15 мин.

Победа Косторной, провал Загитовой и другие итоги финала гран-при 2019. Разбор Морфеуса

Прекрасно понимаю, что на этой неделе тема "Россия - WADA" является, как ни крути, главной, но для того, чтобы не мешать одно с другим, напишу всё-таки отдельно про финал гран-при 2019. А по поводу российского допинга - антидопинга поделюсь мнением как-нибудь позже. Т.к. я знаком лично со многими действующими лицами: Крейгом Риди, Джонатаном Тейлором, Колобковым, Пахноцкой, Ганусом, могу поделиться своими впечатлениями. 

Но вернёмся к ФГП - 2019. Сфокусируемся на женском одиночном, а в следующей статье пройдём по верхам других видов.

==============================================================================

... Пост можно заминусовать. Вопрос в другом: и что с того? Ведь то, что пишет Морфеус, нередко сбывается. Приведу две цитаты из своего же поста, написанного более года назад:

"Когда вновь все возненавидят конвейер Тутберидзе? Если не все, то значительная часть посетителей этого сайта возненавидят его с развалом Алины Загитовой"

"фанаты Загитовой возненавидят Трусову, Щербакову и Косторную".

Любой, кто за последнюю неделю или даже месяц не ослеп, прекрасно видит, что написанное в той статье и в тех цитатах постепенно сбывается. Почему? Читай дальше.

===========================================================================

Последнее, шестое место заняла Алина Загитова. Морфеус напоминает, что здесь мы не занимаемся хейтом фигуристок, не злорадствуем. Но, как бы печально это ни было для поклонников Алины, факт есть факт. Хотя, если б уроженка Ижевска откатала на свой нынешний максимум, а это вполне было возможно, она бы заняла 4 место.

Почему случился провал в произвольной программе? Возможных причины три. Дело в том, что ещё днём в субботу Загитова на тренировке абсолютно всё отпрыгала. Поэтому либо это в чистом виде психологический срыв (что странно, т.к. Загитова вроде бы как всё "выиграла" и должна чувствовать себя свободнее "грызущихся" ТЩК), либо полученная на той тренировке микротравма, либо какое-то серьёзное давнее повреждение, которое внезапно обострилось, но которое от нас скрывают.   

Интересно и то, что Загитова отказалась от выступления в гала из-за ушиба бедра, а, прилетев в Москву, сразу побежала репетировать шоу Татьяны Навки. Выглядит как постепенное "сворачивание удочек" и явный приоритет к сбережению себя. Но не будем торопиться с выводами, посмотрим, что покажет время;)

В разборе ФГП начнём мы с короткой программы, по итогам которой фанаты фигуристки вновь поразили нас своим чувством юмора, заявив, что ей "недодали" баллов... при том, что все элементы получили хорошие плюсы (GOE), а по компонентам Загитова была первой (36,46), хотя куда уж до этого в реальности.

О технике. В плане докрута риттбергер и флип были исполнены на грани, что обычно судится в пользу спортсмена. Однако в этом блоге уже не раз разбиралось, что лутц и флип - зубцовые прыжки, должны исполняться с толчка зубцом без активного налегания на ребро. Иначе они превращаются как бы в лутцбергеры и флипбергеры. У Загитовой именно такая "техника". Если практика применения правила cheated take-off в фигурном катании сейчас невозможна, то уж poor take-off совершенно точно судьи способны фиксировать. А это вычитание из положительных критериев от -2 до -3. 

На всех лутцах вполне могли придраться и к нечёткому ребру, поставив знак "!" в протоколах, но блакосклонны судьи в плане рёбер были ко всем.

О том, что в обоих старших зубцовых прыжках Загитовой используется преротейшн 180 градусов с отрывом на ход вперёд, напоминать, думаю, не надо.

Про дорожки шагов на "четвёртый" уровень Морфеус уже много раз писал, не вижу смысла повторяться. Небольшой разбор по заклону. Обратите внимание, на отклонение от изначальной точки влево - значительная потеря центровки:

Также обратите внимание на бильман. Проблема в том, что это не бильман. В классической вариации этой позиции, как она была придумана Денниз Бильман и подхвачена последующими поколениями, обе руки должны быть на коньке. У Загитовой же одна рука держится за конёк, другая ниже лежит на ботинке. Это упрощение позиции, так называемый полубильман.

