Реклама 18+

Богатство правит, бедность - царит

«Это богатые выдумали, что говорить о деньгах не тактично» Этьен Рей 

Большая четверка. Нет, это не то о чем вы подумали. «Большой четвёркой» называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги: PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young и KPMG.  Нам интересна одна с этих компаний - Deloitte Touche Tohmatsu Limited. Эта британская фирма была основана в далеком 1845 году, в Лондоне. В наше время ее штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, США.  В прошлом году было объявлено, что Deloitte  завершила финансовый год с выручкой в $28,8 млрд (из них 42,6 % принёс аудит, 29,7 % доходов — консалтинг). По этому показателю компания стала лидером на мировом рынке профессиональных услуг.

Deloitte одной из первых среди ведущих аудиторских и консалтинговых компаний пришла на рынок стран СНГ. Первое представительство было открыто в Москве в 1990 году. Сейчас компания имеет 16 офисов в 11 странах СНГ, в том числе и в Киеве.  В начале каждого года эта фирма публикует «Deloitte Football Money League»  - рейтинг доходов футбольных клубов. При составлении рейтинга, Deloitte учитывает все доходы клубов – продажа телевизионных прав внутренних чемпионатов и еврокубков, коммерческий доход, включая спонсорские контракты и мерчандайзинг, а также доходы от игровых дней — билеты на матчи и сезонные абонементы. 

Четвертый год подряд первая шестерка самых доходных клубов остается неизменной: 

Как отмечают аналитики Deloitte, доходы клубов растут значительно быстрее, чем экономика стран, которые они представляют. 20 клубов с самыми высокими доходами компания называет "Футбольно-денежной лигой". Даже беглого взгляда на итоговую "турнирную таблицу" хватит, чтобы понять, что в ней представлены клубы исключительно из большой пятёрки лучших первенств Европы. Шесть клубов представляют Англию, пять — Италию, четыре — Германию, три — Испанию и два — Францию. Сумма общего дохода всех 20 команд составила €4,4 млрд, что составляет около четверти доходов всех европейских клубов вместе взятых! 

 

Как отмечает Антон Михашенок, журналист сайта championat.com, ежегодный отчёт Deloitte показал, что тенденции способов получения доходов в Европе укрепились.  

Характеристика финансового положения топ чемпионатов

Бундеслига

Немецкие клубы сумели найти баланс между правильным соотношением доходов от мерчендайзинга и спонсорских контрактов, медиадоходов и доходов, полученных в день матча. Лига год за годом бьёт собственные рекорды по доходам от продаж билетов сезонных абонементов. Попутно клубы продают названия своих стадионов, получая дополнительную статью доходов, в отличие от консервативных испанцев или англичан. Вроде бы всё хорошо, но в погоне за доходами бундеслига рискует потерять болельщика. 

Дело в том, что средняя цена в нынешнем сезоне превысила €22, причём билет на домашний матч вырос в цене практически в каждом клубе, что вызвало бурю протестов у болельщиков. Причём впервые за долгое время в протесте участвуют не только создающие неповторимую атмосферу фанаты с виражей, но и простые бюргеры с пивом в одной руке и сосиской в другой. Активные фанаты протестуют и по другому поводу: полиция и власти ужесточили контроль за болельщиками, которым теперь необходимо будет проходить сканирование лица. 

 

Лига 1

Главная проблема французского чемпионата по-прежнему в том, что он неинтересен. На внутреннее чемпионство претендуют две-три команды, время от времени выстреливают "Бордо", "Тулуза" или, как сейчас, "Монпелье". В большинстве матчей на поле творится невыносимая скука, а потому отсутствие больших телевизионных контрактов (не спасает в этом случае даже система коллективных договоров) и самая низкая средняя посещаемость среди топ-5 европейских чемпионатов.  

Попасть же в Football Money League клуб лиги 1 может пока только одним способом –хорошо выступив в Лиге чемпионов. Это легко увидеть, если сравнить доходы "Марселя" в прошлом и позапрошлом году: команда Дидье Дешама в прошлом сезоне впервые за долгое время вышла из группы и добавила в свою копилку €7,4 млн от продаж трансляций относительно прошлого сезона. При этом остальные показатели остались практически неизменными, а процент коммерческих доходов от общего дохода упал с 32% до 31%. В нынешнем сезоне "Марсель" вновь вышел в плей-офф самого престижного клубного турнира Европы, и доходы клуба снова подрастут, но это локальный успех. Общая же сумма доходов клубов французского чемпионата – наименьшая в топ-5. 

Стоит отметить, что появление больших денег у "ПСЖ" — манна небесная для руководства лиги 1. Практически наверняка арабское телевидение купит права на матчи чемпионата Франции, повысится конкуренция, а другие шейхи будут поглядывать на остальные французские команды. Есть варианты и для развития коммерции – например, открыть африканский рынок. При таком числе африканских игроков в первенстве удивительно, почему это ещё не было сделано. 

