5 мин.

Химкиотерапия аммиаком и карбамидом

Когда я слышу пламенные речи о росте футбола в России, то невольно хочется спросить, а тот ли чемпионат восторгающиеся люди смотрят. В ведущих клубах, побеждавших в евротурнирах, имеются хорошие, сопоставимые с европейскими наработки.

Однако УРОВЕНЬ – это понятие комплексное. Это не Вагнер Лав, не чаша УЕФА и наличие супербазы в отдельности. Это гармоничное предприятие, выпускающее нешаблонную продукцию. Эксклюзивный футбол. Потому что футбол уровневый – это эксклюзив по своей сути, живой организм. «Химки» же на грани превращения в дворовую систему, где в межсезонье их искусственные поля будут обегать просмотровые футболисты из десятков малозначимых команд страны, а под летний солнцепек перед купанием в Москве-реке расслабляющиеся офисные сотрудники из корпоративных команд. Перспектива ужасная и трагическая.

Власть имущие говорят о кризисе и отсутствии денег. Но «Сатурн» ведь не закрывают, в Раменском наверняка, если ситуация не изменится, продадут дорогостоящих игроков, однако команда будет существовать. Видимо, на людей давит стереотип о футбольном клубе как о голодной собаке, заглатывающей бюджет вместе с костями.

При этом многие забывают, что путь в большой футбол нужно начинать поступательно, соответственно своему развитию и возможностям – интеллектуальным. С этого стартовал «Амкар». Он уже в Кубке УЕФА.

«Амкар» – оптимальный пример качественного развития в российском футболе. И «Амкар», также как и многие другие, начинал с выживания. Выживать – это что-то из нашей национальной идеи. Так, пермяки, будучи поначалу с наименьшим бюджетом (едва ли не 7 млн долларов), сенсационно попав в премьер-лигу, прагматично спасались, а потом взяли, да вышли на новый уровень. Удачно попали с новым тренером. Наверное, даже случайно. Оборин ушел в «Крылья» на повышение, и «Амкар», который с другим наставником как-то даже не ассоциировался, рискнул ткнуть пальцем в Рахимова. Но и при Оборине, и при Рахимове в Перми открывались имена: это ключевой фактор успеха клуба. Не научись вкраплять в игру команды первого дивизиона и премьер-лиги футболистов из второй, не было бы ни повышения Оборина, ни Рахимова, ни Божовича, ни еврокубков. Судя по всему, на руководителя «Амкара» не довлели пресловутые задачи занять место в середине таблицы и обыграть в очном противостоянии соседний завод. Клуб умело ловил удачу за хвост, чрезмерных и ненужных целей не ставя. Команда, ставшая одной из лучших в России, еще недавно была из толпы – без великого спонсорства, без великих имен и традиций. Однако то, что клубом до сих пор руководит Валерий Чупраков, и каждый приходящий тренер дополняет идеями своего предшественника, говорит о редчайшей по грамотности организации дела.

У «Химок» есть блестящая инфраструктура и потрясающе перспективная география, о чем подробно написал блогер Sports.ru Максим Белицкий. Также у «Химок» есть два отреставрированных стадиона и мега-красавица «Арена-Химки», функционирует детская школа, имеется адаптированное к спорту население. Убирать команду по самому популярному виду спорта – решение невероятное и необдуманное. При этом ложно то мнение, будто отказ от команды сэкономит средства. Да при таком раскладе один из лучших стадионов России (либо «Сатурн», либо «Арена-Химки) не смогут быть загруженными соревнованиями и понесут убытки (по примеру Ледового дворца в Подольске – кстати, это тоже Мособласть), а попытки создать в Химках детско-юношескую кузницу кадров также будут обречены на провал, ведь ребенок, прежде всего, смотрит на команду профессионалов и затем заражается игрой.

Можно деньги тратить, а можно их вкладывать. Второй вариант требует заметно меньше средств. Да, будет трудно, как было «Амкару» и как сейчас трудно Нальчику, однако, как показывает время, в нашей премьер-лиге из года в год всегда находится по паре дилетантски организованных клубов, которые и просиживают до конца первенства два последних места в таблице. Если в «Химках» создать перспективную молодую команду и при этом развивать базу потенциальных новичков (задача селекционной службы, а ее-то в клубе пока нет), то команда будет жить.

Когда клуб ждет решения совета депутатов областной или какой-то еще думы и приговаривает везде, что иначе они развалятся, значит, они попросту не умеют работать.

Ситуация в «Крыльях Советов» на момент моего первого прихода была ничем не лучше нынешней химкинской. Просто на самом деле процентов 99 наших игроков не раскрыты, и мы привыкли принимать их уровень такой, какой видим. На самом деле, при персональном обучении ребята становятся заметно лучше. Это вкладывал в головы своих подопечных Лобановский, это сумел сделать Хиддинк. Это проделали на своем уровне и в Перми. Молодежь: Кобенко, один из многих и вполне себе заурядный игрок стал чемпионом страны в составе «Рубина», хотя, не приглянись он когда-то Оборину, играл бы во второй лиге. Волков вообще в перспективе мог бы стать игроком сборной.

С приходом Рахимова командная модель перестроилась на позиционную атаку, и раскрываться стали даже ветераны с клеймом «отработанный материал». Кушев, от которого хотели отказаться, на мой взгляд, провел свой лучший сезон. Потому что Рахимов добавил рациональности, сократил влияние недостаточных скоростных качеств болгарина и, наоборот, увеличил влияние его умения выбирать позицию. Человек прибавил, и на следующий год, с приходом Божовича, заиграл с потрясающей уверенностью. Зато в столичном «Спартаке» играет заметно более перспективный, чем любой из амкаровцев, Майдана. Но, окажись Майдана среди Карпина и Онопко, он встал бы в один ряд с нашими признанными мастерами. А Кавенаги вышел бы лучшим бомбардиром в подобных условиях. Не обидно ли будет властям Подмосковья, затратив столько денег на «Химки» за последние годы, распрощаться с командой, из которой можно было бы выстроить полезный и марочный клуб за половину тех средств?

«Амкар» мне напоминает мои «Крылья Советов» на выходе. «Химки» – на входе. Как сейчас помню, приехал я в Самару, зашел на базу, а там – ведра и тазы, в которые ручьями льет вода с пожелтевшего и почерневшего потолка. Команда была в схожем состоянии. Когда взял Каряку, надо мной смеялись, Анюков, Игнашевич, Ковба… А ЦСКА середины 90-х: Хохлов, едва не списанный в Израиль, Семшов, Семак… Все они когда-то были в толпе. И раствориться в ней легче всего. А вот выжить трудно, но при умении и воле, в данном случае политической, выживешь наверняка. И хоть бы «Химкам» дали шанс.