9 мин.

Почему чемпионский титул Хэмилтона под вопросом

У соперников другие планы на этот сезон «Формулы-1».

Впервые с 1994 года действующий чемпион мира не выступает в гонках. В лице Нико Росберга видели единственного возможного противника могучему таланту Льюиса Хэмилтона. Но уже первый этап преподнес нам и, особенно, самим «серебряным стрелам» сюрприз – Феттель одержал победу. Пока рано говорить о каких-либо раскладах в чемпионской гонке, пройдена лишь 1/20 дистанции: Империя может нанести ответный удар уже в Китае. Но увиденное в Мельбурне, а также ряд других причин, наталкивает на мысль, что путь к четвертому чемпионскому титулу британца окажется непростым, если титул и вовсе не обойдет его стороной.

«Феррари» в форме

Скудерия хорошо подготовилась к сезону и бросила вызов «Мерседесу» в первой же гонке. SF70H очень быстра и надежна, о чем нам сказали результаты тестов в Барселоне, где пилоты «Феррари» продемонстрировали лучшие времена и хороший километраж – это подтвердил и Гран-при Австралии: Себастьян Феттель впервые с Гран-при Сингапура 2015 года пробился на первый ряд стартовой решетки, а Кими Райкконен продемонстрировал лучшее время гонки – 1.26,538 – на самых жестких шинах этапа, «софте».

Не менее важным фактом является способность SF70H более бережно относиться к покрышками, нежели болид «Мерседеса» W08.

«У меня возникли серьезные проблемы с шинами «ультрасофт», машина постоянно скользила по трассе», – жаловался после гонки Валттери Боттас. Вторил ему и Льюис. По факту, это и стало причиной победы «Феррари» в Австралии: Хэмилтон постоянно жаловался на свои шины, вынужденно заехал в боксы на 17-м круге, тогда как Себастьян пересидел его и после 23-го круга выехал из боксов теневым лидером, впереди болида «Мерседес».

О силе «Феррари» говорит и другой факт: Льюис не смог оторваться от Феттеля на расстояние свыше одной секунды за стартовую пару кругов, то есть выехать из зоны DRS. Да, Себастьян не предпринимал попыток атаковать «Мерседес», но с другой стороны, он не позволил и оторваться. В таких условиях коллектив из Бракли не мог спокойно рассчитать время пит-стопа и пошел на риск – как оказалось, неоправданный – Льюис выехал позади Ферстаппена. Может это звучит громко сейчас, но у Феттеля есть все шансы лишить своего напарника звания последнего чемпиона в составе «Феррари».

Прошлогодние проблемы могут напомнить о себе

Не единожды в прошлом сезоне приходилось наблюдать за неудачным стартом как самого Льюиса, так и Росберга. Но из-за огромного преимущества W07 над остальным пелотоном стартовые трудности в глаза не бросались, и за пару кругов все вставало на свои места. Да что там, ситуация двухгодичной давности позволяла Хэмилтону начинать гонку с пит-лейна и финишировать при этом на подиуме! Так было в Германии, так было и в Венгрии.

По мнению многих экспертов, проблема в неудачных стартах заключалась в сцеплении болида с трассой и настройках так называемой «точки укуса» (bite spot) болида, чтобы предотвратить пробуксовку на старте. Сейчас такие помарки могут стать куда более катастрофичны, а проблемы-то никуда и не делись. «У нас с самого начала были проблемы со сцеплением с трассой», – говорил Льюис на конференции после Гран-при Австралии, но прошлогодние проблемы в нынешних условиях могут быть куда серьезнее.

Новый формат и новые болиды

Сколько было восторженных оценок новым регламенту и машин после испанских тестов, столько же недоуменных взглядов можно было наблюдать после первой гонки сезона. Машины оказались быстрее, рекорд «Альберт-парка» обновлен, но не на пять секунд, как того ожидали. Но больше того встревожило количество обгонов, особенно в группе лидеров: по сравнению с первым кругом, после финиша первая шестерка выглядела практически также, лишь с одним изменением. Да, рокировка оказалась очень важной, победной, но и она произошла во время пит-стопа, а не на трассе.

Все это ведет к тому, что в случае провала на старте серьезной аварии в квалификации или же из-за штрафов Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас не смогут легко прорваться даже в первую пятерку. Защищаться теперь немного проще, а вот для совершения обгона необходимо обладать преимуществом в две секунды, и достичь его порой тяжело даже с помощью DRS.

Прибавим сюда и возросшую ширину болидов, и их новое непредсказуемое поведение при выходе с поворотов. Последнее является ключевым фактором при обгонах, но когда ты не знаешь, как себя поведет машина, борешься с ней, а соперника теперь физически обойти тяжелее – кто знает, всякое может быть. Конечно, прошел только первый этап, а новое руководство «Формулы-1» уже пообещало сделать Гран-при зрелищнее, но, во-первых, потерять сейчас можно много, потом боком вылезет, и во-вторых, теперь не так легко будет обойти пилотов, умеющих обороняться (Масса, Алонсо, что уж там, Ферстаппен). Они станут чуть ли не ключевыми фигурами в гонках.

