Реклама 18+

Символическая сборная 1996 года. Часть 2. Тактическая схема

Фогтс

Тренер-триумфатор Евро-1996 Берти Фогтс

Сегодня мы начнем рассказ о тактических тенденциях 1996 года и определим схему игры нашей символической сборной. И заодно совершим небольшое путешествие в историю футбола.

Футбольная тактика за почти полтора столетия существования игры претерпела колоссальные изменения - появлялись новые позиции футболистов на поле, игровые схемы сменяли друг друга. Главной смотровой площадкой футбола с давних пор являлись Чемпионаты мира, где на суд общественности выставлялись новейшие достижения тренерской мысли и передовые тактические ухищрения. Кроме того, там же рождалась своеобразная футбольная мода, которую задавали команды-победительницы: игровую схему чемпиона начинали повсеместно использовать, таким образом, создавались определенные футбольные тренды. Так было с победителем Мундиалей 1934 и 1938 года Италией Витторио Поццо, и с Бразилией Висенте Феолы, которая в 1958 году на Чемпионате мира в Швеции играла по системе 4-2-4, и с Англией-1966 сэра Альфа Рэмси, использовавшего одним из первых схему 4-4-2. Появившийся только в середине века Чемпионат Европы постепенно стал таким же важным и показательным с точки зрения футбольной эволюции турниром. Поэтому для определения тактических трендов того года мы обратимся к Евро-1996.

Континентальное первенство в Англии было первым в истории, в котором приняло участие сразу 16 лучших команд Старого Света. Ниже указаны игровые схемы, которые в течение турнира использовала каждая сборная, и результаты ее выступления:   

Германия: 3-4-1-2 (с «либеро»)/3-4-2-1 (с «либеро») – чемпионы

Чехия: 3-4-2-1/5-4-1 – вице-чемпионы

Франция: 4-5-1 - полуфиналисты

Англия: 4-4-2/3-5-2 – полуфиналисты

Голландия: 3-4-3 – четвертьфиналисты

Испания: 4-4-2/5-4-1 - четвертьфиналисты

Хорватия: 5-3-2 (с «либеро») - четвертьфиналисты

Португалия: 4-4-2 - четвертьфиналисты

Швейцария: 4-4-2/5-2-3 – групповой этап

Шотландия: 4-3-3/4-4-2 – групповой этап

Италия: 4-3-1-2 – групповой этап

Россия: 4-4-2 (4-4-1-1) – групповой этап

Болгария: 4-4-2 (с «либеро»)/3-5-2 – групповой этап

Румыния: 5-3-2 (с «либеро») – групповой этап

Турция: 4-5-1/3-5-2 – групповой этап

Дания: 4-5-1/4-4-2 – групповой этап

Великий аргентинский тренер Сесар Луис Менотти, наверно, увидел бы здесь просто «бесполезный список телефонных номеров», но для нас эти цифры представляют куда больший интерес. Выделим основные закономерности:

1). Использование трех защитников

Кадлец

Защитник сборной Чехии Мирослав Кадлец (слева) против Мехмета Шолля (№8)

10 из 16 команд (62%) на Евро-1996 хотя бы раз использовала схему с тремя защитниками.

Только две команды, отыгравшие все матчи с четырьмя игроками обороны, вышли из группы. Наиболее удачливыми оказались сборные Португалии, которая была остановлена на стадии четвертьфинала, и Франции, пробившейся в полуфинал. Все остальные команды не преодолели барьер группового турнира. Среди них неожиданные чемпионы Европы 192 года сборная Дании, консервативная сборная Шотландии, не падкая на тактические излишества сборная России и сборная Италия. Арриго Сакки, доведший «Скуадра адзурра» до финала Чемпионата мира 1994 года, использовал свои любимые 4-4-2, не раз приносившие ему победы, но на этот раз даже не смог вывести команду в плей-офф.

