28 мин.

Лучшая команда в жизни Леброна Джеймса – это «Майами»-2013

Суперкоманда совсем другой эпохи.

Историческая значимость

Для команды есть несколько способов остаться в истории.

Можно обратить на себя внимание благодаря важным годам в карьере одного из лучших баскетболистов.

Можно выдать впечатляющую победную серию.

Можно завоевать титул при героических обстоятельствах.

Можно предстать какой-то простой, по-человечески близкой, уязвимой и вынуждающей за себя болеть.

Можно принести в игру нечто революционное, что заложит необратимые тенденции в развитие лиги.

Удивительным образом «Хит»-2013 умудрились поставить галочку по всем пяти пунктам и кардинальным образом изменили отношение к себе, пройдя путь от кромешной ненависти после «Решения» к статусу одного из лучших коллективов XXI века.

2013-й – это последний сезон, когда Джеймс стремился обосновать свой королевский статус в каждом матче, последний сезон, когда он выиграл приз MVP. Леброн получил в свое абсолютное распоряжение не просто команду, но команду, идеально дополняющую его лучшие качества. «Хит» обзавелись множеством снайперов и раскрыли для него площадку невиданным на тот момент образом, а Джеймс перевоплотился в «баскетбольного ферзя, играющего на доске большого размера, чем его соперники»: он окончательно возмужал и придал понятию «эффективность» новый смысл, когда вывел процент атаки с игры на отметку «60».

2013-й – это немыслимая серия из 27 побед подряд.

«Селтикс»-66 выиграли восемь титулов подряд. «Лейкерс»-72 выдали серию из 33 побед. «Буллс»-96 выиграли 87 из 100 матчей. «Селтикс»-86 проиграли один матч из 51 на своей площадке. «Лейкерс»-01 проиграли лишь один матч из 15 в плей-офф.

«Хит»-2013 сделали все, чтобы получить билет в бессмертие, так как их серия не менее выразительна, ведь она случилась в эпоху, гораздо более щедрую на таланты и гораздо более скрупулезно разбирающую все недостатки суперкоманд. Даже «Голден Стэйт»-2016 не смог дотянуть до 27 побед – достижение «Майами» осталось в истории одним из лучших сезонов.

2013-й – это 6-й матч и незабываемый бросок Рэя Аллена, остановивший «Хит» на краю пропасти.

2013-й – это абсолютное смятение, переход от доминирования по ходу сезона к травмам Боша и Уэйда, которые едва не загубили сезон, от бесконечной уверенности и насмешливых танцев к бойне серий с «Чикаго» и «Индианой». «Майами» как напугавший лигу коллектив распался на частицы и предстал разнообразными симпатичными лицами, за каждым из которых была своя история. При внимательном рассмотрении выяснилось, что некогда вызывающая ненависть команду совсем не так роботоподобна: Крис Бош из вечного объекта насмешек превратился в дружелюбного ботаника, пожертвовавшего статусом звезды ради участия в таком проекте, Леброн отвечал на критику идеальным закрытием финальной серии в 7-м матче, Марио Чалмерс безропотно принимал крест вечного баскетбольного чубайса, козла отпущения, Юдонис Хаслем дрался за своих друзей и родной штат… Шейн Баттье, Крис Андерсен, Норрис Коул – каждый в «Хит» слишком выделялся разностью характера и темперамента, выделявшейся на фоне общей сплоченности, и делал любую ненависть к команде неуместной.

Наконец, 2013-й – это начало совсем новой эпохи в баскетболе.

Первым к «маленькой пятерке» или «смоллболлу» пришел Дон Нельсон в качестве тренера «Милуоки». Эксперимент случился в середине 80-х и повлек многочисленные дальнейшие перекликания в последующие десятилетия: сам Нельсон воспроизвел то же в «Голден Стэйт», а расцвета он достиг в «Финиксе» Майка Д’Антони. Система подразумевала быстрое движение и волнующую игру в пас, а потому привлекала зрительскую аудиторию, но постоянно доказывала свою несостоятельность: такие пятерки не могли так же хорошо играть и в защите, а потому на ключевой стадии всегда проваливались.