Немного коснёмся компонентов. Как Морфеус уже писал, пожалуй, в короткой программе Загитова катается лучше, чем когда-либо ранее, органичнее себя чувствует, и это видит зал. Хотя тут скорее музыка тащит фигуристку, а не она музыку, и финальная эмоция, взятая крупным планом, конечно, отдаёт актёрским переигрыванием. Ну, откуда у Загитовой такой эмоциональный опыт, чтобы достоверно передавать крик зрелой женщины об утерянной большой любви (а об этом, собственно, песня)?

Тем не менее, фигуристке вполне можно было б поставить, например, 8 баллов за композицию, презентацию и интерпретацию, если б не традиционные недостатки в пластике и скольжении. 

Катание вприсядку, к сожалению, не может никуда деться и в короткой программе. В одном моменте впечатление усугубляется ещё и задранной от этого юбкой:

"Зацени, дорогой зритель, мою ж-ж-ж... женственность", - Алина З.

Понятно, что ни одна уважающая себя и зрителя танцовщица, балерина, фигуристка в такой позе с оголённой до трусов пятой точкой не будет выступать. Конечно, мы не берём виды танца типа "тверка".

Тут уж претензии над предъявить тренерскому штабу, который подставляет Загитову. Ну, неужели не видят этого очевидного бага? В "Клеопатре" то тем более постоянно проявляется. 

Да, платья для фигурного катания устроены так, что "интимная" часть гардероба неизбежно демонстрируется во вращениях, прыжках, спиралях, но не в базовых навыках скольжения же и не в такой "откляченной" позе...

Это просто неуважение к зрителю или крайняя невнимательность тренерского штаба, которому огромные грибищи некоторым подопечным уже застилают глаза, и он уже не видит совершенно очевидных вещей. После такой "позы" ты просто не можешь верить артисту, фигуристу, танцовщику. Это "выпадение" из музыки, из образа. 

Произвольную программу, думаю, разбирать не надо. В кои то веки судьи отсудили более-менее адекватно (ещё очень лояльно), хотя на самом-то деле за этим может скрываться лишь перестановка приоритетов у ФФКР, которому, возможно, надоело бесконечно тащить Алину грибами. Есть и другие, в кого можно вкладываться.

==============================================================================

Отдельно, конечно, стоит сказать и про реакцию печально известных фанатов фигуристки. Реакция предсказуемая. Тяжело им столкнуться с суровой реальностью, с осколками разбитых иллюзий. Фанаты постепенно начинают понимать, что никакой выдающейся, уникально талантливой фигуристки Алины Загитовой никогда не существовало в природе.  

Была просто неплохая, нормальная, средняя, посредственная ("...по средствам") фигуристка, вся уникальность которой заключалась лишь в относительно стабильном прыгании во второй половине. Заурядная девочка, которую особо сильно разгрибовали к Олимпиаде, т.к. предыдущий экспонат ТШТ забарахлил. Винтик в системе, прослуживший нужное время в нужном месте, ныне постепенно заменяемый на более современные и совершенные продукты фабрики.  

ТЩК уже вышли на тот уровень баллов, которого у Загитовой никогда не было даже со всеми её грибищами. Это особенно забавно для аналитиков и печально для фанатиков, т.к. уроженка Ижевска всего-то на год, на два старше одногруппниц. Может ли Алина соревноваться с младшими? Теоретически - может, но для этого нужно соблюдение некоторых условий. Во-первых, идеальные прокаты самой Загитовой с попутным космическим грибованием, как на последнем ЧМ или на Небельхорне. Во-вторых, ошибки девочек. Впрочем, теоретически остаётся вариант проскочить "по допуску WADA", при котором кого-то из маленьких или девочек из других клубов беспричинно не допускают до соревнований.

А если возвращаться к тому, с чего статья начиналась, то сейчас мы наблюдаем, что фанатики Алины осаждают инстаграмы тренерского штаба, т.к. поражения болезненны, поражения от соотечественниц болезненны вдвойне, от одноклубниц - втройне. Неизбежно у фанатов подсознательно возникает мысль, что кризис Загитовой связан с тем, что Тутберидзе и Ко сместили своё внимание на ТЩК, что Загитову как бы бросили. 

Можно было бы посочувствовать Тутберидзе, которая за работу получает такую благодарность (ведь именно она привела Алину к её медалям), но дело в том, что, как написала одна фанатка Юлии Липницкой на одной старой ветке: "если ты относишься к ученицам, как к продуктам фабрики, то не стоит обижаться тому, что к тебе будут относиться, как к шлифовальному станку". Неискренность Этери Георгиевны, играющей в заботливую маму своих фигуристок, в итоге выражается в том, что любят этих фигуристок, но мало кто любит саму Тутберидзе.

