12 мин.

Большие трагедии большого тенниса

В теннисе всё как в жизни – радость и победы ходят рука об руку с разочарованиями и поражениями. Часто болельщики и сами теннисисты воспринимают проигрыши как большую трагедию, но по сравнению с настоящими испытаниями судьбы это сущие мелочи. Со многими из тех, кто дарил своим фанатам радость на корте, случались по-настоящему трагические события, которые стоили кому-то карьеры, а кому-то и жизни.

 

Андрей Чесноков и самая страшная травма в истории тенниса

С проблемами со здоровьем игроки сталкиваются постоянно, но некоторые травмы, которые настигали теннисистов на корте, заставили ужаснуться каждого, кто их видел.

По мнению многих, одной из самых страшных в истории тенниса стала травма, которую в 1997 году получил Андрей Чесноков на турнире в Филадельфии во время матча с Тодом Вудбриджем. Пытаясь достать уходящий мяч, Андрей упал, вывихнул лодыжку и сломал малую и большую берцовые кости. По словам врача, который оказывал тогда на корте помощь Чеснокову, такие травмы он видел только после автокатастроф. В ужасе был и соперник Андрея, Вудбридж: «Я услышал страшный хруст и потом его крик. Это было ужасным шоком для меня. Никогда не видел такого раньше». В США Андрею была сделана операция и спустя год после того происшествия Чесноков впервые вышел на корт. Однако долго поиграть Андрей уже не смог – и возраст, и травмы заставили его спустя пару лет завершить карьеру.

К слову, происшествия в жизни Чеснокова не редкость – 20 октября 1982 года он присутствовал на матче «Спартак»-«Хаарлем» на стадионе «Лужники» и стал свидетелем страшной давки, в которой погибло, по официальным данным, 66 человек (неофициальные источники называют цифру 350). А в 2005-м в Днепропетровске Чесноков получил два непроникающих ранения в живот из травматического пистолета, вступившись за своих спутниц, которых оскорбили несколько мужчин на выходе из ресторана.

 

Последний матч Мари Пьерс

Если после своей травмы Чесноков ещё смог вернуться и поиграл хотя бы какое-то время, то для Мари Пьерс травма, полученная на турнире в Линце, стала конечным пунктом в её великолепной теннисной карьере. Пожалуй, судьба могла бы дать возможность двукратной победительнице турниров «Большого шлема» и бывшей третьей ракетке мира завершить карьеру при более приятных обстоятельствах.

Почти в 30 лет Мари, неожиданно для многих, смогла вернуться в строй после нескольких неудачных сезонов. В 2005-м она сыграла в двух финалах на турнирах «Большого шлема» и впервые с 1999-го года завершила сезон в топ-5, однако продолжить в том же духе она не смогла. Сыграв на двух турнирах в начале 2006-го года, она была вынуждена остановиться почти на шесть месяцев из-за травм ноги и паха. На трёх турнирах подряд перед соревнованиями в Линце Пьерс проигрывала в первых кругах, однако здесь смогла выиграть стартовый матч и во втором круге встретилась с Верой Звонарёвой. Мари выиграла первый сет, упустила три матчбола во втором, но вела со счётом 6:5, когда, кинувшись со всех ног за мячом, посланным Верой в самый угол корта, упала с душераздирающим криком. Пьерс не могла подняться, а лишь кричала, держась за левое колено. Как было установлено, Мари получила разрыв передних крестообразных связок. В декабре того же года ей была сделана операция, но восстановиться Пьерс так и не смогла и не сыграла ни матча после того, как получила травму. Впрочем, до сих пор официально Мари не завершила карьеру, но вряд ли стоит ожидать, что в 37 лет она вернётся в теннис.

                        

 

Авиакатастрофа

Теннисисты, возможно, чаще, чем многие другие спортсмены, вынуждены переезжать с место на место. Сегодня у тебя турнир в Австралии, завтра в Европе, а через неделю где-нибудь в Южной Америке – естественно, иначе как на самолёте такие расстояния не преодолеешь. Крушения самолётов – не редкость, каждый год эти трагедии случаются со многими летающими машинами, и часто жертвами авиакатастроф становятся спортсмены. Достаточно вспомнить трагедии с футбольной сборной Дании, командами «Манчестер Юнайтед», «Пахтакор», хоккеистами ярославского «Локомотива». А кошмарный случай крушения в горах Чили, где упал самолёт, среди пассажиров которого была команда по регби, заставил содрогнуться каждого – 72 дня 16 выживших провели в горах (сначала их не могли найти, а потом и вовсе прекратили поиски). После того, как запасы продовольствия иссякли, люди были вынуждены питаться трупами погибших.

Один из наиболее известных случаев гибели прославленного теннисиста в авиакатастрофе связан с именем Рафаэля Осуны, самого успешного мексиканского теннисиста в истории и чемпиона US Open 1963 года. Помимо этого достижения, на счету Рафаэля два парных титула на «Уимблдоне» и один на US Open, а также финал Кубка Дэвиса 1962 года – единственный раз, когда мексиканская сборная добивалась такого успеха.

