6 мин.

Миллионер в мятой майке. Почему возвращение Шведа в лигу ВТБ – это совсем не конец

Блог «Фонарь» – о главном переходе лиги ВТБ.

Переход Алексея Шведа в «Химки» может не нравиться по целому ряду причин.

Например, потому, что существующий на деньги областного бюджета клуб, судя по всему, развели на один из самых больших контрактов в Европе.

Или потому, что агент Шведа – «продавец счастья» Обрад Фимич. А плодотворное сотрудничество Фимича и подмосковного клуба уже давно обросло легендами в баскетбольных кругах.

А еще потому, что при выборе нового клуба финансовый вопрос оказался приоритетным. И именно поэтому не произошло традиционного возвращения в ЦСКА.

Но это все же нюансы. Значимые, но не заслоняющие общей картины. Неприятные, но давно ставшие нормой, правилами игры.

При всей их досадности очевидно, что возвращение Шведа выглядит абсолютно закономерным и – даже с учетом педалирования финансовой темы в исполнении агента – вполне трезвым и осмысленным. Это ни в коем случае не шаг назад. Напротив это шанс повзрослеть, оформиться и обрести понятное баскетбольное лицо. И самое главное – избавиться от всех иллюзий, тех самых, в которых продолжают пребывать все поклонники Шведа.

Швед действительно кажется русским Айверсоном. Невнятные интервью, противоречивое поведение за пределами площадки, спорный выбор бросков, подтверждаемый не только статистикой, но и реакцией со стороны партнеров, халтурная защита – все это отходит на второй план благодаря иррациональному обожанию, выхватывающему молниеносные кроссоверы, неевропейскую резкость и красочные полеты. Швед – самый яркий игрок в истории российского баскетбола. В России рождались огромные парни, некоторые из которых могли похвастать вполне приличной техникой, появлялись отличные снайперы, некоторые из которых были такими же великими, как дедушка Ленин, а рядом с Андреем Кириленко стояли его менее удачливые, более травматичные прототипы. И лишь один человек доказал, что «белые умеют прыгать» – что совершенно необязательно натурализовывать кого-то, чтобы увидеть в сборной России завораживающую пластику, необыкновенную легкость, талант проходить защиту в одиночку. Швед – первый игрок в истории российского баскетбола, при взгляде на которого отключается логика: хайлайты с его участием заслоняют любые рациональные доводы.

Логика же говорит о том, что, на самом деле, мы так и не знаем, что за баскетболист Алексей Швед. Ведь вся его карьера – это цепь совершенно не похожих друг на друга и как будто даже не связанных этапов.

Яркое появление в «Динамо», где ему дал свободу Базаревич.

Единственный стабильный сезон в карьере. В ЦСКА Казлаускас половину своего рабочего времени уделял Шведу, отгонял от него любопытствующую публику и старался не выпускать из жестких рамок. Тот благодарил тренера незабываемыми вспышками, иногда вырываясь из-за спин, возможно, самой талантливой команды Европы со времен «Киндера».

Олимпиада в Лондоне. Седые волосы и мешки под глазами у Блатта – цена, благодаря которой сборная России завоевала бронзу, во многом благодаря самому нестандартному своему игроку, который стал смертоносным орудием в руках тренера.

Первый год в НБА. Бодрое начало в разбитой травмами «Миннесоте» постепенно сошло на нет. Швед со своим весом выглядел проблемой на месте второго номера и был неэффективным на месте первого. Даже присутствие Андрея Кириленко не облегчило адаптацию.

Евробаскет-2013 и тотальный провал в роли лидера. Ключевая ошибка в матче с финнами, гнев капитана и роль козла отпущения от главной газеты страны – это ерунда. Впервые появилось сомнение в том, что Швед – это не просто набор хайлайтов и уникальный лишь для России игрок, лучшие свойства которого расцветают лишь в руках классного тренера и в окружении сразу нескольких лидеров.

Полтора года скитаний до перехода в «Нью-Йорк». Швед ждал свою команду.

