6 мин.

Гвардиола в «Баварии». Первые впечатления

Рассказывают, что Фил Джексон, придя в «Лейкерс», сказал игрокам примерно следующее: «Я не буду требовать от вас, чтобы вы меняли свой стиль игры. Единственное, что я прошу, - увеличить какой-то свой статистический показатель на один пункт».

Не успокаиваться на достигнутом, стремиться постоянно улучшить игру своей команды, пробовать варианты, ошибаться, но предлагать новые – вот качества по-настоящему великих спортсменов и тренеров. Сегодня твоя команда играет на 97 процентов – требуй все сто. Завтра эти сто запросто могут стать девяносто семью, и этого может не хватить для победы.

Хосеп Гвардиола, несомненно, относится к этому типу.

Когда он приходил в «Баварию», многие сомневались в его способности добиться каких-то результатов вне его родной «Барселоны», где он знает каждую царапину на стене «Ла Масии» и каждый сантиметр поля «Камп Ноу». Он пока ничего и не добился. Но сегодня – одна из реперных отметок его пути мюнхенского пути. Прошло уже больше половины сезона, и кое-какие выводы сделать вполне можно.

Далее идет перевод статьи немецкого обозревателя «Гардиан» Рафаэля Хёнигштайна, который отмечает 5 инноваций, которые привнес Гвардиола.    

 

1. Заставляет соперников гадать

При Луи ван Гале и Хайнкесе предугадать состав на тот или иной матч было довольно просто. Привычная схема 4-2-3-1, изменения вносятся только в случае травм футболистов основы, прием оба тренера в этом случае просто подбирали наиболее подходящего игрока из резерва и ставили его на позицию  травмированного. При Гвардиоле картина совершенно иная. Почти неизменна только четверка защитников. Лам, похоже, окончательно перепрофилировался в опорника, хотя существует вероятность, что он займет привычное место на правом краю в решающих матчах сезона. Хави Мартинес, Бастиан Швайнштайгер, Тьяго Алькантара, Тони Кроос – все они претендуют на места в центре полузащиты, но при этом могут выполнять на поле разные роли. Вингеры Рибери и Роббен играли регулярно, а два на места нападающих Гвардиола постоянно ставит разных игроков в зависимости от сильных и слабых сторон обороны противника.   

2. Внесение постоянных изменений через микроменеджмент

Базовая футбольная философия Гвардиолы состоит в доминировании через максимальный контроль мяча, создании численного превосходства в полузащите и высоком прессинге. Однако 43-летний специалист при необходимости готов применять и другую тактику. Так, в матче первого круга нынешнего розыгрыша чемпионата против «Боруссии» он дал установку защитникам использовать длинные передачи, чтобы уйти от активного прессинга дортмундцев. Мартинес был отправлен вперед, чтобы цепляться за мячи на втором этаже и оказываться давление на полузащиту подопечных Клоппа. Намеренно нарушив игровой ритм как своей команды, так и соперника, во втором тайме, когда «Боруссия» подустала и начали образовываться свободные зоны, Пеп вернулся к излюбленному варианту с «ложной девяткой» и сумел дожать соперника в концовке матча.

Маленькие же, а потому не столь заметные, штрихи вносятся непрерывно. Профессор экономики и по совместительству бывший казначей «Барселоны» Хавьер Сала-и-Мартин сравнил «постоянные изменения» Гвардиолы с гибким производственным процессом фирмы «Зара». Себестоимость выпуска единицы одежды этой марки получается дороже, чем у конкурентов, но за счет того, что технология позволяет почти моментально реагировать на изменение трендов и микротрендов в моде, компания имеет минимальный объем складских запасов и существенно экономит на издержках (Он сравнивает две марки - H&Mи Zara. Первые производят большие объемы одежды, положим, желтых брюк, снижая до минимума себестоимость одной единицы товара; вторые делают меньшие партии и себестоимость единицы выходит дороже. Но представим, что Мадонна появилась на концерте в фиолетовых брюках. Уже через неделю похожую модель можно будет купить у Zara, в то время как H&M не сможет так быстро отреагировать, поскольку им еще надо распродать те огромные партии дешевого товара, которые были произведены до этого.). И «Зара», и «Бавария» встроены в жесткие внешние рамки, однако внутри обладают большой гибкостью. В случае с футболом внешние рамки – это схема игры, внутри которой могут применяться и сменять друг друга микротактики, позволяющие отреагировать на конкретную текущую ситуацию.       

3. Не боится вносить изменения прямо по ходу игры

В прошлом сезоне консервативный Хайнкес повторял один прием снова и снова. В любом большом матче он переводил Луиса Густаво в опорную зону, а Швайнштайгера поднимал выше, на позицию «десятки». Это прекрасно работало и не давало сбоев, а потому не было нужды изобретать что-то еще.

Гвардиола же, как и предшественник Хайнкеса ван Галь, гораздо более радикален и проактивен. Он не стесняется менять позиции игроков на поле и переходить на другие тактические схемы прямо во время матча, как только понимает, что соперник приспособился к изначально выбранному варианту.Так, в игре против «Майнца» Филипп Лам успел отметиться на 4 позициях. Иногда Пепа критикуют за излишнюю склонность к экспериментам, но пока он дает результат, голоса скептиков не выделяются на общем фоне.

 

4. Разработал три новых опции для атаки.

Покупка Гетце выглядела с одной стороны, местью за неудачи предыдущих двух сезонов, с другой, излишеством, ведь полузащитников в «Баварии» хватало и без Марио. И только по ходу сезона стало понятно, почему Гвардиола хотел именно Гетце (или футболиста такого же плана). Когда он играет вместо классического нападающего, Баварии гораздо легче продираться сквозь оборонительные заслоны соперника за счет комбинационной игры. Гетце может пролезть сам на дриблинге, а может увести защитников и освободить зоны для партнеров по атаке. Также он может опуститься ниже и помочь команде контролировать мяч в центре поля.

Поменялась и роль Томаса Мюллера. Теперь ее трудно определить однозначно: то формальный нападающий становится свободно перемещающимся полузащитником, как Гетце (особенно здорово в этой роли он проявил себя в выездном победном матче с «Манчестер Сити»), то играет «ложную девятку».

Третьим «свободным» можно назвать перуанского ветерана Клаудио Писарро, который также стал чаще смещаться в полузащиту.

В итоге получаем три атакующих опции на одну позицию.

 

5. Извлекает максимум из слабостей

Построение Баварии немного провисает на флангах при широкой расстановке. Если феноменальный Алаба быстр и техничен, то играющий на противоположном краю Рафинья, скорее просто целостный, чем выдающийся и чаще всего рассматривается как не слабое, но наименее сильное звено. Чтобы снивелировать возможные последствия Гвардиола предложил следующую идею: крайние защитники играют выше и смещаются в ближе к центру. Тем самым он при необходимости добавляет игроков в центре поля. Вингеры противника не понимают, смещаться ли им вслед за своими оппонентами или оставаться широко на бровке. Принимая больше участие в командных действиях, Алаба проявил себя во всей красе, а Рафинья уменьшил риск остаться изолированным на своем фланге. В последних матчах фланговые игроки располагались на более привычных для себя позициях, однако и этот эксперимент получился довольно удачным.