7 мин.

Год «Зенита» в России, или как причудливо переплетаются футбол и политика

Последнее время «Зенит» - главный ньюсмейкер в околофутбольном мире. Жаль, конечно, что уже не в футбольном, но, тем не менее, в какой-то степени нынешний год – год «Зенита» в российском футболе (учитывая, что теперь футбольный год начинается с конца лета).

Ни один клуб не привлекал к себе такого внимания журналистов, болельщиков, «футбольных экспертов» и прочих.

И это было поначалу понятно – 100 млн. евро, выброшенных клубом на покупку двух игроков стали рекордными в России (впервые «Анжи» Керимова нервно закурил в сторонке). 100 млн. евро, в общем-то, государственных денег, так как недра, то есть нефть и газ, находящиеся в них и добываемые «Газпромом», по «Закону о недрах» (ст.1.2) являются госсобственностью… Многие восприняли эту сумму как явный перебор (даже сам ВВП незадолго до того журил хоккейные клубы, спонсируемые госкорпорациями, за куда как меньшие траты).

И – приход в клуб столь дорогих футболистов буквально подорвал игру «Зенита». Клуб пошёл вниз, спотыкаясь и падая, новые игроки делали, что могли, но вливание их в налаженную схему привело к её слому. Тут же произошёл «русский бунт» в «колыбели трёх революций», бунт имени Игоря Денисова, бунт классический, то есть бессмысленный и беспощадный, ни к чему, кроме ухудшения положения обоих участников конфликта, турнирного положения клуба и настроения у его болельщиков. Закончился «русский бунт» в «Зените» внешне столь же бессмысленно.

С помощью Кержакова, а кое-когда и судей, но главное – общего низкого уровня российских клубов «массовки», «Зенит» всё же держался в тройке лидеров, но вот международные дела ощутимо пошли под откос. «Андерлехт», «Малага» - клубы, на которые ранее в игре «Зенит» вообще бы не обратил внимания, оказались непреодолимой преградой для того, кто когда-то укладывал на поле «Баварию», а потом и сам лучший клуб континента – «МЮ» - в матче за Суперкубок Европы.

И, наконец, матч с «Динамо», к слову, тоже складывавшийся для «Зенита» плохо – 0:1 к концу тайма. Дальше случилось то, что случилось. И – «присудить техническое поражение 0:3».

Результат заранее предсказуемый, учитывая, что все документы, по которым принимает решения КДК РФС, есть и в инете. Однако то ли страна у нас такая, то ли «Зенит» привык, что он на особом положении, но все почему-то ждали чуда, хотя КДК уже давно принимает решения только по регламентам. Вылетела петарда с сектора фанатов гостей – значит, виновен клуб-гость, если он не докажет, что бросивший петарду был не их фанат.Все клубы, и «Зенит» в том числе, до того исправно выплачивали штрафы за пиротехнику со своих секторов, и никогда никого такое положение не возмущало. Сейчас, уверен, техническое положение за такое из санкций уберут (убрали же из санкций «технарь» за незаявленного на лавку юного воспитанника, после того, как на этом погорел опять же «Зенит»).

Нет, что не говорите, а «Зенит» в этом отношении – сила! Ну разве даже в Чемпионате СССР был второй такой клуб, который, по всем статьям (последнее место в 1967 г.) заслужив вылет из Высшей лиги в Первую , остался в Высшей? (Лиги назывались как-то иначе, но суть та же). Остался, потому что нельзя обижать город, носящий славное имя… нет, не Петра и даже не Святого Петра, а Ленина. Нельзя обижать единственный клуб в Высшей лиге из колыбели всех революций, да еще в 50-летний юбилей третьей из них… И «по просьбам ленинградских трудовых коллективов», уваженным на самом верху, «Зенит» остался в элитном дивизионе вопреки всяким положениям советского футбола.

Потому что «Зенит» - особый клуб, как, вероятно, и сейчас считают его болельщики, даже те, кто вряд ли слышал про события 1967 года. Как считает, судя по всему, даже итальянец Спалетти – чего стоит прошлая история с 0:3, когда тренер умышленно нарушил регламент, чтобы получить преимущество в заменах в матче, считая, что за это будет лишь штраф, а клуб, как всегда, откупится. О том, что санкция изменилась, никто в клубе почему-то не знал. Впрочем, если есть деньги, зачем тогда уже нужны знания?

