппниц, которые, что вполне возможно, к ОИ-сезону подойдут уже в разгаре пубертата и с травмами. 

Такая тактика уже была реализована в Сочи с Липницкой, в Пхёнчхане - с Загитовой. С Липницкой, правда, пришлось драконовскими методами удерживать пубертат, держать её на порошке с клетчаткой и т.д. и т.п. К каким последствиям для здоровья Юлии это всё в итоге привело, все прекрасно помнят, но главная задача зацепить хоть какое-то золото была выполнена. 

Однако для того, чтобы ту же Липницкую (да и Сотникову) в том ещё Ким-Мао-Костнеровском мире женского фк сделать конкурентоспоособной, ФФКР пришлось сильно нарастить вторую оценку, что одной, что другой по ходу сезона. Теперь, для того, чтобы такого "палева" не было, федерация работает заранее, да и тренер тоже.

Вообще надо признать, что Камила - фигуристка интересная, даже по компонентам объективно одна из лучших среди юниорок. У нее есть индивидуальная, непохожая ни на кого пластика, эффектные вращения с шикарной растяжкой, лёгкость. Но на Первенстве России его победительнице отвалили таких оценок, будто она уже мастер абсолютно во всём. 

Пиар подготовка проекта "Валиева" началась ещё в прошлом сезоне, когда Тутберидзе заявила, что "девочка на шаре" - её любимая программа сезона. С любой точки зрения вообще-то тренеру делать такие заявления категорически некорректно - отдаёт явным фаворитизмом. С чего же она любимая то? Валиевой поставили лучше программу, чем остальным? А почему для других так не постарались? Или неужели уже в прошлом сезоне она каталась лучше всех в группе? Really? Давайте-ка разберём реальный уровень компонентов Камилы Валиевой, причем даже не на "девушке на шаре", а её менее известной произвольной на музыку Muse - Exogenesis.

"Сюжет симфонии рассказывает историю человечества, ищущего новое пристанище где-то далеко во Вселенной после уничтожения планеты Земля. За основу Мэттом Беллами была взята концепция панспермии — возможности переноса жизни во Вселенной с одного космического тела на другое", - цитата из Вики. 

Начнём с разбора transitions ("связок")

Вначале идёт какая-то хореографическая зарисовка на месте, интерпретируйте, как хотите. Камила открывает новый мир, стучится в него, тот её пока не пускает или... в общем, не важно. 

Далее следуют четыре перетяжки подряд на одной ноге и фирменный батман в конце - с красивой линией свободной ноги, но заметим, что Валиева эти махи делает очень часто по поводу и без. 

Далее выполнена тройка - зубцовая подпрыжка - попытка крюка вперёд-внутрь, но сделать не получилось. При смене направления в этом повороте, который относится к сложным, Валиева встала на плоское ребро и так на нём и катилась. Может быть, там подразумевалась тройка, потому что после Камила меняет ребро на внешнее и делает ещё одну тройку.

Далее моухок - подсечка - смена направления - и всё... тут о связках и хореографии на целый кусок фигуристка почти забывает. Разгон на четверные тулупы абсолютно стандартный, "беговой" с опущенными руками. 

Скрещенный шаг - 5 беговых шагов - широкий шаг - моухок - шассе - перетяжка - подсечка - прокат на двух ногах - смена направления - тройка - переход на правую - 4T. На тулупе потеря оси и степ-аут. 

Весь заход на тулуп сделан на одних простых шагах с опущенными руками.

После степ-аута вальсовая тройка, "арабеск" с низко опущенной ногой, подсечка, и далее была попытка исполнения, по-видимому, крюка (сложный шаг), но опять с сомнительным качеством настолько, что даже не уверен, что там крюк планировался - на выезде то ли плоское, то ли всё-таки внутреннее ребро. Смена ребра и прыжок "перекидной" по часовой стрелке. 

Две подсечки - встала на две ноги - поменяла направление - скрещенный шаг - 3 беговых - моухок - смена направления - скрещенный шаг -  беговой - широкий шаг - некачественный моухок - шассе - перетяжка - подсечка - прокатилась на двух ногах - смена ребра (RBO-RBI) - тройка - переход на правую - 4T-2T

Опять-таки отметим, что заход на каскад выполнен абсолютно стандартный, более того, в нём совершенно отсутствует хореография, элементарная попытка катания "в музыку". Почти всё сделано с опущенными руками, без какого-либо "отыгрыша" музыки.  