«Хит» оказались первыми, кто разрешил эту загадку. Произошло это в тот момент, когда Эрик Споэльстра понял, что его гиперуниверсальный лидер способен закрывать все пять позиций, а недооцененный Крис Бош, которого вечно упрекали в слабохарактерности и называли «РуПолом «больших», трансформировался в растягивающего центрового. Тогда и появился баскетбол будущего: пять шутеров на площадке, больше 20 трехочковых, никаких центровых и стандартных разыгрывающих, карусель заслонов, начинающихся в шести метрах от кольца, полная неразбериха с позициями, игроки периметра центрят и ставят заслоны, «большие» бросают издали.    

«Хит»-2013 развалились в последний месяц сезона и с трудом доехали до ленточки финиша. Но даже невнятный конец не мешает осознанию той команды как одной из самых значимых в истории баскетбола.

Трек

Знаковый момент

Одна из величайших финальных серий в истории приближалась к развязке в концовке 6-го матча. Каждое владение мгновенно вписывалось на страницы истории, незабываемая атмосфера классики, происходящей на глазах, воцарилась на арене, а баскетболисты как будто не играли, а выполняли какой-то уже давно задуманный и гениальный сценарий. К последним минутам все вроде бы было решено: стюарды огораживали арену желтой лентой, показался кубок Лэрри О’Брайена, половина болельщиков «Хит» пошла домой, а «исторические наследия» Леброна Джеймса и его товарищей ждали, когда былые достижения будут низвергнуты навострившимися скептиками.

Но сценарий был, и вправду, гениальным. «Сперс» загубили несколько атак и намазали с линии. «Майами» и сам не верил в возможность победы, но действовал на автомате. В бросках Леброна это было отчетливо заметно. Он попал из-за дуги один раз, без особенной надежды бросил еще. И тут сошлось множество обстоятельств, которые невозможно было предусмотреть: Грегг Попович убрал с площадки Тима Данкана, Крис Бош забрал подбор и отбросил его Рэю Аллену, последний, даже будучи гениальным снайпером, проделал феноменальный номер – отступил за трехочковую дугу и отправил мяч в кольцо.

Уникальный бросок изменил историю НБА. Оказавшись на краю пропасти и вывернувшись от неминуемой гибели от рук опытного убийцы, «Хит» уже не могли проиграть в 7-м матче. Все пошло по-другому.

Сколь много то попадание означало для самого автора, можно говорить бесконечно. Только в сравнении с его значимостью для баскетбола, все личное отходит на второй план: Леброн и его друзья получили возможность продолжить погоню за вечностью и оказаться одной из лучших команд в истории, а разочарование «Сперс» породило монстра-2014, который в итоге и уничтожил «Хит».

Лучше броска в истории НБА не было. При всем уважении к легендарному попаданию Джордана против «Джаз» в 98-м бросок Аллена был гораздо сложнее по исполнению, и от него зависело гораздо больше.

Вирусное видео

Серия

Победная серия «Хит» длилась почти два месяца – началась победой на «Рэпторс» 3 февраля и оборвалась незабываемым матчем с «Чикаго» 27 марта.

Главной особенностью серии стала феноменальная игра «Хит» в концовках: за 44 минуты так называемого «клатч-тайм» «Хит» переиграли оппонентов со счетом 134:71. На протяжении всего периода «Майами» считанные разы проводил по-настоящему напряженные последние минуты:

В матче с «Сакраменто» невероятные «трехи» и полная безалаберность игроков «Хит» довели дело до двух овертаймов.

Матч с «Гризлис» Леброн выиграл трехочковым за 24 секунды до сирены.

В матче с «Орландо» мяч отдали Леброну, и он все решил в одиночку.

