11 мин.

А. Шмурнов: “Бросив всё на алтарь профессии, в конце концов жизнь и профессия вас отблагодарят”

 - Когда вы создавали  школу спортивной журналистики, какие идеи и цели вы перед собой ставили? Удалось ли воплотить их в жизнь?

-  Всецело! Не собираюсь скромничать, с точки зрения методики мы нашли то, что хотели, хотя конечно, нам есть еще к чему стремиться. Мне хочется вырастить поколение в журналистике, проверенное мной. Что бы люди, которые вышли из нашей школы,  у них голова работала в нужном направлении, был правильный подход, и так далее. Если я выпустил людей, то я хочу, что бы они говорили нормальным языком, а не скатывались в какие-то колеи, которые противопоказаны в журналистике. Дальше каждый реализует свою индивидуальность. Для этого школа и  создавалась и мне кажется, что я сейчас на правильном пути. Мне хочется  этим заниматься  в ближайшие годы с огромным удовольствием, так что я всецело доволен тем, что происходит. В данный момент я рад, потому что у меня новая группа, новые лица, это же прекрасно.  Два раза в год, у меня счастливый день, поэтому тут даже вопросов нет. Это всегда один  из очень важных  для меня шагов – когда приходит новая группа.

-  Через вашу школу прошло уже 8 потоков. Вы со всеми общались, видели какие-то ожидания, какие-то заблуждения, первые пробы и ошибки. Можете сделать обобщенный вывод?    -  Достаточно людей, которые действительно способны работать в нашей профессии, прошли через нас. Многое зависит от настойчивости и работоспособности. Наша профессия только кажется снаружи тем хобби, которое приносит деньги. Когда ты очень хочешь и умеешь разговаривать, писать, излагать свои мысли и стремишься в этой профессии доказать свое право на состоятельность, надо быть лучшим. Журналисты, не могут без того, чтобы «быть лучшим». Необходимо сравнивать себя друг с другом,  и не стесняться этого. Нужно быть лучшим, внутренне всегда думать - «я круче всех, я это делаю лучше всех, я буду делать это лучше всех».  Когда ты вынужден 25 часов быть на работе, ты должен бросить все абсолютно, чтобы делать это. Компенсация, помимо моральной, совершенно не факт, что в первые годы бывает адекватной. Нужно отдавать себе отчет, что я буду получать копейки, буду крутиться, но начну зарабатывать все больше и больше за счет того, что я начну в этой профессии становиться все лучше и лучше, все более востребованным. Другого пути нет.  Если кто-то готов бросить все на алтарь нашей профессии, то в конце концов жизнь и профессия его отблагодарят.

     - Какие качества необходимо в себе развить, чтобы стать хорошим комментатором?

 - Во-первых, для того, чтобы быть хорошим комментатором, надо хорошо говорить. Это включает в себя: грамотный русский язык и уверенность. Важно, чтобы ваша речь доставляла вам удовольствие.  Если вы комментируете футбол, то первое что нужно — это безмерно его любить, вам необходимо получать удовлетворение от того что происходит. Если вам это не нравится, то тогда вы должны внутренне  это в себе воспитать.   Подготовка к репортажу должна быть такой, чтобы  в любой момент вам было чем заинтересоваться помимо происходящего на поле. Это важно, потом что на поле не все 90 минут происходит то, что вызывает ваш живой интерес. Для этого и нужна подготовка. Что нужно развивать? Развивать надо звучание голоса.  Чтобы он мог звучать по-разному,  в разных тембрах. Чтобы вас было приятно слушать со стороны. Футбольный  комментатор должен работать с голосом! Вот собственно и все, больше ничего и не нужно. Любить и уметь выражать свои мысли.

- Какие ошибки чаще всего совершают молодые комментаторы?

 - Не надо сомневаться. Если не уверены – не говорите. Говорите то, в чем уверены. Это правильно. Вы уверены в этом! Не извиняйтесь перед публикой. Если вы оговорились, всякое бывает, люди это понимают. Ну простите, перепутал. Люди понимают, что вы не идиот. А просто оговорились. Потому что, чтобы считать вас идиотом, они должны шесть раз от вас глупость услышать. А вот это себе позволять нельзя. Это наша главная  задача. Плох тот комментатор, который не понимает футбола и того, как вести репортаж. Что надо людям говорить и что не нужно. Не надо тупить.  Наша профессия - профессия очень умных людей.  Мы должны соображать очень быстро. Комментатор постоянно должен уметь реагировать, собирать все, что происходит, складывать, и выдавать.

-Должна ли в профессии комментатора присутствовать самокритика?

 Конечно, ну что вы!  Мне в принципе не нравится первый период моей работы, потому что я пытался показаться умнее всех, а эмоций мне не хватало. Пройдет три-четыре года, слушаешь, работы трехлетней давности  и понимаешь, что на самом деле еще есть куда расти. Учиться и совершенствоваться никогда не поздно.

- Какие форматы вы посоветовали бы девушкам в плане освещения футбола, что бы это не было комично и не вызывало иронию и отторжение?