Можно отметить несколько вариации использования трех защитников. Игроки обороны сборной Голландии и изредка Болгарии располагались так же, как в «аяксовской» схеме 3-4-3, которую мы обсуждали в одном из прошлых материалов. Один центральный защитник (у Голландии – Данни Блинд или Йоханн Де Кок, у Болгарии – Трифон Иванов), и два защитника, отвечающие за фланги – правый фулбек (у Голландии – Михаэль Райцигер, у Болгарии – Радостин Кишишев) и левый фулбек (у Голландии – Винстон Богард, у Болгарии – Цанко Цветанов).

Более распространенным вариантом были расстановки с тремя центрбеками. Победитель турнира сборная Германия играла с тройкой защитников Маттиас Заммер, Томас Хелмер, Маркус Баббель. У дошедшей до финала Чехии чаще всего выходили Мирослав Кадлец, Ян Сухопарек и Михал Хорнак; у четвертьфиналиста Хорватии – Никола Еркан, Славен Билич и Игорь Штимац; у сборной Румынии – Георге Попеску, Даниел Продан и Миодраг Билодедичи. Команды Испании, Турции и Швейцарии меняли количество игроков обороны от матча к матчу. Перинейцы, например, могли использовать в качестве трех центральных защитников Хуана Мануэля Лопеса, Фернандо Абелардо и Рафаэля Алькорту, а швейцарцы – Рамона Вегу, Стефана Аншо и Себастьяна Женере. И даже так верно хранящие свои футбольные традиции англичане в полуфинале против немцев отступили от своих традиционных 4-4-2 и использовали трех «центрхавов» (так называют в Британии центральных защитников) - на поле вышли сразу Тони Адамс, Гарет Саутгейт и Стюарт Пирс.

Кроме того, схема с тремя центрбеками различается также и в зависимости от игры фланговых игроков. Вингбеки могут заниматься в большей степени оборонительными функциями, и тогда схема приобретает вид 5-3-2. В сборной Хорватии эту роль играли Марио Станич и Роберт Ярни, в сборной Румынии – Дан Петреску и Тибор Селимеш, в сборной Испании – Алберто Бельсуе и Серхи. В другом случае вингбеки располагаются ближе к центру поля, чаще участвуя в атаках своей команды. В этом случае можно говорить о расстановке 3-5-2 (или ее вариации 3-4-1-2). В сборной Германии фланги великолепно закрывали Штефан Рейтер и Кристиан Циге, у Чехии в полузащите справа играл Радослав Латал, а слева – Павел Недвед, а у англичан в полуфинале на эти позиции вышли Даррен Андертон и Стив МакМанаман.

Трудно сказать, кто впервые стал использовать трех центральных защитников, но очевидно, что корни этого явления лежат еще в итальянском футболе второй половины 20-века, важной составляющей которого было наличие «либеро». Здесь мы плавно переходим ко второй тактической особенности Евро-1996. 

2). Важная роль защитников «либеро»

Еркан

Хорватский "либеро" Никола Еркан (№5) против англичанина Пола Инса (справа)

Четыре команды, в том числе, победители турнира сборная Германии использовали «либеро» в защите. В сборной Хорватии «свободного защитника» играл Никола Еркан, в сборной Румынии – Георге Попеску, в составе сборной Болгарии выходил Петар Хубчев. Первые двое играли роль «свиперов» и были ключевыми игроками своих команд, игравших, в большей степени, от обороны. Кроме того, именно игрок, игравший на позиции «либеро» стал лучшим игроком турнира, а по итогам года и Европы. Речь, конечно же, о Маттиасе Заммере.

Чтобы выяснить функциональную нагрузку, роль на поле и разные подходы в определении этой позиции, проследим появление и развитие защитников «либеро» в истории футбола.

Свободное падение «либеро»

Карл Раппан

Карл Раппан - один из первых футбольных революционеров

Футбол долгое время буквально стоял на месте. Игроки практически не уходили со своих номинальных позиций. Каждый игрок противостоял своему прямому оппоненту на поле, поэтому защитники знали, какого нападающего ему нужно остановить. Это было время персональной опеки в защите. Поэтому появление «свободного защитника» стало революционным.