В матче с «Бостоном» несколько бросков в конце Джеймса оставили «Селтикс» ни с чем. «Зеленые» назывались главным претендентом на то, чтобы остановить «Хит» и их серию, но в отсутствие сразу двух лидеров смогли лишь оказать достойное сопротивление. Что, правда, не спасло Джейсона Терри от сурового возмездия.

Плюс в матчах с «Бостоном» и «Кливлендом» «Майами» сумел отыграть 17- и 27-очковое отставание соответственно.

В среднем «Хит» набирал 105,1 очка, сдерживая оппонентов на 94,2 (и 36 процентов попадания с игры) – средняя разница в счете составила 10,9 очка.

13 побед были одержаны над соперниками из зоны плей-офф. 11 побед над командами, которым не хватает больше 10 выигрышей для преодоления 50-процентного соотношения.

Леброн Джеймс стал первым игроком в истории НБА, который набирал больше 30 очков в 6 матчах подряд, атакуя с процентом выше 60. В матче с «Шарлотт» он умудрился реализовать 13 из 14 бросков.

Дуэйн Уэйд на протяжении серии набирал в среднем 22,6 очка, 5,7 подбора, 5,7 передачи, 2,4 перехвата и 0,8 блок-шота при 53,2 процента бросков с игры.

На протяжении серии «Хит» провели 5 бэк-ту-бэков.

Цитата

«Мы легенды. Этот матч войдет в историю, поистине великий момент для «Майами».

Леброн Джеймс после победы над «Кливлендом» (98:95) – «Хит» отыграли отставание в 27 очков и продлили серию до 24 матчей.

Болельщица

Леброн Джеймс

Историческая победная серия в итоге оказалась лишней. В концовке сезона слишком рано вышедшие на пик и растратившие себя «Хит» поплыли: Уэйд кое-как играл с повреждениями и выдавал один приличный матч на два провальных, Бош и Баттье явно замучились таскать на себе превосходивших в силе и массе «больших», Чалмерс, Коул, Майк Миллер совершенно не впечатляли – от всей мощи остался лишь Джеймс, который продолжал тащить все на себя и открыто признавал, что все это очень напоминает ему «Кливленд».

В финале Джеймсу пришлось делать практически все: защищаться против Тони Паркера и играть четвертого, организовывать атаку и бросать из-за дуги – и почти на всем протяжении финальной серии он выглядел заранее обреченным Сизифом. Попович закрыл ему дорогу к кольцу, а бросок, как обычно, не вовремя Леброна подвел – он боролся главным образом с самим собой и радовался тому, что партнеры как-то откликаются. Второй матч взяли ролевые, четвертый – Бош и Уэйд в те минуты, когда Джеймс оставался в резерве, первые три игры он откровенно провалил, а пятую начал с 0 из 8. Это была самая важная финальная серия в его карьере, а он не мог даже выйти на свой средний уровень.

Все изменилось в тот момент, когда с его головы сбили повязку. Главная проблема Джеймса во всех проигранных им сериях заключалась в том, что он слишком много думал, пытался вскрыть защиту не действиями, а расчетом. И вот тогда, лишившись повязки в концовке шестого матча, он отключил аналитический аппарат и просто полетел отыгрываться.

Джеймсу понадобилось пять четвертей, чтобы навсегда изменить представления о той серии и о нем. Вместе с повязкой он избавился от всего, что ему мешало: сомнений в себе, непонимания баланса между своей игрой и игрой команды, непонимания того, где его игровой потолок. Оказавшись прижатым к стенке, он представил лучшую версию себя и после 2013-го научился делать это на регулярной основе. В седьмом матче он уже просто не промахивался, и «Сперс» не знали, что делать, когда Джеймс и Баттье начали забрасывать их шальными трехочковыми.

Тот финал завершил эволюцию мифологического образа Джеймса как одного из лучших игроков в истории.