После каскада исполнена некачественная плоская тройка (с плоским ребром на первой дуге) и наконец-таки точно выполнен сложный шаг крюк. Для усложнения как бы в этой связке на одной ноге вставлена пара батман-тандю жете ("пинков"), но выглядит, честно говоря, неэстетично и не очень оправданно в данной позиции. 

Подсечка - смена направления - тройка - подсечка - шассе - перетяжка-тройка (наверное, пыталась "выкрюк", но не получилось) - перекидной - риттберговое скрещение - 3Lo

Скрещенный шаг - то ли моухок, то ли чоктау (непонятно из-за нечёткого ребра) - две подсечки - коротенький кораблик "тутберидзе стайл" - подсечка - батман (или, если хотите, Fan-спираль, она же спираль "собачка", но спираль предполагает хотя бы минимальную задержку позиции, а тут пинок) - 2А.

На выезде после дупеля сделана тройка, спираль "флажок" - моухок - тройка - скрещенный шаг - то ли тройка, то ли крюк (непонятно из-за плоского ребра на выезде) - смена направления - заход на вращение в либеле через тройки и бедуинский прыжок 

 После вращения вальсовая тройка, подсечка, перепрыжка, какой-то типа бауэр "глейхенгауз-стайл", две подсечки - дорожка шагов. 

Дорожку шагов не разбираю, к связкам она не относится. 

После дорожки шагов начинает заход на тройной лутц:

5 подсечек - красивый арабеск - ещё одна подсечка - шассе - 2 перетяжки - 3lz-3t.

Перепрыжка, зубцовый шаг, беговой, моухок, подсечка, смена направления, вальсовая тройка, чоктау, широкий шаг, моухок, 2 подсечки, инабауэр, смена направления, беговой, крюк, перетяжка-тройка (ставили выкрюк?) - моухок - 3F-1Lo-3S

Подсечка - перепрыжка - зубцовый шаг - широкий шаг - моухок - скрещенный шаг - 3 подсечки - неполная подсечка - красивая спираль Кэрриган - подсечка - перетяжка - 3Lz

Подпрыжка - пинок - перетяжка - тройка - скрещение - перепрыжка - две тройки - бедуинский прыжок - вращение 

Смена направления - скрещенный шаг - крюк - выкрюк - твизлы - вращение 

=================================================================================

Теперь подсчитаем количество сложных шагов и связок. Для начала уточню, что связки делятся на:

- связки шагов/поворотов (тройки, чоктау, кросс-роллы, крюки и т.д.)

- связующие движения (спирали, кораблики, выпады и т.п.) 

- связки движений тела (головы, ног, рук)

- связки "не из списка" (подпрыжки, однооборотные прыжки, оригинальные элементы)

Однако надо уточнить, что далеко не все из этих связок являются по-настоящему сложными. К сложным шагам относятся чоктау, крюк, выкрюк, твизл, петля, скобка. Хорошо исполненные спирали, в том числе всякие кораблики тоже можно отнести к сложным связкам, а вот выпады - нет. Хотя бывают и оригинальные, сложные выпады, которые являются исключением. Какой-нибудь прыжок "валлей" или "мазурка" - тоже вещь лёгкая, а вот прыжок в шпагат, например, сложен. 

Увы, там, где связка шагов у Валиевой была выполнена некачественно, засчитывать Морфеус её не мог, т.к. в большинстве таких бракованных случаев из-за того, что конёк был на плоскости, невозможно было даже разобрать, что за шаг там планировался. Итак:

Итак, Валиевой в программе можно засчитать где-то 10-12 по-настоящему сложных связок, что результат хороший, но не прям выдающийся. Кораблик и Fan-спираль у меня под сомнением именно в силу того, что полноценно ни то ни другое не было выполнено - уж больно укороченные варианты, в типичном, кстати, для Тутберидзе стиле. Но при лояльном судействе можно, наверное, засчитывать. 