Первой предпосылкой появления «либеро» стали тактические решения австрийского тренера Карла Раппана. Он провел недолгую игровую карьеру, которую закончил, играя в Швейцарии за «Серветт». Там же началась и его тренерская работа – сначала он выступал в роли играющего тренера, а затем окончательно перешел на роль наставника. В то время самыми распространенными игровыми схемами были классическая «Пирамида» 2-3-5 и детище великого менеджера лондонского «Арсенала» Герберта Чепмена «WM» или попросту 3-2-2-3. Раппан совместил некоторые элементы этих двух расстановок и произвел на свет новаторскую систему игры, которая получила название «Швейцарский замок» (от франц. «verrou» - дверной замок, засов). Австрийца можно назвать «Менделеевым» тренерского цеха, потому что идею необычной для того времени тактики он увидел во сне. Раппану приснилось, как форвард соперника проходит на скорости центрального защитника его команды и забивает гол, на что он решает поставить перед вратарем еще одного защитника, который не позволяет нападающему вновь выйти на ударную позицию и отбирает у него мяч.

Замок

"Швейцарский замок" или "Замок Раппана" - первая схема со "свободным"защитником

Тактика, сработавшая в сновидении, незамедлительно воплощается и в реальности. Австрийский специалист переводит правого и левого хавбеков на позицию крайних защитников, а одного из центральных защитников оставляет за линией обороны, таким способом трансформируя распространенные 2-3-5 в 1-3-3-3. Последний защитник, теперь имеющий больше свободы на поле и помогающий всем игрокам обороны, получает название «verrouiller», производное от глагола «запирать». Система, к слову, все же не была идеальной: главной проблемой было очень большое расстояние между защитой и нападением, из-за которого инсайды должны были опускать глубже к центру поля. К счастью, у Раппана в наличии был талантливый центрхав Вернетти, который руководил игрой полузащиты и являлся связующим звеном между обороной и атакой.

Карл Раппан считал, что существует два способа создания футбольного коллектива. Либо ты находишь одиннадцать индивидуально сильных игроков, и, выпуская их на поле, полагаешься только на их мастерство, либо ты пытаешься встроить одиннадцать средних футболистов в правильную игровую схему. Швейцарские игроки не были такими же одаренными, как их европейские коллеги, и не обладали такой же физической подготовкой, как британские футболисты, поэтому Раппан выбрал второй вариант и не прогадал. Новая схема позволяет австрийскому тренеру завоевать шесть раз выиграть национальный чемпионат и восемь раз кубок страны с «Серветтом» и «Грассхоппером». Кроме того, сборная Швейцарии под его руководством успешно выступает на Чемпионате мира 1938 года во Франции. В первом раунде команда сначала играет вничью с Германией, но после победы в повторном матче проходит дальше. Следующий соперник – сборная Австрии – отказывается от матча из-за случившегося аншлюза все той же нацистской Германии. Швейцарцев в итоге останавливает будущий финалист турнира сборная Венгрии с великолепным Гьорги Шароши в нападении.

Изобретение Раппана хоть и не сразу, но стало востребованным во всем мире. Например, «замок» в защите весьма помог в финале Чемпионата мира 1950 года сборной Уругвая сдержать атаки бразильских футболистов. Хозяева турнира катком прошлись по всем своим соперникам и не ждали никакого другого результата, кроме как золотых медалей победителей. 4:0, 7:1, 6:1 – таковы были результаты матчей с участием «Селесао», и только сборной Швейцарии удалось выстоять и свести матч к ничьей – 2:2. Тренер сборной Уругвая Хуан Лопес Фонтана решил, что в открытом футболе с бразильцами тягаться будет сложно, и подглядел схему игры представителей альпийской страны. На финальный матч, который по всем раскладам должен был стать триумфом хозяев Мундиаля, Фонтана поставил Матиаса Гонсалеса на позицию последнего защитника, а номинального левого хава Обдулио Варелу перевел в центр полузащиты, где он играл важную связующую роль наподобие того, что делал Вернетти в команде Карла Раппана. В итоге бразильцы смогли забить только однажды, на что уругвайцы ответили двумя голами, в том числе победным мячом Алсидеса Гиджи, который ознаменовал черный день в истории Бразилии, оставшимся в памяти под названием «Мараканасо» по названию стадиона, на котором проходил финал.