Эта трансформация включила несколько важных вех.

Здесь и уединение с Уэйдом после поражения от «Далласа». Леброн потребовал ключи от команды и сделал себя ответственным за все.

Здесь и его потрясающая работа над собой в межсезонье. Взяв пример с великих прошлого, Джеймс каждым летом начал добавлять к своему арсеналу все новые элементы и изменять себя и технически, и физически.

Здесь и серия с «Индианой», когда Джеймс перевернул даже самые смелые представления о своей универсальности и защищался против «больших «Пэйсерс».

Здесь и шестая игра с «Бостоном», где Джеймс почти не промахивался, выставил на посмешище Пола Пирса и своими 45 очками превратил ключевой матч в театр одного актера.

Здесь и серия с «Оклахомой», отмеченная судорогами.

И финал лондонской Олимпиады, когда американцы почти до самого конца не могли оторваться от команды Испании, а исход встречи, за которой многим уже стало боязно, решился лишь с драматичным появлением на площадке лидера – вожака, признанного лучшими баскетболистами мира. Что вышло особенно удачно, если учесть, что в 2008-м всерьез поднимался вопрос о его вызове в сборную, так как он запомнился всем редкостным раздолбаем.

И сам факт, что кому-то – спустя ровно 20 лет – удалось повторить наивысшее достижение, которое только возможно в современном баскетболе: за один сезон выиграть титул чемпиона, золотую медаль Олимпиады, призы MPV регулярного чемпионата и финальной серии.

Леброн Джеймс – главный спортсмен десятилетия. Он изменил наше представление о суперзвездах

Но необходимым итогом оказалась именно та серия с «Сан-Антонио», закончившаяся где-то нелогичным образом. Именно ее драматичность, удивительная развязка и появление Джеймса в образе древнегреческого божества разрешили любые сомнения. Проиграй он тогда, он так и остался бы первым на деревне и продолжал слушать наставления от Райли и Уэйда, вряд ли бы вернулся в «Кливленд». Но в той серии Джеймс открыл в себе внутреннего Джордана и разглядел путь к бессмертию и историческому величию. У него появился отличавший любого из величайших игроков инстинкт победителя: ведь героями могут называться только те, кто делают что надо и когда надо, причем преодолевают не только внешние обстоятельства, но и внутренний кризис. И здесь речь идет не только о броске на последних секундах, а об умении тащить свою команду, несмотря ни на что. Тот момент с повязкой словно позволил ему обрести наилучшую версию себя – игрока, больше полагающегося на чтение игры, чем на инстинкты, но не злоупотребляющего этим. Джеймс как бы замедлил игру и в невидимые всем остальным зазором начал выгадывать наилучшие решения – возможность для своих агрессивных проходов, приложение новых полученных за лето навыков, передачи под открытые броски.

Тот год официально поставил крест на умирающей позиции центрового (амплуа исчезло из голосования на Матч всех звезд) и завершил постепенную эволюцию игры «Хит». Современный баскетбол все больше начинал напоминать бесконтактный американский футбол с «большими», защищающими квотербека, свингменами, превратившимися исключительно в ресиверов, и собственно разыгрывающими/квотербеками, полностью определяющими игру. Пойнтфорвард Джеймс, чья футбольная карьера не состоялась из-за травмы, стал олицетворением этой игры и оказался на самой вершине ровно тогда, когда официально наступила новая эпоха.

Когда-то Пол Сайлас подыскивал ему роль в команде, пробуя и в качестве разыгрывающего, и в качестве атакующего защитника, но для первого у него не хватало скорости, для второго – стабильного броска. Эрик Споэльстра признался, что поражение в финале 2011-го заставило его принципиально пересмотреть систему: он предоставил Джеймсу максимальную свободу, поняв, что в таком баскетболе его лидера не смогут остановить, так как нет никого, кто был бы в нем более органичен. Четырехкратный обладатель приза MVP, двукратный чемпион и «мировая икона» перестал бороться за признание: Леброн – по-королевски – возвысился  над современниками и осознал, что, каждый день выходя против них, он делает нечто большее – ведет спор с вечностью.

