12 мин.

Стив Нэш и еще 10 звезд, которые пришли в «Лейкерс» за титулом

Решение Стива Нэша продолжить карьеру в «Лейкерс» не является столь уж уникальным. Блог «Фонарь» на Sports.ru вспоминает его предшественников и рассказывает, как по-разному складывались их жизни.

Уилт Чемберлейн

20 тысяч женщин, роль в фильме Шварцнеггера, любовь к дешевым эффектам – Уилт Чемберлейн принадлежал Голливуду. Вся его театральность, не особенно скрываемый эгоизм, показательное нежелание угождать ожиданиям общества выделяли его из массы звезд того времени, обожаемых, уважаемых, любимых. Уилт опередил свое время: его карьеру определяли очень сильные отрицательные эмоции, конфликтность и неприятие, иногда перевешивающее восхищение. Чемберлейн чаще оказывался злодеем и, как логично следует, терпел поражения. Они характеризуют его карьеру точно так же, как репутация легендарного бомбардира, кошмарного исполнителя штрафных и все сопутствующие истории. Удивительно, но даже свою единственную победу (вне «Лейкерс») он одержал именно на негативе – в финале 67-го он разбил свою бывшую команду. Но это было исключение из тех, что подтверждают правило: шлейф разборок с партнерами, тренерами, соперниками, руководством ни к чему хорошему привести не мог. Уже через год Уилт потребовал обмен в «Лейкерс».

Чемберлейн приехал в Калифорнию не за титулом. В качестве причин фигурировало желание встречаться с белыми женщинами (для чернокожего это было возможно лишь в Лос-Анджелесе) и общаться со звездами, ну и просто понимание, что Филадельфию он уже перерос. Беспрецедентный контракт в четверть миллиона тоже был не лишним.

Короче, о титуле речь тогда особенно не шла: один из самых «невезучих» игроков в истории лиги переходил в едва ли не самую невезучую команду («Лейкерс» уже тогда коллекционировали бесконечные поражения в финале). Но он все же был выстрадан. К самому главному чемпионству в истории «Лейкерс» Уилт и команда шли несколько лет. Поражения, травмы, очередные конфликты, история с надувными шарами, уход Элджина Бэйлора, серия из 33 побед – за это время Чемберлейн немного повзрослел и стал капитаном, в команду вернулся Гэйл Гудрич, и все сложилось – в 72-м Уилт второй раз в жизни стал чемпионом НБА, а на следующий год ушел. Естественно, со скандалом.

Карим Абдул-Джаббар

Хотя у Джаббара не было таких амбиций по части прекрасной половины, как у его личного врага, титул – это не главное, что его интересовало при переходе в «Лейкерс». Свой первый перстень Лью Элсиндор завоевал с «Бакс» в 71-м в довольно изящном и не встретившем противодействия стиле – так что у него не было ни комплексов, ни синдрома Чарльза Баркли, ни понимания, что чемпионства выигрывают лишь втроем, да и о Милуоки он всегда отзывался хорошо. Просто Кариму в захолустье было неуютно, и он хотел в мегаполис, поближе к звездам – либо в родной Нью-Йорк, либо в Лос-Анджелес, где когда-то учился.

Что из этого вышло, знает любой школьник – вышла едва ли не лучшая карьера в истории НБА. С пятью титулами, запатентованным скай-хуком, наибольшим количеством очков и прочими приятными мелочами. Но это не то, что дал Лос-Анджелес Кариму, это то, что дал Карим «Лейкерс». От города же он получил возможность развиваться и в других направлениях – дать пяткой в нос Брюсу Ли, издать не одну книгу и стать легендой уже при жизни. Для него именно в этом состояло единственное отличие от «Милуоки».

Боб МакАду

Когда в 81-м МакАду решился начать все заново, к этому все относились скептически. Пик карьеры Боба пришелся на первые четыре года в лиге: новичок года, три сезона подряд лучший бомбардир, MVP сезона-1974/75, неизменный участник Матчей всех звезд – затем МакАду как-то приелся, потерялся, надоел. Отличавший его стиль – нехарактерное для тогдашних «больших» желание выйти на периметр и бросить с дистанции – поблек и утратил новизну по мере того, как форвард скитался по Востоку. Боб все пытался найти свою роль и подняться после череды травм, перечеркнувших поначалу идеально складывающуюся карьеру. «Баффало», «Никс», «Детройт», «Бостон», «Нью-Джерси» – все это промелькнуло кошмарным калейдоскопом. Нужно было что-то кардинально менять.

В «Лейкерс» все было по-новому: непривычная роль шестого игрока, уменьшение игрового времени, акцент на защиту – в результате МакАду стал неотъемлемым элементом команды первой половины 80-х, доказал, что любви к шоу-тайм все возрасты покорны, ну и вернул в моду баки. С точки зрения статистики и роли в команде период в калифорнийском клубе – далеко не лучший в карьере МакАду, но это именно тот вызов, ради которого можно переступить через себя. Великий индивидуалист стал великим игроком именно здесь.