Однако наибольшее влияние «швейцарский замок» оказал на итальянский футбол. Первым на Аппенинах идеи Раппана воплотил Джипо Виана, тренировавший «Салернитану» в конце 40-х годов. Он перевел одного из крайних хавов в оборону, а один из центрбеков теперь располагался чуть глубже и действовал как свободный защитник. Результаты пришли, но ненадолго – клуб, играя в сверхоборонительный футбол, вышел в «Серию А» в 1947 году, но уже на следующий год смог выиграть только в одном выездном матче и вновь свалился во второй дивизион.

Рокко

Создатель "Катеначчо" Нерео Рокко (слева) и игроки "Милана" - защитник Чезаре Мальдини (в центре) и полузащитник Джованни Трапаттони (справа)

Человеком, которого можно считать полноправным создателем знаменитой итальянской системы игры «катеначчо» (от. итальян. «catenacio» - «замок»), является Нерео Рокко. Так же, как и в случае с Карлом Раппаном, идея новой тактики пришла к нему случайно. В сороковые Рокко тренировал клуб «Триестина» и долгое время не мог наладить игру команды в обороне. Однажды он прогуливался возле водоема и заметил нескольких рыбаков, которые добивались хорошего улова интересным образом. Две сети они устанавливали рядом, а еще одну дополнительную позади них: в итоге рыба которой удавалось не попасться в передние, обязательно запутывалась в запасной. Изобретательный Рокко решил точно также организовать и действия своих защитников: центральные опекали нападающих соперника, каждый своего, в то же время последний защитник, получивший название «либеро» (от итальянс. "libero"), оставался свободным и мог помогать своим партнерам по обороне. Таким образом, чтобы пройти к воротам, форварду нужно было обыграть сразу двоих игроков – «своего» защитника и либеро – и нападающие попросту вязли в оборонительных порядках "Триестины".

Рокко удалось достигнуть небывалых результатов – в 1948 году скромный клуб занял второе место в «Серии А», ни разу не проиграв дома. Впоследствии именем Нерео Рокко буден назван стадион «Триестины». Команда Рокко играла в очень закрытый футбол, а игровую философию создателя «катеначчо» можно охарактеризовать всего лишь одной его фразой: «Бейте все, что движется; если это мяч, то вообще отлично». Под стать своему тренеру был и первый общеизвестный «либеро» в истории Ивано Бласон («Триестина», 1945 -1950). Ходила байка, что неуступчивый защитник может перед матчем начертить линию на поле, которую форвард соперником даже не сможет пересечь. Следующим пунктом в карьере тренера стал «Милан», с которым удалось достигнуть еще больших высот, а именно Кубка Чемпионов в 1963 году и еще одного через шесть лет.

Пикки и Эррера

Первый "либеро" с пасом Армандо Пикки (слева) и тренер "Интера "Эленио Эррера 

Тем не менее, в истории с термином «катеначчо» ассоциируется имя другого тренера –наставника «Интера» Эленио Эрреры. В отличие от большого любителя вина Нерео Рокко аргентинец намного более щепетильно относился к игровой дисциплине, требовал от игроков отличной физической подготовки и тактической выучки, и первым начал обращать внимание на психологическое состояние футболистов. После нескольких лет в «Барселоне» Эррера решил попробовать свои силы в Италии и заодно прихватил с собой в «Интер» обладателя «Золотого мяча» Луиса Суареса.

