4 мин.

Ad astra/К звёздам: заключение. Энигма Болеро остаётся

https://www.youtube.com/watch?v=b4Wu2tQOnK8

Это стартовая позиция перед исполнением произвольной программы на чемпионате России по фигурному катанию в 2020 году.

И это Камила Валиева.

Восхищающая многих любителей фигурного катания непередаваемой гармонией своего присутствия на льду. Критикуемая не меньшим количеством следящих за женским ФК России за нестабильность исполнения технических элементов, за нерешительность, робость и т.д. и т.п.

Она готовится прокатать, прожить, отпрыгать свою произвольную программу.

'Прокатать' означает, что она готовится сделать это после фантастически успешного выступления одной из прим прошлого сезона квадистки Александры Трусовой, которая только что установила неофициальный мировой рекорд.

'Прожить' означает, что она должна представить зрителю самую непростую для произвольной программы музыку -- "Болеро" Мориса Равеля, эту сумасшедшую, монотонную, убийственно ритмичную композицию с неумолимо нарастающим драматизмом и финальным "обвалом" исполнителя ли, всего мира ли.

'Отпрыгать' означает, что ей предстоит прыгнуть два 4х прыжка, может быть, не самых сложных с точки зрения пресытившихся российских зрителей. Но не будем забывать, что для всех других это - недостижимые 4ые прыжки, и один из них - в каскаде.

И вот её выступление.

В предыдущих постах о "Болеро" я писала о постепенном и вдохновенном восхождении на вершину горы и судьбы у Торвилл-Дин. И о меланхолически-отрешённой и зачарованной полуденной сказке Каролины Костнер. И о бравурно-внезапном, совсем не 'равелевском' триумфе у Плющенко. И о том, что в программе Камилы нет стремления отразить балетно-бежаровское нарастание страсти (М.Плисецкая) или нагнетание экстатического истощения чувств (Х.Донн).

При безошибочном исполнении программа Камилы должна была иметь затягивающий эффект неотвратимого вовлечения в поток танца змеи. И это был магнетический танец, тонко продуманный, почти математически просчитанный, как при настоящих атаках змей.

С первым звучанием флейты Камила набирает скорость, которая не меняется на протяжении всей программы, создавая тот самый эффект неизменности ритма и темпа. А внешние данные Камилы - длинные ноги, выразительные руки, грациозные очертания фигуры - дополняют эффект непрерывности, протяжённости, текучести, какой-то бесконечности этого танца и мелодической линии. В то же время движения Камилы стремительны, а позиции - чёткие, выдержанные, даже как-то нарочито эффектно контролируемые, что придаёт Болеро присущую ему выверенность.

Четверные прыжки - это прыжки и ввысь, и вдаль, при которых, как вспышки огня или змеиной пасти, проблескивают красные перчатки. К этим высоченным прыжкам при выездах добавляются положения рук, ног, даже пальцев, чётко фиксирующие позицию и продолжающие эту протяжённость ввысь, а выезды - движение вдаль.

С 1:10 при более сильном звучании духовых Камила продолжает нагнетать состояние текучести и непрерывности, которое не возмущают, а дополняют тройной ритбергер и, особенно, двойной аксель со сложным заходом и выездом, переходящим в фирменное вращение Камилы. В этом вращении она мне всегда кажется красивым образом непокорности и решительности. И на протяжении всей программы Камила следит за выражением лица, держит кисти рук, придавая им графическую чёткость.

Прекрасная, таинственная Камила неумолимо и искусно втягивает в свой, только ей известный, план, манит и не отпускает, проверяет и держит. С 1:50 начинается цепочка шагов, жестов, тягучих выпадов, спиралей, ведущих к каскаду 3Lz3T. Общее усиление хореографического языка и бОльшая драматизация движения при усилении звучания инструментов с 2:40 ведёт к комбинации 3F+Eu+3S и 3Lz со сложным выездом. Вся программа просто пульсирует интенсивностью, искрящимся магнетизмом Камилы. Невероятная энергетика - и опасно, и прекрасно, как будто бы искрит электрический провод, сыпя блёстками бенгальского огня.

С 3:20 вступают медные духовые. Под нарастающее звуковое напряжение Камила продолжает втягивать в завораживающий лабиринт дорожки шагов и вращений. По мере нагнетания крещендо, под звук и визг карминно-красных фанфар и тёмно-бордовых саксофонов она вьётся в вихре своих неописуемых вращений, пока всё не обрывается в финальной позиции, скрывающей лицо (для определённой части зрителей).

Е.А.Чайковская говорила, что Камила - летящая, а музыка Болеро прибивает. На мой взгляд, Камила пролетела этот свой танец, затягивая в загадочный омут тайны и добиваясь освобождения, а может быть, победы под буйство музыки и движения.

В этой версии своей произвольной Камила преобразилась и благодаря её таланту, можно увидеть и затаённую, гипнотизирующую магию змеиного танца, и сильную, гибкую, стремительную пантеру, такую мягкую и такую грозную. И красные ладони рук в перчатках - это и раскрытая пасть змеи в атаке, и сверкающие в ночи красные глаза мультяшных пантер. Тайна осталась ... и это прекрасно.

https://www.youtube.com/watch?v=b4Wu2tQOnK8