Закончим тему Алины констатацией факта того, что её боевые фанатики сейчас будут максимально давить и на соперниц. И плевать им на то, что они занимаются в одной группе и представляют одну страну. "Хрустальная" солидарность оказалось хрустальной.

Как будут давить? Переводить диалог  в "неспортивную" плоскость (т.к. в спортивной Загитова пока оказалась неконкурентоспособной). Будет много провокаций, вбросов и вранья. В ближайшие месяцы своей драгоценной жизни фанаты Алины проведут за просмотром всех малейших нюансов поведения Трусовой, Щербаковой и Косторной и станут по этой троице экспертами больше, чем сами поклонники ТЩК. Будут искать, выдумывать, к чему придраться, и будут всех трёх мерить по лекалам "образцового" в их понимании поведения Алины. Наверное, т.к. Щербакова из троицы по темпераменту к АЗ наиболее близка, придётся переодеваться в её болельщиц;)

================================================================================

Брэйди Теннел на фоне всех остальных выглядела таким не дорогим, но хорошим старым вином. Как сказал в трансляции Илья Авербух, у неё "американское катание" с нормальными спиралями, классическими программами, взрослой подачей. Конечно, конкретно этой американке не хватает того изящества, красоты и грациозности, которая была у таких столпов той эры в фк, как Юна, Мао, Каро, но смотреть на неё интересно. С такими прокатами Теннел выиграла бы финал гран-при 5-летней давности, но без ультра-си соревноваться с молодёжью сейчас почти невозможно, тем более, что некоторым представительницам этой ультра-сишной молодёжи, мягко говоря, подтягивают вторую оценку к первой. 

Про Рику Кихиру Морфеус уже подробно писал по итогам этапов гран-при. Здесь сложно что-то добавить. Рика находится в переходном периоде, в осваивании нового контента. Пожалуй, только она и Алиса Лью из иностранок сейчас имеют потенциал технически бороться с тутберидзовскими девочками. Понятно, что по катанию Кихира на голову выше Трусовой и Щербаковой, но адекватного преимущества в PCS в современной матрице фигурного катания получить нельзя. 

Также будет интересно, сможет ли японка настроить не только четверной сальхов, но и тройной лутц, который она не исполняет из-за травмы. Потенциально Кихира способна выкатывать очень серьёзный контент, вопрос только в том, хватит ли у неё здоровья, а у японской федерации ума, наконец, "вложиться" в неё как следует, а не разбрасываться между единственной перспективной фигуристкой и такими спортсменками, как Мияхара, Сакамото...

Прекрасно понимая, что при двух чистых прокатах Косторная серьёзно превзойдёт мировой рекорд, Трусова попыталась перехватить инициативу, исполнить тройной аксель в короткой и безумных 5 квадов в произвольной. Однако на момент финала гран-при по крайней мере стабильность акселя на тренировках была далека от идеала, поэтому вполне закономерно, что Трусова с него упала. Да и на тренировках - тех, что можно было наблюдать в Турине, Саша ни разу в течение одной произвольной не исполнила заявленный контент. Поэтому в этом пятиквадовом жесте было, конечно, много экспериментаторского, панпропальского. Совершенно очевидно было, что удар не равен замаху.

Про Трусову Морфеус уже писал подробную статью. Сейчас пока это история про прыжки и только про прыжки, а уж вторую оценку, понятное дело, с таким технабором подтянут судьи. Поэтому, если уж накатает Саша триксель и новый контент в ПП, то вполне может опять быть запущена в какие-то космические рекорды. Вопрос только в том, как долго продержится её тело, которое выглядит так, будто она едва начала оформляться. Это просто фантастические нагрузки на ноги и позвоночник, не говоря уже о том, что пубертат ещё не сказал своего слова.