Аргентинец построил величайшую команду в истории «Нерадзурри». Позицию «либеро» занимал Армандо Пикки («Интернационале», 1960 - 1967) – бывший правый защитник, сильный и в индивидуальной, и коллективной игре, нацеленный на оборону и действующий на последней линии обороны. Перед ним располагались два центрбека-«стоппера» (от англ. «stop» - останавливать) – Аристиде Гуарнери и Тарчизио Бурньич, - которые персонально опекали нападающих соперника. Весь левый фланг защиты был отдан на откуп быстроногому Джачинто Факетти. Правый фланг закрывал бразилец Жаир, номинальный вингер, который в построениях Эрреры располагался ближе к центру поля, курсируя от своей защиты до чужой штрафной. Своеобразная ассиметричная расстановка игроков тоже была интересной находкой аргентинского тренера. В центре поля темп игре задавал Луис Суарес, игравший роль «реджисты», а «фантазистой» был Сандро Маццола, в задачи которого входила как доставка мяча «девятке», так и завершение атак.  

Катеначчо

"Катеначчо" от Эленио Эрреры

Лучшие нападающие Европы не могли ничего сделать с непроходимой обороной «Интера», который завоевал два подряд Кубка Чемпионов, обыграв в финале 1964 года мадридский «Реал» с Пушкашем и Ди Стефано в нападении, а в 1965 победив «Бенфику» во главе с Эйсебио. Кроме того, крепкая оборона и распасовщик уровня Суареса в центре поля позволили сделать контратаки серьезным оружием миланского клуба. Эррера считал, что мяч в нападение должен быть доставлен не более чем за три паса. При этом Армандо Пикки не играл на отбой, а должен был начинать атаки команды длинными переводами со своей половины поля. Тем самым обозначился новый этап развития позиции «либеро» или, как ее еще называли «свипера», то есть «чистильщика» (от англ. sweep – убирать, подметать).

Матчи с участием «Интера» чаще всего заканчивались с малым количеством забитых голов, но, несмотря на расхожее мнение, тактику Эрреры не стоит называть «антифутболом», хотя для него первостепенным всегда был, конечно же, счет в матче. Позже аргентинский стратег жалел, что его последователи слишком прямолинейно пользовались его идеями, создав образ скучного и «убивающего футбол» «катеначчо». Тем не менее, именно находки Эрерры повлияли на появление «тотального футбола», в первую очередь, ассоциирующегося с яркой и атакующей игрой. Использование свободно передвигающегося по полю и не привязанного к определенной позиции игрока в рамках «тотального футбола» была возведена в абсолют. 

Но в конце 60-х годов речи ни о каком «totaalvoetball» еще не шла. Тогда голландский футбол довольно сильно отставал в тактической мысли от Италии и Британии, поэтому приходилось черпать идеи на стороне. Великий Ринус Михелс, который выведет сборную Голландии в финал Чемпионатов мира в 1974 и 1978 году, в то время был еще наставником «Аякса», где и начал воплощать свои задумки. На Михелса большое влияние оказали английский специалисты Джек Рейнолдс и Вик Бэкингем, которые возглавляли амстердамский клуб в 40-х и начале 60-х годов, тренер вице-чемпиона мира 1954 года сборной Венгрии Густав Шебеч, а также Эленио Эррера с его ставкой на защитника «либеро». Сначала Ринус играл в «Аяксе» по распространенной после успехов сборной Бразилии схеме 4-2-4, и даже довел клуб до финала Кубка чемпионов 1969 года, где проиграл «Милану» Неррео Рокко. Однако вскоре тактика команды была изменена.

Васович и Михелс

На заре "тотального футбола". Велибор Васович (слева) и Ринус Михелс 

Игра «Аякс» начала 70-х строилась на двух основных аспектах – командном прессинге, который за несколько лет до этого практиковал в киевском «Динамо» Виктор Маслов, и использовании офсайдной ловушки при высокой линии обороны. Для реализации второй составляющей важную роль играл «либеро», который не позволял атакующим игрокам соперника проскользнуть в открывавшиеся зоны. Таким образом, расстановка 4-2-4 трансформировалась в уже знакомые нам 1-3-3-3. На позиции «свипера» Михелс решил использовать центрального полузащитника серба Велибора Васовича («Аякс», 1966 – 1971), купленного у белградского «Партизана» в 1966 году, сразу после финала Кубка Чемпионов. Югославский клуб проиграл мадридскому «Реалу» 1:2, а Васович забил единственный гол команды, а в 1971 году Велибор уже в качестве капитана «Аякса» поднял над головой кубок победителя этого престижного турнира: в решающем матче голландцы одержали победу над греческим «Панатинаикасом», на тренерской скамейке которого находился Ференц Пушкаш. В тот же году балканскому «либеро» пришлось завершить карьеру игрока из-за астмы. 