Тем не менее, все прочие махи ногами, которые Валиевой так любят ставить, что в ПП, что в КП, как спирали и, соответственно, сложные связки засчитывать решительно невозможно. Даже несмотря на то, что у неё в батмане и опорная и свободная нога выпрямлены, и всё это смотрится красиво, хоть местами и неуместно. 

Итак, сложность связок Валиевой можно было бы оценить в пределах 8 - 8.75.  

Проблема в том, что в оценке связок есть ещё такие критерии, как:

- непрерывность

- разнообразие

- качество

Что есть разнообразие? Совокупность того, насколько различные связки используются в программе. Если в ней много простейших "разгоночных" шагов, таких, как ёлочка, шассе, беговой, подсечка, а при этом мало других несложных шагов, если повторяются часто одни и те же типы поворотов, то можно говорить о плохом разнообразии. 

В принципе, его можно подсчитать, как соотношение простейших шагов (бегового, шассе, подсечки, ёлочки) к прочим связкам, движениям тела и сложным связкам. Однако "движения тела", к которым в том числе относятся фирменные валиевские батманы, довольно сложно подсчитать количественно. 

Тут можно сказать, что программа насыщена ими местами. Где-то есть выраженные движения, а вот при вышеупомянутых заходах на прыжки они встречаются весьма редко. 

А что же с простейшими шагами?

 Как видим, их в 4 раза больше, чем сложных связок. Надо сказать, что их практически всегда и у всех больше, другое дело, что соотношение примерно 1 к 4 - так себе. И в принципе более 40 разгоночных шагов за программу - невыдающийся показатель, хотя в какой-то степени тут оправдывает наличие двух четверных тулупов. 

Надо сказать, что я вставил в число простейших шагов для разгона и шассе, хотя многие так не делают, что, на мой взгляд, некорректно - у одиночников шассе, как правило, абсолютно функциональный шаг для перемещения вперёд-назад и делать его проще простого.

В целом, можно сказать, что по наличию сложных связок программа на высоком уровне, но при этом же соотношение их количества и простейших разгоночных шагов тянет оценку вниз. Т.е. из пределов 8 - 8.75 она падает до 7 - 7.5.

Непрерывность.

Она считается хорошей, когда кусков явного разгона без каких-либо связок не очень много, когда достаточно сложных заходов и выездов на прыжки/вращения. К примеру, у двух фигуристов может быть в программе одинаковое число беговых/подсечек, но непрерывность у одного лучше. Почему? Потому что эти самые беговые у него расставлены небольшими сериями по программе и не так бросаются в глаза. 

Увы, тут Валиеву немного топят не только четверные тулупы, к которым можно отнестись с "пониманием", но и многие другие элементы. Очень большой и явный простой разгон, на каскад лутц-тулуп. При этом он так и не завершается каким-то сложным заходом.  На другие прыжковые элементы по-настоящему сложных заходов тоже немного, что, кстати, должно отражаться и на GOE.   

Хотя из позитивного нужно отметить несколько интересных заходов во вращения. В целом непрерывность Валиевой я бы оценил, как "хорошую" (7 баллов). 

Качество. 

Пожалуй, самое слабая часть компонента "связки" в программе Валиевой. Если б она состояла только из сложных шагов, то за качество стоило бы поставить в лучшем случае 5 баллов, т.к. правильно из них была выполнена лишь половина. 

Да и в целом даже простые связки исполняются не на высоком уровне. Неглубокие дуги и рёбра, иногда непонятно, какой же шаг подразумевался, т.к. Валиева исполняет его на плоскости. Качество связок, кстати, напрямую же связано с другим компонентом "владение коньком". 

Тут Камилу вытягивают до уровня где-то 6.5 - 6.75 именно её спирали. Они действительно местами класные.

ИТОГО

Несложно подсчитать, сопоставив все 4 характеристики в компоненте "связки", что реальная оценка Валиевой за них 7 - 7.5 баллов, но никак не 8.68. Это полтора балла накрутки только за компонент "связки". 

=====================

ВЛАДЕНИЕ КОНЬКОМ

Дальше буду писать более кратко, т.к. статья получается итак огромной. Скольжение подразумевает тоже несколько параметров, здесь я уже буду кратко писать "да/нет", т.е. владеет ли этим Валиева на реально очень хорошем уровне или нет.