Кого судьи явно подтянули, вероятно, из-за сигналов от ФФКР после более-менее приближенного к адекватному судейству на этапах гран-при, так это Анну Щербакову. Смешно сказать, но без трикселя оная получила ещё в короткой программе больше, чем Косторная на Finlandia Trophy без трикселя. Вполне вероятно, что и федра и судьи ISU видят в Анне всё-таки что-то более гармоничное, чем в той же Трусовой, у которой на высоком уровне есть только прыжки. У Щербаковой помимо них (впрочем, менее качественных) есть при этом хотя бы растяжка, некоторые красивые спирали, пластическая подготовка и более качественные программы. Тем не менее, это, конечно, пока во многом ещё юниорское катание - и по подаче и по скольжению и по ряду других факторов. А уж читерскую технику прыжков Щербаковой Морфеус много раз показывал. Ну, и выглядит Анна, честно говоря, ещё менее оформившейся, чем Трусова. Хотя, некоторые считают, что так она будет выглядеть всегда.

Несмотря на чрезвычайное судейское подтягивание Щербаковой, Алёне Косторной удалось подтвердить, что именно она на этом отрезке сезона - лучшая фигуристка мира. Даже фантастические накрутки некоторым соперницам не смогли помешать ей выиграть. Нельзя Косторную мазать лишь белой краской, оценивать в отрыве от того фактора, что и за ней доверие федерации и влиятельный тренер. Конечно, как и всем вышедшим только что из юниоров девушкам, ей есть в чём добавлять.

Просто в силу возраста Алёне пока ещё не подвластны некоторые вещи в презентации, которыми владели более взрослые фигуристки прошлого вроде Эшли Вагнер, Юны Ким, Мао - их свобода, сексуальность, абсолютное владение залом. Но при грамотном развитии со стороны тренеров всё это могло бы прийти, тем более, что уже сейчас (да и 3 последних сезона) из всего нового поколения именно Алёна наиболее органично умеет примерять разные образы, и публика ею всё больше проникается, что, кстати, прекрасно проявилось и в живой реакции на трибунах. 

Тем более, понимают талант Косторной люди профессионально покатавшиеся, т.к. им ещё более видна та сложная хореографическая, коньковая работа, которую она проделывает, её разнообразие и трудность связок. Мягкое, рёберное, непринуждённое скольжение на длинных дугах, дотянутые, пластичные руки, жесты. Все эти вещи, на любительский взгляд простые, на самом деле очень сложны, требуют долгих лет тренировок и занимают те самые силы, которые можно сэкономить на четверные прыжки.

Небольшая адекватная часть судей и чиновников в ISU именно такой видит фигуристку будущего: сочетающую и техническую и компонентную часть. Вопрос только в том, сможет ли Этери Тутберидзе хоть раз жизни нормально провести подопечную через пубертат и не является ли Алёна феноменом лишь допубертатного катания?. 

В технической стороне Косторная была на этот раз почти безупречна. Чисто исполнила все тройные акселя, докрутила и остальные прыжки. Кто-то может спросить: а почему Косторная не исполняет четверной флип или лутц? Так настоящие флип и лутц намного сложнее по технике адаптированных читерских флипбергеров и (ф)лутцбергеров. Алёна исполняет эти старшие зубцовые прыжки именно так, как и полагается - не налегая на ребро, отталкиваясь практически только зубцами правого конька.

Единственная помарка заключается в том, что на этих прыжках у неё иногда бывает неясное (плоское) ребро, но конкретно в финале гран-при было два идеальных лутца: не глубокое, но явно внешнее ребро и канонический зубцовый толчок:

Последующая пре-ротация всего 90 градусов. Для сравнения у Трусовой на лутце ребро правильное и даже более выраженное, но толчок рёберный и преротация половина оборота (или больше). Это лутцбергер. У Щербаковой на одном из квадлутцей было подозрение на флутц, также совершенно точно рёберный толчок и преротация более полуоборота. Приятно, что хоть кто-то из фигуристок этого финала гран-при смог прыгнуть настоящий лутц. 

Если говорить о дальнейших турнирных перспективах Косторной, то заморачиваться насчёт подтягивании АЩ и АТ, как судейском, так и реально техничском, ей не стоит. Сейчас важно стабилизировать собственный контент с тремя прыжками из категории ультра-си. Лучше эволюционное взрослое развитие, чем скачкообразное юниорское, и то, что допубертатные квадистки здесь теоретически могут на каком-то отдельно отрезке обойти, не так уж драматично. Но в будущем, конечно, было бы интересно увидеть квад от Алёны, т.к. данные для этого очевидно есть. Графика ISU, к примеру, показала высоту её прыжка. 57 см на тройном акселе - не каждый мужчина так прыгает. 

 Подписывайся на блог, распространяй статью в соцсетях!