3 мин.

Ничего личного

Фраза «НБА – это бизнес» уже давно стала девизом лиги. Ее законы не приемлют ничего человеческого – ни дружеских чувств, ни привязанности. Она все чаще сводится к денежным знакам, доминированию клубных интересов перед остальными ценностями и подчинение всех участников одной цели. Понимание этого настолько проникло в наше сознание, что зачастую мы склонны выдумывать оправдание самым жестоким ходам менеджеров и воспринимать какие-то попытки выиграть для себя более выгодные условия как непозволительную роскошь и даже дерзость. Наверное, поэтому к Дэнни Эйнджу относятся все же лучше, чем к Крису Бошу. Хотя парень не списывал контракт травмированного и заслуженного игрока и не разбивал семейную атмосферу – он просто хотел играть с друзьями (ну и немного больше быть в телевизоре).

Лично для меня надежды на все лучшее закончились на ситуации Чонси Биллапса. Мистер «Биг Шот» хотел одного – спокойно доиграть отведенный ему богом срок в родном городе. Вместо этого его сначала отправили в «Никс» в нагрузку к непутевому ученику, а затем и вовсе выкинули, чтобы взять Тайсона Чендлера. От расстройства абсолютно не сентиментальный Чонс задумал даже заканчивать карьеру, и его можно было понять: сложно осознавать себя лишь материалом (чемпионским, не чемпионским, все равно) и понимать, что в конечном счете ты играешь не ради людей, не вместе с товарищами, а ради денег вместе с цифрами в платежной ведомости. После казуса Чонси иллюзий ни у кого не должно быть: в этой лиге неприкасаемыми являются только те, у кого это прописано в контракте.

Легенда «Лейкерс» Дерек Фишер знает это лучше, чем кто-либо еще. Собственно, он понимал все еще тогда, когда в качестве президента профсоюза игроков ставил свою подпись под новым коллективным соглашением: новые условия значительно осложнили жизнь командам, регулярно  «пробивающим» потолок зарплат. Учитывая гигантские контракты команды и постыдное для калифорнийца желание сэкономить, проявленное Джимом Бассом, у него был единственный шанс остаться – показывать такой баскетбол, чтобы «Лейкерс» и «проблема с разыгрывающим» перестали быть синонимами. Чуда не произошло. Фиш по-прежнему воспринимался как слабейший стартовый разыгрывающий в лиге, и ни его игровой интеллект, ни очередные «клатчи» ситуацию не способны были изменить. Второй раз Дерек должен был покинуть команду почти сразу после ухода из нее Фила Джексона. Предотвратить его обмен могли лишь регалии, а надежды на них совсем не было. В лиге, где любой из менеджеров вполне подготовлен для расстрельной команды в случае войны, регалии и символ «0,2» казались слишком хрупким основанием. Обмен был необходим, и не стоит воспринимать его лишь как попытку надолго нейтрализовать Артема Панченко.

И все же при всей любви и безграничному уважению к Фишу произошедшее, скорее, внушает оптимизм. Насколько это слово вообще уместно в контексте потери одного из лидеров, лучшего друга Кобе, того, чья майка непременно будет висеть с джерси Уилта Чемберлена и Мэджика Джонсона.  Просто потому, что Митч Капчак до последнего  искал варианты, при которых бы Фиш остался. Кажется, что в современных условиях это практически достижение.

Логика была проста. После решения, вернее, нерешения Дуайта Ховарда клуб решил сохранить дорогостоящий фронткорт из Газоля и Байнэма. Оставалось дело за разыгрывающим – Капчак искал до последнего, баламутил «Портленд», все пытался скинуть Блэйка, но желающих взять 8 миллионов до 2013/14 так и не нашел. Когда в команде появился жизненно необходимый Сешнс (и разыгрывающих стало уже пять), Митч надел фартук Дэнни Эйнджа и начал резать по живому.  Наверное, в этой компании был лишним Стив, но так получилось – из-за старой ошибки Капчака под ударом оказался именно Фишер. Судя по тому, что переговоры шли до последнего, наверное, иного выхода, и правда, не было.

Вряд ли это можно считать утешением, особенно если учесть, куда в итоге попал Фишер, но все же что-то позитивное в этом можно найти – что хоть что-то человеческое этой лиге по-прежнему не чуждо. Что личность игрока все же не полностью определяется его умением играть в защите, бросать и создавать возможности для партнеров, и даже не его сами-знаете-чем. Что есть что-то большее (не всегда, но в любом случае значимое), что превалирует над  маниакальным стремлением к вершине. Это что-то вряд ли заставит нас иначе относиться к Трио «Майами», но, возможно, хотя бы поможет избежать шуток над Дуайтом Ховардом.

Вот такие странные выводы по итогам дня, в течение которого самая безжалостная расстрельная бригада обменивалась ненужными материалами.