7 мин.

Александр Шмурнов: «Если упорно биться головой, ваше место обязательно найдется»

В беседе с учениками школы спортивной журналистики известный комментатор ответил на ряд вопросов, отличающихся самой разнообразной тематикой – от профессиональных аспектов профессии до своих детских воспоминаний

- Александр, какими качествами на ваш взгляд, должен обладать хороший футбольный комментатор?

- В первую очередь, нужно хорошо говорить. Говорить так, чтобы ваша речь доставляла вам удовольствие. Если с этим проблем нет, то можно начинать. Вопрос в другом: что вы собираетесь комментировать? Если это расстановка диктофонов на столе, то вам не понадобится специальная подготовка. Но если вы собрались комментировать футбол, вам необходимо безмерно его любить и получать от него удовольствие. Подготовка к матчу должна быть такой, чтобы вы в любой момент могли найти чем заинтересоваться помимо происходящего на поле. Иногда живой интерес в вас может вызвать судьба человека, иногда это факты. Важно понимать, что статистика нужна не для того, чтобы просто сообщить ее «безмозглому» зрителю. Она нужна, чтобы поддержать ваш собственный жар. Помимо этого, важно развивать звучание голоса. Если есть проблемы с голосом – с ним нужно работать и искать то место, где его можно поставить.

- Удалось ли вам воплотить в жизнь идеи и цели, которые вы преследовали, создавая школу спортивной журналистики?

- Всецело. Это ведь вообще счастливый случай. Наш директор, Алик Бегларян работал с судьями, которые хотели сделать семинар для молодых журналистов. Но вскоре они осознали, что раз в неделю рассказывать о судействе нечего. В итоге было решено создать такую школу, где будут готовиться кадры. Он предложил плюнуть на все и попробовать с ним вдвоем сделать так, как надо. Тогда я пригласил людей, которые, на мой взгляд, умеют не только делиться, а включать возможности людей. Это было в 2012-м году. С тех пор пройден очень большой путь. Мы расширяем «клан» преподавателей. Мы пробовали одних профессионалов и поняли, что они хороши как рассказчики, но как преподаватели - не очень. Их мы поблагодарили. Кто-то отказался от нас сам. Зато я нашел людей, которые оказались и журналистами, готовыми много отдать, и педагогами, которые двигают вперед. Плюс курсы «Психология общения» и «Культура речи» - это то, на чем мы держимся. Развиваем курс «Радиожурналистика», а со следующего семестра вводим занятия, связанные с соцсетями. Мне кажется, что мы нашли то, что искали и я всецело доволен происходящим.

- Александр, через школу уже прошло 8 выпусков. Выделите основные ошибки и заблуждения людей, которые идут в профессию.

- Многие люди, прошедшие через нас, способны работать в профессии. Но очень многое зависит от настойчивости и работоспособности. Ты должен действительно доказать свое право быть в профессии, уметь писать и выражать свои мысли, стремиться быть лучшим. В нашу профессию пробиваются люди очень амбициозные и готовые работать 25 часов в сутки. Причем компенсация, помимо моральной, не всегда бывает адекватной. Первое время я, грубо говоря, ничего не ел, отказавшись от комфортной жизни ради возможности пробиться в профессию. И так происходит в 99% случаев. Никто не предложит вам приличных денег, если вы пришли «со двора». Деньги будут скромные и на них еще нужно согласиться работать. Денис Казанский приехал в Москву и выиграл конкурс комментаторов, сразу получив хорошую зарплату. Он действительно очень сильный. Но только перед этим в Липецке он 7 лет проработал на телевидении и поголодал достаточно. Все очень просто: если человек готов отдать свою жизнь под алтарь профессии, то профессия его рано или поздно отблагодарит. Нужно биться головой, биться и еще раз биться - тогда найдется ваше место, на котором вас примут с удовольствием.

- Чем является для вас статистика при комментировании спортивных событий?

- Статистика – это не приправа. Это струны моего личного интереса. Он 16 матчей не забивает, гад! А тут забил! Как здорово! Для того, чтобы знать, что игрок 16 матчей не забивал, я должен был прочитать статистику. Но я ее выдаю, потому что мне самому нравится этот факт. Если у вас приготовлена гора статистики и ничего из этого в матче не произошло, отложите ее в сторону. Пригодится в следующий раз. Статистики нужно использовать от 20 до 25 %. Если больше, то вы – зануда. 

- Была ли у вас мысль все бросить и никогда больше спортивной журналистикой не заниматься?