Как в чемпионате «Зенит» особый клуб, так особый город в современной России и Петербург. Я был во многих городах, но только в Питере мои коллеги-питерцы на банкетах молча, серьёзно и стоя пили тост за свой город, и не раз я такое видел. Забавный факт – коллегу из Питера москвич назовёт «современный российский специалист», а вот питерец скажет про московского коллегу «современный московский специалист». Все знают про особый «питерский» язык с его поребриками, парадным и булками вместо бордюров, подъездов и батонов. Пресловутое засилье питерских кланов в политике Кремля – тоже часть этого особого, «нероссийского», питерского мировоззрения, когда свои питерские берут только своих питерских. Возможно, особое чувство питерского локтя берёт своё начало в блокаде во время войны, когда город долгое время был отрезан от страны, и общая страшная беда сблизила горожан. Во многом именно такая сплочённость ленинградцев, их определённое противостояние остальным, привела к известному «Ленинградскому делу» конца 40-х-начала 50-х, когда Кремль разгромил все партийное руководство города, расстреляв самых видных из них, перешедших на работу в центральные аппараты власти – их обвиняли в противопоставлении своей группы всей партии. Для сталинского руководства это был способ сломить определённую ментальную самобытность ленинградцев, которая, несмотря ни на что, существует до сих пор – известная история с «поднятыми пальцами» во время проезда Медведева и Полтавченко, «жлобами» в телеэфире и скандированием на стадионе «Губернатор – жлоб!». Какой еще город способен на такое?

Ну а в данном случае с 0:3 городу на Неве, конечно, гордиться нечем. Нахрапистое поведение, сразу ставшее тактикой официальных лиц клуба, смешные заявления о снятии с соревнований, если результат разбирательств им не понравится, нынешняя клоунада «человека-законопроекта» с письмами по «партийной линии» в Москву с просьбами, наверное, даже требованиями защитить «Зенит» и расформировать тех, кто его, сироту, обидел.

Впрочем, тут питерский депутат не особо отличается от своих остальнороссийских коллег – мысль, вполне достойная «Единой России» в целом и её депутатов где бы то ни было – разогнать все суды и запретить бывшим судьям работать везде, потому что они, обнаглевшие, смеют судить по чётко написанным законам.

Увы – КДК, на который пошёл крестовым походом Милонов, теперь судит только так, как ему предписано, у него в регламенте даже вилки никакой нет – написано техническое без вариантов, значит, другого решения не будет. С первого раза не будет, оговорюсь, так как судьи, в т.ч. футбольные, тоже люди и тоже чутко относятся к веяниям сверху. А вот если сверху дунут – то ничего не поделаешь, придется пересуживать и судить уже не по закону, а по понятиям – клуб, который спонсирует основа российской экономики, не может пострадать и тем бросить пятно на спонсора на международной арене, может, просто штраф увеличить, хоть в сто раз, нужны же деньги на развитие российского футбола, а? Не может же быть наказан клуб, за который болеет главный пропагандист айфонов в России, болеет министр спорта, который клубом даже рулил, и, того и гляди, болеет и САМ главный питерский в Кремле, в КДК ведь явно засели болотные завсегдатаи… Словом, не думаю, что аргументов у сменщиков «трудовых коллективов» из Смольного в нынешнем Мариинском дворце не хватит.

Впрочем, времена сейчас всё же иные, я надеюсь, и решение останется без изменений. Дура лекс, конечно, но она все же лекс, и ничего не попишешь. Меняйте, если хотите эту дуру, а не вынесенный вердикт.

Болельщикам «Зенита» надо относиться к произошедшему как к несчастному случаю – ну мало ли потерь и случайных неудач бывает, ну нет трёх очков, ну и что? В прошлом чемпионате тоже три очка списали, ну а кто же в итоге стал чемпионом?

А менять ситуацию надо и, может быть, именно нынешний случай станет, наконец, тем катализатором изменений, которые хоть как-то подтянут ситуацию на стадионах к европейскому уровню. Это у них, в их нищих Европах, денежный штраф кого-то в клубах пугает, но не у нас, у нас денег куры не клюют. Все исправно платили и платят за пиротехнику своих болельщиков, матерные кричалки, уханье в адрес не побоюсь этого слова – негров, бросание всего на поле, сломанные кресла, костры на трибунах и прочее.

А впереди 2018. Совсем скоро, как бы не было уже поздно менять психологию трибун, а такого, как у нас сейчас на трибунах, на мировом форуме в России быть не может – такого не простят...