«Аякс» уже под руководительством румына Штефана Ковача, сменившего на посту главного тренера клуба ушедшего в «Барселону» Михелса, завоевал еще два Кубка Чемпионов, оба раза обыграв в финале итальянские клубы  - «Интер» в 1972 году и «Ювентус» в 1973 году. На месте «либеро» в тех матчах играл Хорст Бланкенбург («Аякс» 1970 – 1975, «Гамбург» 1975 - 1977). А ровно через год на Чемпионате мира в Германии Ринус Михелс представил всему миру сборную Голландии, которая войдет в историю игры, а уже после турнира все футбольное сообщество будет говорить о появлении «тотального футбола». Универсализм игроков и постоянная смена игровых позиций сделали фактически ненужной позицию «либеро», ведь на его месте мог оказаться любой защитник команды. В моду опять вошла защитная линия из четырех игроков в линию, а футбол разделился на две части – те, кто продолжал играть со «свипером», и те, кто проповедовал высокий прессинг.

Бекенбауэр и Чарльтон

Молодой "Кайзер" Франц Бекенбауэр (справа) и его визави Бобби Чарльтон (№9). Финал ЧМ-1966

Однако параллельно происходила еще одна очень важная метаморфоза – появление атакующего «либеро». Создателем этой позиции по праву можно считать великого Франца Бекенбауэра («Бавария» 1964 - 1967). Немец дебютировал за сборную всего после года игры за мюнхенскую «Баварию», где он выступал на позиции левого вингера. Вскоре Франц был переведен в центр полузащиты и уже в 21 год стал основным игроком «Бундестим», сыграв решающую роль в выходе ФРГ на чемпионат мира 1966 года. В Англии Бекенбауэр показал небывалую для столь юного футболиста расчетливость и уравновешенность и помог своей команде достигнуть финала. На пути к решающему матчу немцы разгромили Швейцарию, победили Испанию и сыграли вничью с Аргентиной. Затем в четвертьфинале последовала крупная победа над Уругваем, а третий мяч в игре после подключения из центра поля забил Бекенбауэр. В полуфинале Франц забивает уже победный гол, его сильный удар с левой ноги пришелся точно в угол ворот сборной СССР. Вывеска финала завораживала. Сборная ФРГ против хозяев турнира сборной Англии. Команда Альфа Рэмси играла пока еще нераспространенной схеме 4-1-3-2, а немцы использовали 4-2-4, и функции одного из центральных полузащитников выполнял Бекенбаэур. Именно на плечи молодого футболиста легла ответственность за персональную опеку лучшего игрока сборной «Трех львов» Бобби Чарльтона. В итоге англичане победили в овертайме со счетом 3:2, а сам Франц потом считал себя виновником поражения. «Англия победила нас в 1966 году, только потому, что Чарльтон был лучше меня», - скажет потом немец.