- Прекрасный вопрос.  За исключением тех которые завтра придумает Илон Маск, почти все варианты уже пройдены.  Есть примеры: Катя Кириличева работает на ЦСКА ТВ, Маша Макарова не вылезает из Англии. Девочки могут все, абсолютно. Знание языка, например, сразу даст гигантскую фору. Однако, соглашусь, есть раздражение и ирония. Но они уходят, когда люди постоянно делают что-то хорошо.  И тем не менее, комментатором в ближайшее время  девушка не станет. Пробовали, плавали,  не получается. Но это и не нужно.

- Какие  подводные камни часто встречаются в профессии журналиста?

 Например, не знание иностранного языка – это такой подводный камень, который не предвосхитишь. Так что, если придете на собеседование – соврите, что знаете язык и бегите учить. В нашей профессии  желательно знать два языка. Далее, важно уметь коммуницировать  – мы  работаем в команде и чаще всего мы пробиваемся  именно через  командную работу . Отсюда возникает другой подводный камень, который в творческом коллективе всегда существует. А у нас творческий коллектив в чистом виде. Надо понимать, где ты хочешь быть, на какие компромиссы ты готов идти, а на какие нет. Творческий коллектив как таковой, очень тяжелый…

 

- Как вы пришли в профессию и поняли, что это ваше?  Была ли у вас когда-нибудь мысль, что хотите всё бросить и никогда больше этим не заниматься?

- В 92-м году мой друг рассказал мне,  что люди, работающие в «Останкино», хотят сделать радиопередачу на новой радиостанции. И я пошел  работать на эту радиостанцию. Каждый день выпускал спортивную программу, которую вел не я. Читал новости, еще что-то и так далее. Позже стал вести ежедневные спортивные эфиры . И так я проработал год, а потом меня  пригласили в еженедельник «Футбол», который на тот момент был, наверное, главным спортивным изданием. Я пошел писать туда, и выяснилось, что писать я тоже немного умею.  Вот собственно и все. С этого момента, с  92-го года, у меня не было ощущения, что я хотел бы это бросить.

-  Помните ли вы свой первый матч в комментаторской карьере?

-  Как комментатор, я начинал на радио. Еще в 92-м году, мы  кусками комментировали матчи на  моей первой  радиостанции. Мне запомнилось, как в 99-м я работал на молодежных сборных Ганы и Уругвая, а почему запомнил, потому что через 15 лет они сыграли знаменитый четвертьфинал, где Суарес отбил мяч рукой. Мы комментировали этот матч вместе с Мишей Мельниковым, было забавно. В 2001-м году мы сделали проект  на Рамблере, где комментировали  всю Лигу Чемпионов.  Полноценные телевизионные матчи,  я начал только в 2003-м году комментировать. Вот и  где тут начало?  Поэтому я и не помню, честно скажу,  какой был первый.

-Радикально ли изменился ваш подход к футболу, когда вы  начали профессионально комментировать?

- Если взять условный отрезок, с 2000 по 2004, то скорее всего  нет. А если брать с 92-го по 2018-й, то наверное изменился.  Я смотрю на футбол, как человек, которому от игры нужен подарок для зрителя. На заре моей комментаторской карьеры мне очень важны были тактические схемы и результат. А сейчас мне  хочется чтобы публика получила наслаждение от того что происходит на поле.  Что бы ей было интересно, так же как и мне. А моя задача  убедить  и  увлекательно рассказать им об этом.

- При комментировании  спортивных событий  такая вещь как статистика для вас – что это?

 -Это прежде всего инструмент. Статистика, фактология – все, что составляет суть подготовки к матчу – это те самые струны моего интереса. Вот для чего нужна статистика. Необходимо пользоваться только 20-25% от той статистики, что вы заготовили. Если больше, значит, вы уже зануда.  Если у вас припасена огромная гора и ничего в матче, связанного с этой статистикой, не произошло, не надо вываливать её на зрителей. Оставьте её, пригодится в следующий раз. Все для вашего удовольствия. Наслаждения от факта и процесса.

 - Самый запоминающийся ваш эфир?

  -  «Самый запоминающийся эфир» - Может быть с точки зрения  драматургии матча, когда звезды так сошлись: эфир — огонь, матч — огонь.      «Фенербахче» - «Спартак» в 2012-м. Наверное, это был тот матч, в котором все  совпало. Драматургия заключалась в том, что много лет  «Спартак»  никуда не выходил, и тут обыгрывает сильную команду, не проигрывает на выезде,  проходит в Лигу Чемпионов. Это дикое событие! Я сказал пару фраз забавных, так что этот эфир мне удался. Надеюсь, не единственный.

- На первой  встрече вы говорили, что любой комментатор не может убить в себе болельщика

-  Взращивать не обязательно и убивать тоже не нужно.

 -  Вы болеете за московский «Спартак» с 1976 года. Как так получилось?