Спустя всего две недели после сенсационной победы мексиканской сборной над австралийцами, которая состоялась благодаря Осуне (он выиграл обе одиночные встречи и пару), Рафаэль, которому тогда было уже 30 лет, вылетел из Мехико в Монтеррей. Из-за ошибки пилота, который повернул не в ту сторону, заходя на посадку, Боинг-727 столкнулся с возвышенностью и разбился. На борту было 79 человек, среди которых и Осуна, все они погибли. Имя лучшего теннисиста Мексики было увековечено в Международном зале теннисной славы в 1979 году.

 

Моника Селеш и человек с ножом

В 1993 году, когда Монике Селеш не было ещё и двадцати лет, она уже доминировала в женском теннисе на протяжении двух сезонов. Безраздельно правившая до этого Штеффи Граф была свергнута и на её место пришла теннисистка совершенно другого стиля. Селеш практически не проигрывала, брала титул за титулом и, казалось, остановить её не сможет ничто.

Очередной сезон Моника начала безупречно, выиграв титул на Australian Open, где в финале была повержена Граф. Перед началом «Ролан Гаррос» Селеш отправилась на разогревочный турнир в Германию, на родину Штеффи. Моника уверенно дошла до четвертьфинала, в котором её соперницей стала Магдалена Малеева. Первая ракетка мира выиграла первый сет и вела во втором, показывая свой фирменный теннис, и мало у кого были сомнения в том, что Селеш доведёт встречу до победы. Моника села на скамейку в перерыве между геймами, чтобы отдохнуть, как вдруг через ограждения, отделяющие трибуны от корта, перепрыгнул какой-то мужчина, подбежал к скамейке Селеш и, держа двумя руками нож, ударил им ничего не замечавшую Монику в спину. Селеш закричала, схватилась рукой за рану, в то время как охранники и брат Селеш схватили нападавшего, прежде чем он успел нанести второй удар.

Преступником оказался психически неуравновешенный 39-летний токарь Гюнтер Пархе, который таким способом хотел помочь Штеффи Граф, которую он боготворил, вернуть первое место в рейтинге, которое у неё забрала Моника. Надо сказать, это у него получилось. Несмотря на то, что физически от травмы Селеш оправилась очень быстро (нож вошёл на 1,5 см в тело и не повредил жизненно важных органов), психологически Моника была сломлена. Она заперлась у себя дома и не выходила на корт два года, борясь со страхом, который усугублялся тем, что Гюнтера Пархе даже не посадили за решётку из-за его умственной неполноценности. Моника смогла вернуться и даже выиграть один турнир «Большого шлема», но прежней, уверенной в себе и непобедимой, она уже никогда не была.

 

 

Грустная история малышки Мо

Американка Морин Коннолли за свою короткую карьеру успела добиться таких результатов, которые никогда не покорялись абсолютному большинству теннисисток ни до неё, ни после. Уже в 16 лет она выиграла Открытый чемпионат США по теннису, через год защитила титул и прибавила к этому победу на «Уимблдоне». В 1953 году она начала сотрудничать с известнейшим австралийским игроком и тренером Гарри Хопманом и в том же году стала первой в истории теннисисткой, выигравшей все четыре турнира «Большого шлема» за сезон – и всё это в 18 лет! Она стала всеобщей любимицей в США, все без исключения считали, что в ближайшие годы Морин будет доминировать в женском теннисе. В следующем, 1954-м году, она снова выиграла «Ролан Гаррос» и «Уимблдон», доведя количество побед на турнирах «Большого шлема» до девяти.

Вернувшись домой в США после победы на «Уимблдоне», Морин первым делом отправилась на прогулку верхом – верховая езда была её страстью с детства. На коне по имени Колонел Мэррибой, которого ей подарили два года назад после первого триумфа на английских травяных кортах, она ехала вдоль дороги с друзьями, как вдруг они увидели, что к ним приближается бетономешалка. Компания остановилась, чтобы пропустить её, но конь Морин, как только машина подъехала к ним вплотную, испугался и влетел в грузовик. Ногу теннисистки зажало между лошадью и машиной. В результате этого происшествия у Коннолли оказалась сломана малоберцовая кость и были порваны мышцы. Морин сделали операцию и, как ожидалось, уже через месяц она должна была вернуться к тренировкам. Она и правда сделала попытку снова начать играть, но во время выставочного матча в январе 1955 года, пытаясь догнать укороченный, Коннелли почувствовала острую боль в ноге. Спустя некоторое время, она объявила об окончании своей теннисной карьеры. Коннолли было всего 19 лет.