Блок до Блока

Дуэйн Уэйд

Символ «Майами» провел сезон в стиле незадачливого марафонца, не рассчитавшего силы.

Уэйд уже давно ушел с уровня человека, примерно равного Джеймсу, и стал одной из тех многочисленных звезд, которых присутствие Леброна низводило в ранг ролевых игроков. Он оказался главным адресатом для передач Джеймса, но уже объективно по состояния здоровья не мог даже думать о том, чтобы составить ему конкуренцию.

Уэйд провел добротный сезон, но сезон для себя необычный. Позиция атакующего защитника тогда умирала, и он сохранял свои позиции и в топах лучших представителей амплуа, и на Матче всех звезд главным образом благодаря отсутствию какой-то вменяемой конкуренции. Даже потеряв атлетизм, лидер «Майами» все равно умудрялся каким-то незаметным образом выбивать свои 20+5+5 и помогать побеждать.

Уэйд особенно включился в период победной серии и заставил всех поверить в тот самый «Майами», который не раз, не два, не три… Он стал идеальным вторым номером для Джеймса со своим главным умением: при быстром темпе он легко находил пространство для проходов под щит, при вязкой динамике плей-офф – шел внутрь, находил контакт и выпрашивал фол всеми правдами и неправдами.  Проблема в том, что эта идеальность оставался частью реальности лишь на время регулярного чемпионата.

Под конец марафона Уэйд совсем размяк – последние километры его тащили на руках товарищи, а сам он выдавил из себя от силы пару матчей в плей-офф, за которые не стыдно.

Его магия пропала, и осталась лишь отвратительность: нелепые наряды, подлые приемы и их последующее отрицание, нежелание брать на себя ответственность и статистические подтверждения, что без Уэйда «Хит» выглядят лучше, неуклюжие прозвища, которые он начал придумывать сам себе (в начале сезона он предложил называть себя «Вау», а после седьмого матча – «Три»), и сама возмутительная манера игры с бесконечными апелляциями, унылой игрой один в один и разрушением нападения «Хит». Пошли даже разговоры о том, что их с Бошем нужно срочно обменять.

Уэйд окончательно скончается в следующем марафоне – в 2014-м. А в том плей-офф он все же умудрится выдавить из себя несколько крутых матчей, благодаря которым «Майами» завершил поход чемпионством. Важнейшая игра с «Чикаго», два мощных выступления в серии с «Индианой», спасение Леброна в четвертом матче финала и исключительное завершение в седьмой игре – 23 очка, 10 подборов, 2 блока.

Уэйд подарил лучший финальный перфоманс в истории. Но его карьера поблекла из-за подлостей, позерства и тени Леброна

Так прозвище «вспышка» приобрело гораздо более точное обозначение.

Уэйд начал играть так ужасно, что его мерзотность заслонила все остальное. Но каждая выдающая его игра получалась столь яркой, что словно вспышкой заставляла забыть обо всем остальном. Защитник выдавил из себя последние крупицы баскетбольного таланта и закрыл сезон взрывом, за которым уже начинались итоговые титры – каким-то хитроумным способом  ему удалось рассчитать все так, чтобы заткнуть рты любым скептикам.

Тренд

Крис Бош

Прекрасный фрагмент из рейтинга трансферной ценности игроков Билла Симмонса в 2013-м: «Приведем все к общему знаменателю: в фэнтези-лиге или видео-игре, вы бы обменяли Боша на Кевина Лава, не задумываясь. Вы бы даже не моргнули. Но для того, что делает «Майами», подходит именно Бош. Он сверхквалифицированный басист, который не возражает против того, чтобы выходить на сцену снова и снова и делать, что умеет, ради фантастической группы. Он много зарабатывает, и он будет рассказывать своим внукам, как играл с Леброном Джеймсом за команду, которая победила 27 раз подряд. Возможно, его статистика стала хуже, но я бы сказал, что все сложилось для Криса Боша вполне удачно».