Джамаал Уилкс

Уилкс выиграл титул в свой первый сезон в лиге: лучший новичок сезона-1974/75 идеально вписался в до сих пор не понятый механизм «Голден Стэйт» и почувствовал все прелести выступления в НБА. За тремя отличными сезонами последовал довольно очевидный выбор: уроженец Калифонии, поигравший за местный ЮСиЭлЭй и доказавший, что его амбиции простираются гораздо дальше одного титула, просто предпочел более успешную команду и общество друга-мусульманина.

Грациозный защитник, каждым шагом на площадке оправдывающий прозвище «Шелк», идеально влился в ростер, став для Джонсона и Джаббара столь нужной третьей опцией – альтруистичного стрелка, бегущего и палящего с обоих рук, игрока, чье преимущество автоматически давало им свободу. Шелк был Джеймсом Уорти до того, как появился Уорти. Так получилось, что как раз в сезоне-1984/85 он получил травму, которая помешала ему принять участие в финальной серии с «Селтикс», и завершила карьеру в золотой майке.

Глен Райс

Райс был тем человеком, который нанес «Майами» на карту НБА. Глен никому ничего не пытался доказать, ни с кем не ругался, ничего не требовал, а просто делал свою работу, честно и основательно – так «Хит» впервые в своей истории вышли в плей-офф. Но затем произошел конфликт эпох: зачинатель революции Пэт Райли, едва придя в команду, не отказал себе в символическом жесте – Райс отправился в «Шарлотт» в обмен на Алонзо Моурнинга. Старые никчемные звезды (с Райсом «Хит» не выиграли ни одной серии) никому не были нужны. Пришло время собирать суперкоманды.

После пары лет прозябания в бедовом клубе, травм и конфликтов Райс потребовал обмена: вариант с «Лейкерс» казался лучшим, но на деле включал много неприятных нюансов. Во-первых, обменяли Райса на Эдди Джонса, самого любимого игрока местных болельщиков со времен Мэджика Джонсона. Во-вторых, Глену пришлось подстраиваться под командную игру и больше сосредотачиваться на защите. После чего его супруга – экс-реальная домохозяйка из Майами испытывала свое остроумие на Филе Джексоне, якобы использующем ее мужа не должным образом. В-третьих, он сам затаил обиду, огорчившись, что руководство команды не предложило ему долговременный контракт, а продлило – с ним, с третьей звездой команды – на год действующий. В общем, одно к одному, и Райс в «Лейкерс» прижиться так и не смог – через год он уже собирал чемоданы.

Впрочем, в один из них он положил бесценное сокровище.

Митч Ричмонд

Ричмонд – человек, проложивший путь для Мэлоуна и Пэйтона, но сделавший все по уму. Гениальный снайпер полжизни пробегал в «Сакраменто» и «Голден Стэйт», где играл в свое удовольствие – много бросал, тянул одеяло на себя, выбивал статистические рекорды и в ус себе не дул. Но эта достойная карьера не была бы завершенной, если бы осталась без титула: так в 2001-м Митч оказался в доминирующих «Лейкерс».

К этому времени он уже утвердился на самом дальнем конце скамейки и выходил на паркет на символическое время. Главным же вкладом в чемпионство стал дриблинг на последних секундах четвертого матча финальной серии: Ричмонд завершил карьеру по-чемпионски – достойно, с мячом в руках.

Карл Мэлоун

В 2003-м Джон Стоктон повесил кроссовки на гвоздь, и Карл Мэлоун понял: сейчас или никогда. В баскетболе его держало лишь одно – отсутствие титула. Все остальное казалось серым и бессмысленным. Скорее всего, он бы предпочел совершить еще одну-две попытки с Джоном, но так у него не осталось выбора: единственным верным вариантом получения титула виделось выступление за команду, буквально недавно выдавшую три-пит. Мэлоун не постарел. И он не прогадал. Просто ничего не вышло: проклятье имени Чарльза Баркли не только встало на пути у легендарного форварда, но и отвесило ему на прощание смачный пинок.

«Лейкерс» действительно были сильнее всех тогда. И Мэлоун, скорее, пришелся ко двору и умудрялся и в 40 лет выдавать трипл-даблы и набирать по 30 очков. Но травма колена, с которой он провел финал, помешала Карлу совершить сверхусилие и сломать хребет судьбе. А остальное уже сделал вулкан внутренних конфликтов, вышедший наружу сразу после поражения от «Пистонс». Шака обменяли, Джексон ушел, назвав Брайанта «неуправляемым», а сам Карл вынужден был вновь выйти на рынок свободных агентов из-за странной истории с попыткой подкатить к жене Кобе. Правда, он так и не нашел нового пристанища.

