3 мин.

Французские убийцы-косильщики

Если бы до игры мне бы сказали, что португальцы победят в результате единственного гола, забитого в дополнительное время, я бы поцокал языком, сетуя: ну что это за чемпион, если в шести матчах из семи в основное время сыграл вничью? Но драматургии этого матча хватило бы не на одну игру. И в центре сюжетных перипетий оказался, разумеется, Криштиану Роналду.

Вот ведь какое эпическое время наступило! Два парня, две звезды – Роналду и Месси – идут много лет рука об руку. И сколь различна оказалась их судьба нынешним летом: сначала Месси проигрывает трофей со сборной Аргентины, когда всё зависит не от команды, а именно от него (а он при этом не забивает пенальти), а потом Роналду выигрывает, когда от него ничего не зависит (он – из-за полученной травмы – следил за матчем, точнее за его 95 минутами с бровки).

Французы не просто поступили подло и низко. Это было сознательное выкашивание лидера. Можно сколь угодно долго язвить, что футбол – не балет, что здесь играют суровые мужики, что любая звезда должна быть готова к жёстким столкновениям, постоянному прессингу, толчкам и ударам. Но то, что сделал Пайет, мало вписывается в границы дозволенного. Если кто-то мне будет рассказывать, что в финале проиграла команда, которая летала вдохновенно на чемпионате – не буду даже поддерживать разговор на эту тему. Вдохновенные не выигрывают за счёт увиденных одним лишь арбитром нарушений (как это было в полуфинале с Германией), а самое главное – не должны выигрывать за счёт грязной игры (как это было в финале с Португалией).

Рассуждать о том, что Португалия избавилась от инородного тела, что играла с особым чувством за себя и «за того парня», не хочу. Конспирологические теории оставим для тех, кто не хочет говорить собственно о футболе. А футбол, благодаря лихо закрученной воскресным вечером драме, был! Не только на поле, но и рядом с ним. Криштиану выиграл турнир – и это уникальное явление! – одновременно и как игрок, и как тренер. Эмоциями он делился с партнёрами куда больше, чем любой наставник. Указаний из технической зоны он давал ничуть не меньше, чем номинальный тренер португальцев Сантуш.

Криштиану за этот вечер влюбил в себя добрую половину континента (другая половина давным-давно восторгается исландцами). Если кто-то прежде недолюбливал его за набриолиненность и какие-либо черты характера, то теперь многое отошло на второй план. Кажется, мы ещё никогда не видели Роналду вот таким: не позёром, не кривлякой, а искренне разделяющим свою радость вместе с соотечественниками. А про его эмоции, когда он по-капитански поднимал Кубок Европы над головой, и говорить не приходится.

Можно шутить, что организаторы чемпионата смогли сэкономить на салюте. Но вот сама французская сборная сэкономила на элементарных человеческих качествах. И потому в истории останутся не только португальские имена, вписанные навечно золотом на мраморе, но и история элементарной человеческой подлости. Тут я даже и не знаю, что лучше: быть «вечно подающим надежды» Кокориным, который откупоривает бутылки с халявным шампанским в клубах (не футбольных – ночных) в Монако, а как играть в мяч, уже давно забыл, или же быть неплохими футболистами (а французы техничны, мастеровиты и вполне себе конкурентоспособны), но способными выходить на поле с мыслью совершить подлость. Пайет, сколько бы ни играл дальше, всегда в сознании болельщиков (той части, что способна не только улюлюкать, но и немного рефлексировать) будет восприниматься как низкий человек, как костолом, совершающий мерзости. Вслед за поражениями всегда приходят победы, а вот от такого реноме французам будет уже не отмыться.