В конце 60-х Бекенбауэр стал опускаться все глубже в защиту, где он смог использовать одновременно и свои оборонительные навыки, и отличное видение поля, и атакующие умения. Франц был восхищен игрой защитника миланского «Интера» Джачинто Факетти, действующего по всему левому флангу, поэтому решил поэкспериментировать с тактикой и начал совершать рейды из обороны к центру поля и даже к штрафной соперника. Однако до определенного времени тренер сборной Гельмут Шён не разрешал Бекенбауэру играть настолько нестандартно в матчах за "Бундестим" вплоть до Чемпионата Европы в Бельгии. Еще до этого Франц великолепно провел континентальное первенство 1968 года и Мундиаль-1970 в Мексике. Но именно Евро-1972 стало бенефисом сборной ФРГ и конкретно Франца. Прекрасная команда, в состав которой входили вратарь Зепп Майер, левый защитник Пауль Брайтнер, полузащитники Ули Хенесс и Гюнтер Нетцер, а также центрфорвард Герд Мюллер, в финале разгромила сборную Советского Союза со счетом 3:0. Бекенбауэр стал героем турнира и по итогам года получил «Золотой мяч», став первым номинальным защитником, ставшим лучшим игроком Европы.

Бекенбауэр Кройфф

Величайший "либеро" в истории Франц Бекенбауэр (справа) в финале ЧМ-1974 против Йоханна Кройффа (слева) 

Однако главным достижением Бекенбауэра-игрока стала победа в Чемпионате мира 1974 года. Немцы проиграли только один матч на турнире, уступив своим соседям из Восточной Германии. Костяк «Бундестим» не изменился с победного Евро-1972, и сборная по-прежнему использовала схему 1-3-3-3. В финале ФРГ противостояла команда-открытие, демонстрировавшая искрометный атакующий футбол, - сборная Голландии Ринуса Михелса. «Красная машина» против «Заводного апельсина», «либеро» против защиты в линию, Бекенбауэр против Кройффа. В решающей битве сошлись две, действительно сильнейшие, команды не только на том чемпионате, но и, возможно, во всей истории игры. Немцы быстро оправились после быстрого гола Йохана Неескенса с пенальти, ответив двумя голами – также с одиннадцатиметровой отметки отличился Брайтнер, а Герд Мюллер в свойственном ему стиле протолкнул мяч в сетку ворот Яна Йонгблуда. 2:1. Бекенбауэр поднимает над головой кубок мира, ознаменовавший превосходство немецкого футбола. В том же году Франц выиграл со своей «Баварией» Кубок Чемпионов, и еще два в 1975 и 1976 годах. Кроме того, сборная ФРГ дошла до финала Евро-1976, где проиграла по пенальти сборной Чехословакии. Несмотря на поражение в решающем матче, игра Бекенбауэра вызывала восторг, и в том же году Франц получил свой второй «Золотой мяч». Через год «Кайзер» завершил карьеру в сборной и отправился популяризировать футбол в США – его новым клубом стал нью-йоркский «Космос».

Франц Бекенбауэр был умным и интеллигентным футболистом с прекрасной техникой, отличным пасом и убийственным ударом, он вселял уверенность в партнеров по команде, держал нити управления игрой в своих руках, за что и получил прозвище «Кайзер». Кроме того, он перевернул представление о позиции «либеро». До этого никто не догадывался использовать свободного, не обремененного персональной опекой защитника на других участках поля, в том числе в атаке, и его игра стала настоящим откровением. Таким образом, в середине 70-х произошло разделение понятия «либеро» на две части –  «чистильщика» («свипера») и атакующего «либеро».

В следующей части поговорим об успехах итальянского футбола в 80-х годах, постепенном исчезновении позиции "либеро" и возникновении тактических схем с тремя центральными защитниками, а также проследим развитие игры сборной Германии вплоть до победного Евро-1996.  

Если Вам понравился материал, ставьте плюс. Если Вам интересна футбольная тактика и история развития футбола, подписывайтесь на наш блог!

Прочитайте другие материалы блога "Чисто символически"!

Символическая сборная 1996. Часть 1. Общий обзор

Символическая сборная 1995 года. Часть 1. Общий обзор. Тактика

Символическая сборная 2014 года. Часть 1. Тактическая схема

Символические сборные. Почему они, на самом деле, так интересны?

просмотры

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Чисто символически
+12
Популярные комментарии
FlyD
0
В центре Ривера ...
sayabeck
0
спасибо за очередной поход в анналы истории, увлекательно и познавательно)
Написать комментарий

Новости

Реклама 18+