- Да. Тут очень простой ответ. Я вам даже скажу момент. Мы с папой пошли на матч «Спартак» - «Локомотив». «Спартак» занимал место 14-е, «Локомотив» место 10-е. Отец болел за «Спартак». Хотя, «Спартак» уже никого почти не интересовал. Уж, больно плохо все было. И мы пошли на матч. Мне было 9 лет, соответственно. «Спартак» проиграл 0:3. «Спартак» в итоге вылетел в конце этого года. Когда я вернулся во двор, меня спросили, где я был. Я сказал, что ходил на «Спартак». Ну и как? Проиграли.  И дети мне сказали, что я лузер. С тех пор я  пытаюсь это опровергнуть. Как же так? Я перетерпел, как они вылетели, а на следующий год я уже ходил на матчи за 10 копеек или бесплатно. На все это я ходил, потому что мне уже было интересно.

- Каким еще командам симпатизируете?

- Ну, много. Сборная Голландии – первая. Еще до «Спартака» была. Из-за 74-го года. Потом в 76-м нам показали  полуфиналы. Как-то обидно,  вот же команда, и она проигрывает. И потом в 78-м я был в пионерском лагере и сильно болел. Финал для меня был трагедией. С тех пор я им не изменяю. Для меня это самая большая любовь. Но случился ЧМ-86, на который они не поехали. Поэтому  выбирал, за кого болеть  просто так, на этом  ЧМ. И вот я смотрю матч Уругвай – ФРГ. А немцев я не любил так, что аж зубы сводит. Я тогда начал болеть за Уругвай. В 95-м году я туда попал, на финал Копа Америки. Первый раз в жизни я увидел, как  домашняя команда выиграла турнир. Что творилось с городом, когда они обыграли Бразилию... Спустя 10 лет. За них я тогда очень сильно болел. Когда в «Интер» почти одновременно пришли Рекоба и Бергкамп, как я мог не болеть за них? Да еще и Шалимов, которого я лично знал. Такие вот флажки, у меня их немного. Это «Спартак», Голландия, Уругвай, «Барселона». Барселону люблю, потому что Кройф.  Париж, за город болею. Хочется, чтобы там была хорошая команда.

- Насколько вам в жизни помогло техническое образование, преподаватели и как это сказалось на вашем становлении?

- Преподаватели мне очень полезны были в жизни. Техническое образование мне прежде всего помогло тем, что бошка  на месте (смеется). Очень правильное структурное отношение к процессу обучения. Что надо, что не надо. Оно дало понимание того, что не нужно знать ответы на все вопросы, важно знать, где эти ответы искать.  Ну… немного не хватало может быть настоящей экспрессии. За этим  я и пошел в свое время в театр-школу современной пьесы. Всем советую. И русский язык, сколько бы ни было, надо идти. И актерскую речь. Все это очень полезно. Есть возможность,  надо поучиться.  

-  Вопрос, совершенно не о профессии, и не о футболе… Игуасу. Расскажите о ваших эмоциях, впечатлениях и можете ли Вы посоветовать какие-то места, которые вы видели, которые сопоставимы по красоте?

- Нет, нет, с этим нет ничего сопоставимого.  Это невозможно. Само по себе наслаждение моментом, оно, конечно, самое великое  человеческое чувство. Но чаще всего, наслаждаешься предвкушением. Т.е. вот сейчас будет! Этот момент, который ты  ждал,  так себе его рисовал!  Ты наслаждаешься предвкушением. Следующий момент – это когда ты из ожидания попадаешь в реальность. И бывает, что ожидания тебя обманули. Бывает, что то, чего ты ждешь, соответствует твоим ожиданиям, бывает, оно превосходит твои ожидания… Ну вот когда я попал на Игуасу, это не просто превосходило мои ожидания, это невозможно описать ту разницу между тем, чего я ожидал, и тем, что я увидел. Вот она в тысячу раз больше.

- А с какой стороны Вы были?                                       

- Я был второй раз еще…  В 99-м  году я там был с бразильской стороны, и был дождь. Это, кстати, тоже очень важно.  Проходишь под водопадом, чувствуешь, что вокруг тебя все это вертится, еще эти струи воды… В этот раз мы попали с аргентинской стороны. Парагвай тоже возит туристов, но на бразильскую сторону, потому что этот трес-фонтерос находится на границе Аргентины и Бразилии. Из Парагвая пару километров ехать, но на бразильскую сторону.

- Вы бы посоветовали туда поехать?

- Ну да, если есть такая возможность, конечно. Насколько я слышал от других  людей, другие водопады, они… ну как правило водопады – это один. А там, на нескольких квадратных километрах, система водопадов, к которым ты подходишь с разных сторон. Все время разные ощущения!

- Сейчас в интернете появилось большое количество видеоблогов на футбольную тематику  и они достаточно популярны. У вас никогда не было желание создать свою площадку?

Это желание есть по-прежнему. Вопрос  только в том, готов ли я променять на него то, что у меня есть сейчас на телевидении. Сейчас - не готов. Потому что меня достаточно будоражит моя работа. Для того, чтобы создать такую площадку, в нее нужно вложиться полностью. Я сейчас не делаю этого не потому что я чем-то рискую. Просто мне доставляет наслаждение сегодняшняя работа.

                                                                                                                     Дмитрий Жемчугов.