Отсутствие преимущества на медленных трассах

Да, новые болиды стали быстрее, и это факт: Хэмилтон установил абсолютный рекорд «Альберт-парка» – 1.22,188, что на 1,341 секунды быстрее предыдущего показателя Михаэля Шумахера. Тем не менее, болиды не стали быстрее на прямых, максимальная скорость точно не увеличилась, если вообще не упала. Скорость возросла в поворотах, где благодаря новой конструкции болидов пилоты могут атаковать более агрессивно. Способствуют этому и меньший износ шин, «Пирелли» отлично поработала над «жизнью» одного комплекта покрышек. Даниил Квят удивил всех, проехав первый отрезок Гран-при на шинах «ультрасофт» длиною в 35 кругов.

Когда мы слышим о поворотах, виражах, то фаворитом в этом плане считается далеко не «Мерседес». Явным лидером в плане аэродинамических свойство остается болид «Ред Булл». Да, австрийскую конюшню продолжает подводить их моторист «Рено», все тесты Риккардо и Ферстаппен отработали не на максимальных возможностях своей силовой установки. Но французы успели подготовиться к первой гонке сезона. «Наш темп по сравнению с Кими был вполне хорош. Мы всю гонку провели рядом», – удивлялся после гонки Макс Ферстаппен.

А ведь даже при тотальном преимуществе «Мерседеса» в чемпионате «Ред Булл» всегда был солиден на медленных и городских трассах, и их в чемпионате немало: Испания, Монако, Сингапур, США. Могут проявить себя подопечные Хорнера и в Канаде с Великобританией. Кристиан Хорнер уверяет, что RB13 способен увеличить скорость на 1,5 секунды, и к условному Абу-Даби так и будет. Словом, развернуться есть где, особенно если прибавят и в «Рено».  

Боттас не даст заскучать

Большинство фанатов отдали чемпионский титул Льюису сразу после объявления Росберга об уходе из спорта. Их понять можно: «Мерседес» доминировал, а единственный, кто бросал вызов Хэмилтону, ушел. Тут еще и пригласили на его место смиренного финна. Серьезные трудности ему предрекали все – от Тото Вольффа, призывающего своего клиента сразу вникнуть в происходящее, до Гельмута Марко, увидевшего в этом отличную возможность побороться за вторые места.

Но Валттери и на тестах был быстрее, и в гонке выглядел хорошо. На последних кругах, когда отставание Льюиса от Феттеля составляло порядка 10 секунд, британец уже не мог думать о первом месте, его стал подпирать собственный партнер, сокративший отставание до двух секунд. Конечно, в первой же гонке за чемпионский коллектив Боттас не мог напрямую атаковать Льюиса, но потенциал свой обозначил.

Да, финн ведет себя тихо. Пока. Но тот же Росберг тоже не сразу проявил свою темную сторону, которая заставляла его провоцировать аварии в Бельгии или Австрии. Чемпионский болид может менять человека, и далеко не в лучшую сторону. Так что гипотетически возможна ситуация Гран-при Испании 2016 года.

Планы на будущее в Бракли

В мае 2015 года пресс служба «Мерседес» отрапортовала о продлении трудового соглашения с Льюисом Хэмилтоном, которое рассчитано на три года. Обошлось это в кругленькую сумму немцам, но не только: британцу удовлетворили его требование – каждая чемпионская машина отправляется в собственный гараж Хэмилтона. Сказать, что переговоры проходили со скрипом – ничего не сказать, собственно, отношения Льюиса с руководством нельзя назвать гладкими в целом. Не раз он выражал недовольство работой механиков, возникали трения с партнером, что выливались в аварии и следующие за этим длительные разговоры с Падди Лоу, Тото Вольфом и Ники Лаудой. Даже сейчас всплывают слухи о желании Льюиса то ли завязать с «Формулой-1» вовсе – мол, мотивация отсутствует,  то ли перебраться в Маранелло. Это не может благоприятно сказаться на атмосфере в коллективе.

«Мерседесу» нужен опытный, быстрый пилот и молодой парень с потенциалом, которому еще есть чему учиться. На роль лидера претендует Себастьян Феттель, которого очень хотят видеть в немецком коллективе, или Фернандо Алонсо, который продолжает мучиться в «Макларене». И стоят они меньше, и эго не столь завышено. Если Боттас начнет побеждать, не факт, что руководство встанет на сторону британца, и не факт, что Валттери поведет себя как Уэббер при условном приказе из боксов «Мульти 21». Не менее опытный и быстрый, но точно менее проблемный – почему бы и нет?

Тот же Льюис подлил масла в огонь на старте сезона, попросив команду не делиться телеметрией с Боттасом, на что получил категорически отказ. Команде главное набирать очки для завоевания Кубка конструкторов, а это возможно при одновременном финише в очковой зоне сразу двух болидов. Если эго британца будет и дальше приводить к стычкам на трассе, которые теперь будут иметь большие последствия, «Мерседес» может принять не популярные решения.

Хэмилтону будет тяжело взять очередной чемпионский титул. Все вышеперечисленное можно рассматривать как цепь взаимосвязанных событий, которые сделают сезон настоящим зрелищем, с другой стороны, можно все это назвать и записками сумасшедшего. Будет ли означать одна из «4» в номере британца количество его чемпионских титулов? Ответ, как и всегда, дадут нам гонки. Ну а пока можно строить теории вероятности, одна из которых не предрекает чемпионский титул Льюису Хэмилтону, и имеет право на существование, как и все остальные.

Фото: Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com