Крис Бош – это такой Скотти Пиппен нашего времени: по достоинству его можно оценить лишь годы спустя, когда Леброн сыграл в фэнтези и на самом деле поменял Боша на Лава.

Бош всегда оказывался в тени своих товарищей и представлялся крайне нелепым типом, на которого регулярно сыпались обвинения в слабоволии от всех подряд, начиная с Шака и заканчивая еще тогда не перешедшим на сторону зла Кевином Дюрэнтом. Боша упрекали за недостаточное количество подборов, за резкое падение статистики в целом, за страдания маленькой передней линии в битвах с «Индианой», за безжалостный флопинг. Его вообще легко было критиковать – форвард никогда никому не отвечал и не думал скрывать, что вовсю наслаждается жизнью: после уныния «Торонто» он явно кайфовал от внимания прессы и болельщиков, от побед и соприкосновения с историей, от климата и командной атмосферы.

Как и Лав, Бош помогал в атаке главным образом в качестве угрозы. За годы игры с Леброном форвард очень сильно расширил зону своей броской компетентности и даже выбрался из ареала дальних двухочковых за трехочковую дугу.

Но, в отличие от Лава, Бош все это подкреплял еще и защитой, которая становилась фундаментом для всей игры тех «Хит», при всех своих «смоллболлах» входивших в Топ-10 по оборонительной эффективности. Атлетизм, скорость на ногах, длинные руки, сила для того, чтобы бороться с огромными семифутерами – все это воспринималось как данность, как нечто естественное. Хотя подобными умениями в той НБА мог похвастаться лишь один человек – уже собирающийся на пенсию Гарнетт.

Все сезоны в «Майами» Бош деградировал с точки зрения статистики и при этом становился все лучше во многих компонентах игры. В итоге он превратился в удивительного баскетбольного хамелеона – вспоминал канадскую молодость в отсутствие звездных друзей и хладнокровно клал победные броски на последних секундах, брал на себя ровно столько, сколько требовалось, адаптировался и перевоплощался по ходу серий плей-офф. Именно такое перевоплощение – едва ли не самое важное в жизни Боша – произошло с ним финале, где ему пришлось сопротивляться 37-летнему Данкану.

Боша вновь дубасили под щитами, вновь нагружали запредельными нагрузками, вновь проверяли на характер и психологическую устойчивость. И когда он справился с одним из лучших «больших» в истории, не дал скомпрометировать защиту «Хит», выдержал все удары и не сломался, то это задало импульс и остальным. Бош стал вторым после Леброна игроком той серии для «Хит» и символично взял самый важный подбор на чужом щите.

Ролевые

Главная изюминка тех «Хит» заключалась в том, что «Майами» за пределами площадки оставался привлекательнее, чем собственно на ней. Как сказал тогда Рик Фокс, посмотрите на «Гарлем-шейк» «Майами» и на «Гарлем-шейк» «Миннесоты», и вам сразу станет ясна разница между хорошей командой и плохой. «Хит» настолько дружны, что взрывали всем мозг собственной гармонией: откладывали вылет, чтобы сходить в бар в Торонто и посмотреть супербоул, штамповали видео-бомбы, чтобы Крис Бош насладился вниманием публики, смаковали данки перед матчами, придумывали все новые празднования, троллили старых врагов и благодарили болельщиков за выражение любви (пусть и нетрадиционное).

«Играть за эту команду – удовольствие. Каждый день мы рассчитываем на победу. А когда побеждаем, мы такие: «Черт возьми. Ок, это круто». Но мы не теряем из виду то, что по-настоящему важно, и то, как мы подошли к этой точке», – говорил тогда Крис Бош.