Использование глубоких ребер, шагов и поворотов - нет

Равновесие, ритмичная работа колен и точность постановки ноги - нет.

Непринужденность скольжения - да.

Разнообразное использование силы, скорости и ускорения - да.

Владение катанием в разных направлениях - да.

Владение скольжением на одной ноге - нет.

Поставленные "нет" прямо следуют из разбора связок. Валиева особенно часто ошибается в одноножных связках (сложных поворотах и в тройках). На глубоких рёбрах скользит мало, держать баланс на длинных дугах тоже пока не умеет. 

Можно отметить, однако, что она способна легко и непринуждённо набирать скорость, не отнимешь. 

Из 6 критериев скольжения (правда, весьма схожих местами друг с другом) у Валиевой на очень хорошем уровне только половина. Все остальные - явно ниже 7-ки. 

Реальный уровень владения коньком при благожелательном отношении можно оценить в таком случае как раз на 7 баллов (просто как среднеарифметическое между хорошими моментами в скольжении и плохими).  

==================

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Физическая, эмоциональная и интеллектуальная «вовлеченность» - нет

Увы, эмоциональная вовлеченность очень маленькая, актёрской работы не хватает. Начинает Валиева программу примерно с тем же холодным выражением лица, с которым и заканчивает. И с таким же лицом катает. Кстати, та же история прослеживается и в "девочке на шаре". Не видно истории "перерождения", фигуристка ещё не осмысляет свой образ и не пытается донести его до зрителя посредством актёрских инструментов. Эмоционально её совершенно не трогает программа. 

Умение «подать себя» аудитории - среднее

Эффектность катания Валиевой скорее исходит из её объективно уникальных данных в гибкости, вращений, спиралей. Т.е. катает она и оно уже само по себе местами эффектно, многие её движения уже сами по себе воспринимаются, как эстетичные. Однако именно целенаправленной "подачи" себя аудитории пока нет. Взаимодействовать с публикой фигуристка пока не умеет. 

Осанка и четкость движений -однозначно да

Тут всё классно, не поспоришь. 

Разнообразие и контрастность движений и энергии - нет

Увы, разнообразия в движениях фигуристке явно не хватает, как в КП, так и в ПП. Почти все движения резкие, однообразные, что, кстати, зачастую идёт мимо музыки.  Немало однотипных махов ногами по поводу и без.

Индивидуальность/ личностность - да

Если рассматривать с позиции пластики и хореографии, то такого впечатления, какое оставляет Валиева, нет сейчас больше ни от кого (ни в плане, что она лучше остальных, а в том, что её ни с кем не спутаешь). Есть индивидуальный стиль. С точки зрения "личностности", как личной харизмы артиста, осознанного представления тут пока почти ноль. 

ИТОГ:

Опять-таки видно, что по каким-то пунктам Валиева в презентации хороша, по каким-то - совсем нет. Нет оснований ставить здесь оценку выше 7 баллов (нижняя граница "хорошей" зоны).  

===========================

КОМПОЗИЦИЯ 

Компонент "композиция" определяется, как "интеллектуально осмысленное и/или оригинальное оформление всех типов движений в соответствии с принципами музыкальной фразы, пространства, рисунка и структуры". 

Подразделяется на несколько основных пунктов, среди них: 

- Цель (идея, концепция, видение, настроение) - сомнительно

- Рисунок программы и использование ледовой площадки - да

- Многомерное использование пространства и конструкции движений - великолепно

- Фраза и форма (движения и рисунок должны отражать музыкальные фрагменты) - сомнительно

- Оригинальность композиции - нет 

Композиция - это компонент, который отражает хореографическую подготовку фигуриста, а также то, как программа "поставлена", хотя в зависимости от формы в конкретный день спортсмен может передать замысел постановщика чуть лучше или хуже. 

Использование площадки у Валиевой приличное - обычно Глейхенгауз этому уделяет внимание. Цель, идея, концепция? Здесь, друзья, угадывайте сами. Очевидно, что в программе есть некая преднамеренная "закольцованность" - Валиева приходит в ту же позу, из которой начинает. Т.е. прокат - это жизнь, а начало программы и конец - это стадии того самого "перерождения", которое и заложено в оригинальной музыке.  