«Никс». Швед нашел свою команду – проблема в том, что она была настолько плоха, что даже на конкурсе худших команд умудрилась занять второе место. В него, наконец-то, поверил тренер, больше было верить не в кого. В роли первого номера он получил в свое управление молодой и местами забавный коллектив. И если не поспособствовал улучшению результатов, то хотя бы поработал на свою статистику. Нельзя сказать, что там Швед стал лидером, но на фоне совсем юных или стоящих на выходе игроков обрел уверенность. Хотя бы уверенность в том, что ему предложат приличный контракт.

Этого так и не произошло. Мусорная статистика когда-то привлекала корифеев своего дела: Айзейю Томаса и Джо Дюмарса, современные генеральные менеджеры с ней обращаются крайне осторожно. Рисковать со Шведом они не стали – потому, что так и не понятно, что он за баскетболист. Минимальные предложения говорят об этом весьма красноречиво: вроде бы такой талантливый атакующий игрок может пригодиться, но вкладываться в него никто не намерен, так как его роль совсем не определена: Швед потерялся между позициями, ему нужен мяч, чтобы себя проявлять, в защите он все так же проблематичен, ему не 20 лет, чтобы кто-то поверил, будто он когда-нибудь раскроется, к нему не так просто найти подход, особенно если нет желания его искать.

Швед мог остаться в лиге и в 27 лет по-прежнему говорить себе, что пытается реализовать свою мечту, но скорее всего это оказалось бы самообманом. Контракт в НБА – это не только цифра, но и статус, в том числе и обозначающий роль в команде: лишь невероятное стечение обстоятельств могло бы помочь ему отвоевать более-менее приличное место в ротации. Швед не сдался, он просто трезво оценил свои шансы. На данном этапе он – русский Джей Ар Смит, человек, от которого непонятно чего ждать, вроде бы безумно талантливый, периодически взрывающийся какими-то нереальными номерами, но в целом заставляющий относиться к себе с опаской. Джей Ар Смит поехал в Китай, чтобы потом вернуться в НБА. Швед вернулся в Россию (чтобы потом, как он говорит сам, вновь уехать в НБА).

Следующий год в России станет очень важным для понимания Шведа не как мастера кроссоверов и аллей-упов, а как баскетболиста в целом. Все идеальные для его раскрытия компоненты вроде бы присутствуют. И симпатичный тренер, и определяющие игроки системы, за спинами которых он может почувствовать себя комфортнее, и те, кто помогут скрыть его недостатки. Но это все лишь базовые вещи, плацдарм для шага вперед. Это возвращение будет успешным лишь в том случае, если Швед все же найдет себя как взрослый оформившийся игрок и покинет ряды вечно подающих надежды. Если из кучи ярких моментов, калейдоскопа вспышек и провалов, странного сплетения неэффективности и потенциала все же проявится тот, о ком уже давно грезят его детские тренеры – полноценный наследник Кириленко, человек, понимающий собственную значимость для явления под названием «российский баскетбол».

И именно это тут кажется самым важным. Дело не в том, вернется ли Швед обратно, решится ли снова рискнуть или удовлетворится завышенными деньгами… Можно быть счастливым и без НБА. На своих примерах это вполне доказали и Сергей Моня, уже после лиги повзрослевший и превратившийся в капитана Россию, и Виктор Хряпа, не просто вернувшийся в ЦСКА, но через неудачный опыт ставший системообразующим игроком клуба, многолетним лидером. Возвращение Шведа в Россию можно приветствовать именно поэтому: он мог бы отсидеться где-нибудь в НБА и по-прежнему оставаться для всех золотым мальчиком, на проказы которого снисходительно смотрят все, кроме газеты Спорт-Экспресс, но он принял этот контракт (и этот вызов?). Так мы хотя бы узнаем, на что он способен на самом деле.

Фото: facebook.com/bckhimki; Gettyimages.ru/Andrew D. Bernstein/NBAE