Козел отпущения. 25 доказательств того, что Марио Чалмерс – это Чубайс НБА

Те «Хит» в очередной раз доказали превосходство зрелости в НБА: суперопытный состав гарантировал максимально профессиональный подход к делу и идеальную атмосферу. И еще обеспечил историческую победную серию, лучшее доказательство командных ценностей.

Шейн Баттье, в начале карьеры считавшийся вторым номером, весь сезон отыграл на четверке, снимая ненужную нагрузку с Леброна. Именно его речь, согласно легенде, вдохновила «Хит» на победную серию.

Майк Миллер очнулся ближе к финалу и подарил всем воспоминание о переломном трехочковом в носке.

Юдонис Хаслем олицетворял душу «Хит».

Крис Андерсен пришел по ходу сезона и реанимировал карьеру в очередной раз. После всех передряг центровой предстал брутальным немногословным мужчиной с бородой, который добавил «Майами» так нужной мощи под щитами.

Марио Чалмерс и Норрис Коул пытались на двоих спасти позицию разыгрывающего.

Рэй Аллен доказал самому себе, что все это был не акт предательства, а находчивый способ продлить карьеру.

Джеймс Джонс, Джувэн Ховард, Рашард Льюис, как всегда, неплохо провели время.

Мероприятие

Место среди лучших команд в истории

Весь сезон «Майами»-2013 воспринимался как данность.

Они совсем не привлекали к себе внимания в первой половине – потому что играли с большим запасом, словно не напрягаясь, дожимая соперников в четвертых четвертях.

Они оказались в центре внимания благодаря феноменальной победной серии, но опять же это вывело их из настоящего и поместило в плоскость «вечности»: как бы ни смаковали все эти фантастические победы, с каким бы пониманием ни воспринимали жертвы (бессмысленные по сути), «Хит» словно бы парили на макро-уровне. Они перестали соревноваться с другими командами – их соперниками оказались величайшие баскетболисты в истории, а реальный паркет уступил место абстрактному историческому полотну. На нем Леброн Джеймс отвоевывал себе место среди величайших игроков, Дуэйн Уэйд взбирался по ступеням «пирамиды величия», Эрик Споэльстра и Пэт Райли совершали революцию в игре, и даже Крис Бош оказывался историческим героем – ну потому что так взрывать интернет, как делал он весь сезон, еще не доводилось ни одному баскетболисту. В этом макро-разрезе для «Хит» все виделось легким: после победной серии о чемпионстве говорили как о деле практически решенном, место для Джеймса было заготовлено, а все смотрели уже в будущее и пытались понять, сколько же сможет выиграть команда еще.

Когда у «Хит» начались проблемы, это поначалу воспринималось как досадная неудача: из грез пришлось вернуться и с тоской смотреть, как покорители истории возятся с какими-то неожиданно упертыми «Пэйсерс».

Между тем, «Хит» распадались все больше и больше. Их больше не называли одной из сильнейших команд всех времен. Собственно, команды, которая ковала историю, уже не было: травмированный Уэйд ушел в тень, Бош напоминал о себе лишь традиционными нелепостями, Баттье самоуничтожился под давлением превосходящих его в размерах соперников, а Джеймс организовал вокруг себя новый коллектив – где он был разыгрывающим-квотербеком, а лишенные других умений снайперы лишь принимали от него снаряды. Ограниченность этой вариации была понятна: она во всем зависела от действий самого Леброна и делала команду примитивной и уязвимой. Спустя два месяца после победной серии «Майами» подходил к финалу уже без восприятия в качестве явного фаворита, если не хуже.