ОК. Только стадии в самой "жизни" не очень считываются. Есть несколько хореографических движений, но внятного смысла и образа в них не прослеживается. Также замечу, что я специально не изучал каких-либо интервью и либретто по поводу замысла ПП. Он должен считываться и без этого. 

Многомерное использование пространства и конструкции движений в том числе означают, что фигурист должен иметь в наличии движения во всех плоскостях, т.е. не только "наверху", но и "внизу", в разные стороны ("влево", "вправо", "по диагонали"). Желательны выпады на льду, наклоны, движения корпусом, выпады ног на разной высоте, разнообразные по амплитуде движения рук. Естественно, всё это не должно быть гимнастикой, как у Трусовой, а должно быть исполнено грациозно в соответствии с хореографическими канонами (собственно, компонент "композиция" раньше назывался "хореография"). Проще говоря от фигуриста требуется показать свою подвижность, танцевальную подготовку. 

Тут у Валиевой всё скорее на высоком уровне.  

А вот с фразой и формой, отражающей музыкальные фрагменты, всё не везде хорошо. Здесь влияют явные пустоты в программе, хотя местами есть моменты точной хореографической работы в музыку. 

Оригинальность композиции?? Ну, если говорить именно про оригинальность композиции, то её нет от слова "совсем", разве что индивидуальная пластика, вращения, батманы/арабески Камилы добавляют какой-то оригинальности.  

ИТОГ: т.к. исторически компонент "композиция" связан во многом с хореографией, он, пожалуй, у среди валиевских лучший. Фигуристка достаточно пластична, очень подвижна, имеет хорошее покрытие катка. В то же время вниз по сравнению с возможной оценку тянет некачественная работа постановщика: в композиции программы не хватает оригинальности, акцентированных, осмысленных хореографических движений, которые бы передавали заложенный сюжет.

7.75 - 8 баллов.  

========================

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (МУЗЫКИ)

Компонент "интерпретация" характеризуется, как "творческая передача ритма, характера и содержания музыки в движения на льду". 

Для одиночников состоит из следующих параметров: 

Движения и шаги в соответствии с музыкой (музыкальность) - частично

Выражение характера музыки/чувства и ритма - частично

Использование тонких оттенков в отражении деталей и нюансов музыки - частично

 Уже в разборе связок я делал акцент на то, что заходы на тулупы абсолютно выпадают из музыкальной композиции. Нельзя сказать, что работы с музыкой в программе Валиевой нет совсем. Значительная часть поставлена в такт, но в то же время есть куски явно выпадающие (не только тулупы). 

К тому же в песне есть кульминационный куплет (с вокалом). Он отыгран, собственно, заходом на лутц-тулуп через подсечки. Можно было сделать что-то интереснее, наверное. 

Что касается выражения характера музыки, то Валиева не всегда в неё попадает и об этом уже писалось ранее. В композиции полно плавных моментов, требующих какой-то паузы, гладкого, плавного скольжения и соответствующих танцевальных движений руками. Но своей "резкой" манере Валиева не изменяет, словно ей сказали, что чем быстрее ты двигаешься, тем лучше. Т.е. временами наступает рассинхрон, хотя иногда она попадает. 

Использование тонких оттенков в отражении деталей и нюансов выражено у фигуристки лучше. Этому способствуют и танцевальные движения руками, которые у фигуристки поставлены прилично, и вращения и уникальные спирали/арабески.

В целом, работу с музыкой у Валиевой можно в лучшем случае оценить, как хорошую. Получше её презентации, похуже композиции - 7.25 - 7.5 баллов. 

=========================================================

Составляем табличку и сравниваем накрученное и реальное

ИТОГО:

Учитываем, что коэффициент в произвольной программе у компонентов 1.6.  При строгом судействе реальные баллы Валиевой в компонентах = (7+7+7+7.75+7.25) * 1.6 = 57.6 баллов 

При лояльном 59.2 балла. 

Поставлено же ей 71.32. 

Получаем, что оценка Камилы Валиевой в произвольной программе завышена минимум на 12.12 - 13.72 балла.  

Легко понять, что при аналогичных накрутках в короткой программе теоретически фигуриста можно легко подтянуть вверх на 20 и более баллов за старт.