Однако есть немаленький нюанс. Новый Президент Франции Франсуа Олланд обещает ввести 75-процентный налог на доходы, превышающие €1 млн в год. Как пишет блоггер «gi-fall» на sports.ru, это значит, что контракт любого футболиста, получающего свыше 1 миллиона евро в год, дорожает значительно. Отток молодых французов заграницу гарантирован. С иностранцами та же история - средние клубы не смогут положить им зарплату, которая мотивирует их на переезд. Также, будет сложно удерживать собственных футболистов от переходов в другие клубы.

Италия

В Италии, как в Испании, действует система индивидуальных соглашений, которая помогает остаться на плаву лучшим клубам страны. Если отнять из общего дохода "Интера" прошлого и нынешнего сезонов медиадоходы, то уровень остальных доходов клуба за год не изменился — €57 млн в новом рейтинге Deloitte против € 56,9 в прошлом. У "Ромы" дела обстоят ещё хуже — €52,4 млн против €57,1 млн. Итальянские клубы – наверное, единственные, которые могут вылететь из Football Money League просто не попав в Лигу чемпионов, однако такая нестабильность богатых не волнует, а более бедных заставляет исхитряться на подвиги – "Наполи", к примеру, коммерцией зарабатывает больше, чем "Рома", а от трансляций получает на €33 млн меньше. Разумеется, речи о переходе на систему коллективных договоров по медиаправам пока не идёт, ведь это приведёт к огромному снижению уровня доходов топ-клубов. Новый способ получения денег придуман итальянцами пока только один – построить новые стадионы. Да, наверное, это повысит доходы от дней матчей, которые у клубов серии А самые низкие в топ-5, но на коммерции не скажется. В плане коммерции в прошлом сезоне лучом света в телевизионном царстве стал "Милан", который в прошлом сезоне заключил контракты с Audi, Dolce&Gabbana и Taci Oil, которые позволили клуб прибавить более чем на €28 млн в коммерческих доходах.

АПЛ и Ла Лига

"Манчестер Юнайтед" первым среди всех клубов лиги Deloitte после возрастания роли медиадоходов добился практически идеального соотношения всех трёх главных составляющих общего дохода. В нынешнем сезоне такой ситуации, конечно, не будет, ведь манкунианцы вылетели из Лиги чемпионов уже после группового этапа. Активная работа со спонсорами и развитие мерчендайзинга при стабильно высокой средней посещаемости заставляет сравнивать "Манчестер Юнайтед" с немецкой моделью развития клубов, в то время как остальные английские клубы приближаются, увы, скорее к испанским, чем к немецким.  Чем это чревато можно посмотреть на примере "Валенсии", которая в прошлом сезоне получила за счёт коммерции всего €22.9 млн. Коммерческий застой "Арсенала" и "Челси" должна насторожить руководителей всех английских клубов.  Но если английские клубы должны спрашивать "Куда мы идём?", говоря о своей модели развития, то испанские отчаянно вопрошают "Куда мы пришли?". В ближайшие два-три года, если коммерческая стагнация в премьер-лиге продолжится, обе лиги будут задаваться одним вопросом. 

Украина

Сезон 2010/11 был успешным для Шахтера. Горняки в сезоне 2010/2011 заработали 500 млн грн. (≈ 63 млн.евро), что на 57 млн.грн. меньше, чем в предыдущем. Парадокс футбольной арифметики от "Шахтера" заключается в том, что уменьшение доходной части произошло как раз за счет того, что клуб провел один из самых успешных своих сезонов. Горняки потеряли 57 млн из-за того, что стали меньше продавать игроков или отдавать их в аренду.  По средствам, заработанным в прошлом футбольном евросезоне, — "Шахтер" на первом месте среди клубов СНГ. К примеру, киевское "Динамо" в Лиге Европе заработало всего около 30 млн грн. (против 169 млн грн. у "Шахтера"), а казанский "Рубин" (второй в списке после "Шахтера") выручил за игры в Лиге Чемпионов около 150 млн грн. В целом же командам из бывшего СССР еще далеко до прибылей ведущих топ-клубов Европы. В частности, рекордные для прошлой Лиги Чемпионов 53,197 млн евро (около 583 млн грн.) ушли в копилку "Манчестер Юнайтед". Причем эти деньги составляют всего 7,1% от общего дохода клуба в сезоне 2010—2011. Для сравнения, доходы "Шахтера" от Лиги Чемпионов составили 33,8% от общегодовых. 

Автор: Садовый Ростислав специально для журнала "The GLORy" (№4 Июнь 2012)

При написании статьи были использованы следующее интернет-ресурсы: money.ru.msn.com, focus.ua, dn.vgorode.ua, uefa.com, football.ua, ua.championat.com, sports.ru, sport.segodnya.ua

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Журнал UFM
+4
Популярные комментарии
The GLORy - электронный журнал
0
спасибо) подписывайтесь. будет интересно
Ответ на комментарий vecchio ladro o signor B
хорошая статья, спасибо
vecchio ladro o signor B
0
хорошая статья, спасибо
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+