Новая спасительная вариация все ставила на грань – Джеймс стал единоличным мотором команды и в случае неудач оказывался под жесточайшим огнем критики, Уэйд и Бош уже рассматривались не в качестве звезд, а скорее пассажиров, Споэльстра выглядел не новатором и революционером, а авантюристом с непонятным статусом. Пока глоры еще только присматривались к этой новой команде и оценивали ее шансы, журналисты уже метнулись в другую сторону и начали расклеивать ярлыки. И опять же смотреть на «Хит» и «Сперс» с точки зрения исторического наследия. А не проблемной действительности. Апофеозом стала изобретенная Джеймсом мантра «Меня вообще здесь не должно быть»: даже на фоне завораживающих 6-го и 7-го матчей Леброн продолжал повторять это вновь и вновь, пытаясь всех вернуть на землю. Когда он стал чемпионом, то понял, что дело не в том, что мы выиграем не один, не два, не три… Здесь ценится каждая победа, каждый матч, каждое владение.

В шестом матче «Майами» оказался на краю, и вот тот момент стал переломным для переключения тумблера на положение «здесь и сейчас». Неожиданно получилось, что победы это не просто буквы «W», а матчи не просто складываются из цифр в протоколах и нарезок с красивыми моментами. Что не так уж важно, что там происходит в историческом измерении, если здесь и сейчас бурлят запредельные эмоции, сталкиваются лучшие игроки, совершаются гениальные ходы и глупейшие ошибки. Реальность покорила теорию и не только вскрыла все недостатки «Хит», все сложности, которые им пришлось преодолеть, она сделала «Хит» ближе и понятнее. Из роботоподобных рекордсменов, слегка побронзовевшей команды, уже одной ногой стоящей в энциклопедии и книгах по истории, идеального прибежища для глорихантеров «Хит» превратились в нечто настоящее, уязвимое, болезненное, сложное, противоречивое – и оттого близкое.

Их метаморфозы в седьмом матче не могли оставить равнодушными: Уэйд вновь напомнил о себе, несмотря на травму и не всегда эффективную игру рядом с Джеймсом, скрывающийся месяц от зрителей и задумавшийся о завершении карьеры Баттье стал Х-фактором, огорошив «Сперс» своими трехочковыми, псих Андерсен вновь помог вдохновляющей энергией, а сам Леброн неожиданно сыграл так, словно не было всех этих шести матчей, где он мучился против Диао, не мог попасть и прятался за полотенцем, готовый разрыдаться под давлением. Когда чемпионство перестало быть записью в списке исторического наследия, все это оказалось оценить гораздо проще.

Их отделило от «Сан-Антонио» совсем немного. Дурацкий промах Данкана, который Тим запомнит явственнее, чем четыре предшествующих титула, кажущееся столь легким попадание Джеймса со средней, неудавшиеся попытки спастись – в этой серии могло быть и восемь, и девять матчей, и даже одиннадцать.

Только «Хит» остались на вершине одни, сумев превзойти самих себя, обыграть по-настоящему великого соперника, выложив на стол чемпионский характер, потрясающий талант, командный дух и тренера-революционера. Их шедевры (и их «Ренессанс») на фоне избиения 3-го матча, всего того, что было сказано о Джеймсе, морального уничтожения Уэйда и Боша, сомнений в себе у Баттье и других воспринимаются совсем иначе, чем это было бы, сохрани они ту чемпионскую поступь, что была в середине сезона.

В итоге они, конечно, уступают всем лучшим командам в истории: «Голден Стэйт»-2017, «Бостону»-86, «Чикаго»-96, «Лейкерс»-2001, «Детройту»-89, «Лейкерс»-87… – так как не смогли выдержать тот же уровень в течение одного года. Но по значимости, по выразительности, по эмоциональной привязанности они, безусловно, входят в тот же клуб бессмертных коллективов, без которых невозможно представить историю баскетбола.

Топ-10

Материал впервые опубликован на Sports.ru 26 июня 2017 года.

Пятерка на все времена. «Майами»

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Ronald Martinez, Kevin C. Cox, Mike Segar/Pool/Getty Image, Jonathan Daniel, Mike Ehrmann, Alexander Tamargo; globallookpress.com/Allen Eyestone/ZUMAPRESS.com