Гэри Пэйтон

Пэйтону, чемпиону мира по самомнению, конечно, было противопоказано играть за тех «Лейкерс»: они не находили равных себе соперников и поэтому воевали друг с другом. Человек, похожий на Гэри Пэйтона, был в этой системе обречен. Впрочем, это была лишь малая толика проблем.

Сезон в «Лейкерс» лишь подчеркнул главную загадку, связанную с карьерой Перчатки. Его обмен из «Сиэтла» за год до этого был неслучаен – после 10 феноменальных лет в «Суперсоникс», шумной славы единственного человека, способного остановить Джордана, и многочисленных индивидуальных призов разыгрывающих как-то резко сдал, то ли физически, то ли вконец утратив мотивацию. На этом моменте пора было заканчивать, но дурное влияние Мэлоуна оказалось заразительным – в составе новой Дрим-тим невозможно было проиграть. Лично для Пэйтона – в окружении звезд – это была единственная и бесценная возможность воскресить увядающую карьеру и вернуться из болота «Милуоки» обновленным, посвежевшим и готовым к новым подвигам.

Пэйтон уверенно вел команду и выходил на лидерские роли, когда из-за травм выпадали Шак, Кобе и Мэлоун, но в решающий момент потерялся и сник. Скорее всего, это не была его вина: он делал все, что нужно – заигрывал Большое Трио, а управлять той командой была невозможно, она была такой же неуправляемой, как и один из ее лидеров. Пэйтон еще заслужит за этот свой сезон комплименты от газетчиков: Sports Illustrated будет сравнивать его со Стоктоном и говорить, что это был лучший сезон для защитника старше 35 лет в истории игры. Но лучшую оценку его игре, наверное, все же даст Митч Капчак – летом Пэйтон к своему большому неудовольствию будет обменян в «Бостон».

Владе Дивац

Дивац стал звездой в другой команде, но легендой – именно в «Лейкерс». Здесь он переучивался под американский баскетбол под руководством Мэджика Джонсона. Впервые играл в финале. Стал лидером команды НБА (пусть и одной из самых неказистых). Прославился как флоппер. Наконец, отсюда, его обменяли на лучшего игрока команды. Короче, когда в 2004-м все было разрушено, Шак, Джексон, Мэлоун, Пэйтон и остальные ушли, и было принято решение строить команду с чистого листа, Дивац сразу дал согласие – здесь он начинал, здесь должен был закончить.

Правда, в 36 тащить на себе такую вот пытающуюся возродиться команду было тяжеловато. Проблемы накапливались, и вскоре серб стал одной из них: из-за болей в спине он пропустил полсезона, а когда все же выходил на площадку, то хватало его совсем ненадолго.

Настоящая перестройка началась уже следующим летом, когда вернулся Фил Джексон. Но Дивац этого не застал – в июле 2005-го он объявил о завершении карьеры, став одной из немногих легенд клуба, которой так и не довелось стать чемпионом.

Рон Артест

Человек, в настоящее время известный как Метта Уолд Пис, до прихода в «Лейкерс» попробовал в своей баскетбольной жизни практически все – воевал с женой, ломал ребра Майклу Джордану, глушил коньяк в перерывах, пробовал на крепость головы нетрезвых детройтцев, заработал травму спины, управляя миниатюрной машиной, пытался пожертвовать часть зарплаты на тренера Адельмана, менял прически, хулиганил и вообще делал все, чтобы ни у кого не возникало даже малейшего сомнения в том, насколько серьезен конфликт между ним и его головой. Еще он был лучшим защитником на периметре и не боялся оказаться в шкуре лидера – когда Рик Адельман подобрал к нему ключи, Артест заставил своими действиями на площадке забыть обо всем остальном. Он все твердил, что подумывает о завершении карьеры, но продолжал биться так, как в этой лиге могут не многие. В мотивации лучше было не разбираться: открывать голову Артеста и заглядывать внутрь решается только его психоаналитик, да и то, потому что она «лучшая».

В 2009-м все получилось как-то само по себе: Ариза хотел много денег, а Артест вдруг понял, что он достаточно повзрослел, чтобы задуматься о чем-то большем – и согласился на адекватную зарплату ради возможности перебраться в Голливуд и пойти за титулом в компании с лучшим игроком современности, другом детства Ламаром Одомом и легендарным Филом Джексоном. Тогда Рон-Рон так и говорил: «Если «Лейкерс» не завоюют титул в этом году, виноват в этом будет лишь один человек». Повышенные обязательства себя оправдали: уже через год он нахваливал своего «психиатра» и давал лучшую пресс-конференции в истории игры.

После этого баскетбол ушел на второй план: Артест лишь эпизодически возвращает себе мотивацию и получает гораздо большее удовольствие не от игры, а он попыток шокировать журналистов очередной полусумасшедшей выходкой. Чтобы вернуться на исходные позиции, он даже продал перстень. Но все без толку. Теперь эта игра в сумасшедшего заменяет настоящий баскетбол.