Но Морин не впала в уныние – она сразу же вышла замуж, родила двоих дочерей, работала теле- и радиокомментатором, поступила в университет, помогала своему мужу в ресторанном бизнесе и давала уроки тенниса детям. Коннолли основала благотворительный фонд, который оказывал помощь юниорам. Она часто говорила, что «прожила десять жизней» – и действительно, сделать столько, сколько сделала она, мало кто смог бы. К сожалению, её жизнь оборвалась слишком рано. Коннолли выходила победительницей из всех битв, которые были в её жизни, но своего последнего соперника, рак, она победить не смогла и в 34 года Морин покинула этот мир.

 

Итальянская драма

Федерико Луцци никогда не поднимался на большие высоты в теннисе, лучшее его достижение – 92 место в рейтинге. Но итальянца знали и любили многие теннисисты за весёлый характер и дружелюбность. Правда, Луцци часто попадал в переделки – то надевал футболку с логотипом «Playboy» на матч, за что получал предупреждение от организаторов, то попадался на ставках, за что его отстраняли от игры на полгода. Среди этих ставок была и ставка на себя – только не на поражение, как у многих, а на победу. Но и в этот период наказания Федерико не скучал, а занялся осуществлением своей мечты – начал учиться на актёра в Голливуде под руководством актрисы Лоры Гарднер. Луцци даже прошёл пробы для двух голливудских фильмов и должен был начать сниматься в 2009 году.

Но мечтам Федерико не суждено было сбыться. В середине октября он снялся с одного из матчей из-за лихорадки. Луцци обратился в клинику и 21 октября ему поставили страшный диагноз – острая форма лейкемии. Лечение не помогало, Федерико впал в кому и уже 25 октября скончался в больнице. Весь тенисный мир был шокирован стремительностью его ухода – увидеть своими глазами, что полный жизни человек может сгореть всего за неделю, было больно и страшно.

 

Герулайтис. Человек, который любил жизнь

Витас Герулайтис, бывшая третья ракетка мира, был одним из лучших теннисистов в эпоху Борга, Макинроя и Коннорса. На его счету два финала и один титул «Большого шлема» и множество других крупных титулов. Витас любил не только теннис – куда больше ему нравилось развлекаться и веселиться, в том числе и с теми, с кем он соперничал на корте. Он был завсегдатаем ночных клубов, например, знаменитого нью-йоркского Studio 54, и всегда привлекал к себе людей – с ним никогда не было скучно. Как-то после матча Герулайтис пригласил зрителей на пижамную вечеринку к себе в отель – и сотни его поклонников пришли под окна его номера.

Герулайтис, по мнению всех, кто его знал, очень любил жизнь. Однако жизнь его завершилась в 40 лет в одно мгновение по нелепой случайности. По просьбе друга, несмотря на небольшие проблемы со здоровьем, он приехал в Ист Хэмптон для того, чтобы провести благотворительный матч. Однако в субботу Витас не вышел к ужину и на следующий день его нашли в своей комнате на кровати мёртвым. Как оказалось, Герулайтис отравился угарным газом, который заполнил комнату из-за неполадок в системе отопления. Проводить теннисиста в последний путь пришли сотни людей, среди которых были Джон Макинрой, Бьорн Борг, Крис Эверт, Билли Джин Кинг и многие другие.

 

Врачи-убийцы

Артур Эш, расцвет карьеры которого пришёлся на 70-е годы, был не только отличным теннисистом, но и, в некотором роде, знаковой фигурой в американском спорте. Он начал играть ещё тогда, когда в США существовала сегрегация по расовому признаку и чернокожего теннисиста воспринимали на корте примерно как марсианина. Однако Артур смог сломать все стереотипы. Он стал первым чернокожим, сыгравшим за США в кубке Дэвиса, а также выигравшим US Open, «Уимблдон» и Открытый чемпионат Австралии. За свою карьеру Эш выиграл более 800 матчей, был первой ракеткой мира и завоевал 33 титула.

В 1979 году Эш, ещё действующий на тот момент игрок, пережил сердечный приступ и был вынужден пойти на операцию на сердце. В 1980 году он принял решение завершить выступления на кортах. После ухода из тенниса Эш не пропал из виду: он писал статьи для «The Time», «The Washington Post» и других изданий, комментировал матчи для спортивных каналов, был капитаном сборной США на Кубке Дэвиса, писал книги. Кроме того, Эш занимался активной общественно-политической деятельностью, жёстко критикуя политику апартеида в ЮАР.

В 1983-м году Эшу была проведена повторная операция на сердце и, для того, чтобы ускорить процесс восстановления, ему сделали переливание крови. Как выяснилось позже, кровь, которую использовали врачи, оказалась заражённой ВИЧ-инфекцией. О своей болезни он узнал только в 1988-м году, когда обратился в больницу из-за онемения руки, но рассказал о ней прессе лишь в 1992-м. За несколько месяцев до смерти Артур успел основать благотворительный фонд для спонсирования исследований ВИЧ-инфекции и борьбы с ней.

Эш скончался 6 февраля 1993 года, но память о нём жива до сих пор. Его имя носит главный стадион национального теннисного центра USTA, на котором проводятся матчи Открытого чемпионата США по теннису, который Артур Эш выиграл в далёком 1968 году.