- С самого начала моего опыта в профессии у меня не было момента, когда я хотел бы бросить. Мне нравится все это. В том числе наша школа. Нравится много путешествовать и что-то делать в связи с этим. Последний раз я футболом не интересовался когда женился. Это было во время чемпионата мира 1986-го года. Все остальное время, начиная с детства, я спортом увлекался. Если верить Виктору Гусеву, я действительно бегал по двору и сам играл за обе команды, попутно комментируя происходящее. Много играл в хоккей. И не знаю откуда у меня было знание, но я даже болел за «Нью-Йорк Айлендерс», хотя ничего этого я не видел. Откуда я это брал – не знаю, но очень хорошо это помню. Вероятно, какие-то новости просачивались.

- Как вы начали болеть за московский «Спартак» и почему?

- Очень интересная история. Мы с папой пошли на матч «Спартак» – «Локомотив». «Спартак» занимал место в самом низу таблицы, «Локомотив» место порядка 10-го. «Спартак» в итоге вылетел. В общем, мы пошли на матч. Мне было 9 лет. Красно-белые проиграли 0-3. Там даже Семин играл, хотя он за «Локомотив» выступал буквально 2 года. Но отец сказал мне, что мы идем на «Спартак». Когда я вернулся во двор, ребята спросили где я был и я ответил, что ходил на «Спартак». Узнав, что команда проиграла, дети сказали, что вот я и лузер. Вот с тех пор я и пытаюсь это опровергнуть. Кстати, никогда не носил клубной атрибутики. Мне не нужна атрибутика, она у меня внутри одета под кожу.

- Научились ли вы чему-нибудь у студентов своих курсов?

- Очень многому. Я научился сам свое дело продвигать. Благодаря людям, которые с обратной связью ко мне приходили. Я вижу реакции, понимаю, что делаю правильно, а что нет и вырабатываю дальнейшие шаги. Например, мы на занятиях читаем стихи. Выяснилось, что пришел человек, который лучше меня владеет этим инструментом.

- Александр, какие цели вы ставите себе на будущее?

- Цель – двигаться вперед. Движение собственно и есть цель. Ежедневные шаги. Сделать завтра что-нибудь прикольное. У меня много детей, которых я хочу куда-нибудь продвинуть, но только чтобы это было не мое продвижение, а их собственное, поэтому я с ними разговариваю и пытаюсь понять, что им интересно. В этой жизни их развитие – моя задача. Сейчас я доволен, у меня новая группа, новые лица. Тоже самое происходит, когда вижу расписание и какой-нибудь матч, который мне интересен эмоционально.

- Как вы находите время на семью в таком напряженном графике?

- Ну так это же кайф! Это удовольствие – дети, которые приносят какой-то результат. Они тебя звонят и говорят, что у них получилось что-либо. Начинаешь с ними об этом говорить и понимаешь, что у ребенка растет сознание, а ты получаешь от этого удовольствие.

- Насколько вам помогло в жизни техническое образование и театральные курсы? Как это сказалось на вашем становлении?

- Лучшее, что вообще было в моей жизни – то, что сказал физик Бреус на первом курсе. Наверное, мне это знание само по себе не пригодилось. Но то, как это трудное и бессмысленное знание он мне преподнес, меня до сих пор восхищает. Существует второй закон термодинамики, который гласит о том, что энтропия замкнутой системы неизменно возрастает. Энтропия – это мера хаоса. То есть раскоординированность превращения в фигню из чего-то структурного в замкнутой системе становится все больше и больше. Мы сидим в аудитории и ничего не понимаем. Он говорит: «Представьте себе, что вас помещают в колбу. Что с вами будет завтра? Завтра вам сильно захочется кушать и пить. Еще через день у вас начнет болеть все тело. Через неделю у вас остановится дыхание. А если открыть вас через год, то в колбе будут сплошные молекулы. Так понимаете, что значит энтропия замкнутой системы неизменно возрастает?» Ну как после этого не любить физику?... А вообще техническое образование учит учиться. Очень правильное отношение к процессу обучения. Не нужно знать ответ на все вопросы. Нужно уметь структурировать вещи и понимать где что искать.

- Расскажите о ваших впечатлениях от Игуасу и есть ли места сопоставимые с этим?

- Нет ничего сопоставимого. Это невозможно описать. Само по себе наслаждение моментом – самое великое человеческое чувство. Но чаще всего наслаждаешься предвкушением. Как финал Лиги Чемпионов прокомментируешь, родится первый ребенок, увидишь новое место – все, что угодно. Результат – это счастье. Ты всегда его ждешь. Этот момент ожидания – сладостный. Следующий момент – когда из ожидания попадаешь в реальность. Бывает, что ожидание тебя обманывает, бывает, что соответствует, а бывает, что превосходит. Но когда я попал на Игуасу, это было не просто превосхождение ожиданий. То, что я получил, было в тысячу раз больше.