NBA Live! на 7ТВ изменила язык баскетбола и упрочила миф вокруг НБА
Вспоминаем еще один культовый ТВ-проект.
Нулевые для НБА в России – темное время. НБА с Гомельскими уже исчезла с канала «РТР», сошли на нет и трансляции матчей на 7ТВ, а NBA League Pass тогда еще не появился.
На протяжении второй половины нулевых Россию с лучшей лигой мира связывала лишь программа NBA Live на 7ТВ, ежедневная 13-минутная нарезка всего самого главного, которая выходила с комментарием Дмитрия Матеранского, Игоря Знаменского, Николая Цынкевича и Стаса Крайнова.
Программа быстро приобрела культовый характер.
«Я до сих пор получаю благодарности, – вспоминает Матеранский. – Недавно на презентации какой-то ко мне подходит такой взрослый дяденька: «Вы ведь тот самый Дмитрий с 7ТВ?» Мы с сыном записывали все выпуски на кассеты». Я потом у него забрал целый мешок с этими кассетами».
Программа неумолимо вклинивалась в лексический запас любого, кто так или иначе был связан с баскетболом. Фирменные фразы «Один, совсем один», «А-а-а-а-акробатический этюд», «По радуге-дуге», «Заткнуть сирену», «Ваши планы изменились», «Рука быстрее глаза» и другие регулярно звучали на всех площадках, а потом проникли и в трансляции других комментаторов.
И не только.
Матеранский: «Совершенно ########### момент: кусочек NBA Live даже присутствует на звуковой дорожке в фильме «День выборов». Полный отвал башки: сижу в кинотеатре, и там в одной сцене губернатор с помощником разговаривает, на фоне работает телевизор, и я понимаю что на фоне звучит мой голос.
По стечению обстоятельств в этот момент на экране мой знакомый актер, Юра Круценко, из Владимира. Я ему после звоню: «Вы там что, смотрели телевизор?» А он мне говорит: «Ты обалдел, звук никто на площадке не пишет – это каким-то образом подложил звукорежиссер».
Как появилась NBA Live на 7ТВ
NBA Live стартовала зимой сезона-2006/07. Изначально предполагалось, что комментировать нарезки должен Владимир Гомельский.
Климент Колосов, тогда заместитель гендиректора канала 7ТВ и «Муз-ТВ»: «Переговоры проходили легко. Вел их лично.
Точную сумму сейчас не вспомню, порядка пары сотен тысяч долларов, но в мировом масштабе это было практически даром за тот объем и то качество.
Мы получили ровно что хотели. У нас была безупречная международная репутация, мы были понятны и перспективны. И добивались своего. Причем умели корректно сопрячь мудреный стостраничный американский контракт с отсталой отечественной бухгалтерией.
Уважаемый Владимир Александрович был даже в штате канала, и он не только мог вести обзоры NBA – он просто обязан был! Я ему это лично предложил, даже, можно сказать, очень просил – и он тщательно обдумывал. И в итоге не решился, потому что это была очень большая нагрузка: плотнейшие полчаса в неделю с жестким дедлайном. Было довольно глупо купить суперклассный пакет – и не получить в ведущие суперклассного специалиста...
И я дал дорогу молодым: Дмитрий Матеранский – несомненная удача и находка, он образцовый ведущий нового поколения. Он вырос в новостной редакции у Ольги Стрелковой и Андрея Андреевич Шкляревского, был отличным корреспондентом – и он оценил этот шанс, взялся с большой энергией и с большим старанием, и я буквально заслушивался его озвучкой. Это было по-настоящему классно! А когда летом 2009 года почти двухметровый Дмитрий Матеранский пробовался в новой прямоэфирной студии, его напарники вставали на скамеечку».
Матеранский: В 2003-м я окончил институт во Владимире. Всякая спортивная журналистика была уже тогда: я делал на местном телеке спортивную программу. Сезон отбарабанил в одиночку – выдохся. Это была дико наивная история: на этой неделе 13 минут, на другой – 44. Никакого представления об авторском праве: помню, на VHS записали открытие Олимпиады в черно-белом виде, и в программу вставлял… Дико провинциальное телевидение. Программа называлась «Спортивный народ».
Зато с того времени мне по хрену, когда меня узнают на улице. Это случилось после того, как меня узнала бабушка из соседнего подъезда, увидела по телевизору, а потом мне говорит: «Митя, не морщи лоб». Вот тогда вот меня УЗНАЛИ. А после для меня это уже не вызов.
Реклама со «Спортивным народом» висела в маршрутках и троллейбусах. Сидишь в троллейбусе, и рядом с компостером висит твоя фотография. Я ездил по Владимиру на «Девятке», и у меня на стекле была наклейка «Спортивный народ». Люди узнавали и бибикали.
Вообще сам плакат – это смешная история, но именно в нашей семье. Мы с супругой работали на одном канале, но отношения у нас начались, когда я перестал там работать. Когда реклама появилась, младшая сестра жены попросила этот плакат, я ей нравился. Ей жена принесла, и он где-то дома у них был. И когда мы начали встречаться, сестра вывесила его специально для нее.
Потом я перебрался на радио. Там мы делали «100 секунд о спорте», новостные блоки, которые шли каждый день. Начальник – серьезный такой деловой человек из местных – до этого был тренером по самбо. Для меня это было важной школой: на «Спортивном народе» было сплошное разгильдяйство – ну не будет настроения, не сделаю эфир, ну не врежемся мы в эфир местного СТС и местного ТНТ. А там уже было эфирное планирование – это то, что не может не выйти.
Я занимался тогда всем подряд – вел вечеринки в клубах, рассказывал об уличных гонках… У нас с другом был бизнес. Мы ездили в Москву, покупали здесь рифленый алюминий, такой сверкающий. Выпиливали ковры для машин и с дикой маржей продавали стритрейсерам.
Потом открылся RMA, менеджмент в игровых видах спорта, где преподавал Сергей Кущенко. Для меня это была магия «Спорт-экспресса»: я решил, что хочу учиться у Кущенко. Это была самая первая группа. Так получилось, что с Валентиновичем я познакомился там. Это и было поводом для переезда в Москву.
Сначала я пытался устроиться на канал «Спорт». Там меня быстро завернули: я-то думал, что я какая-то звезда, хотя на самом деле был никакущим. Игорь Будников мне так и сказал: «Видимо, это не ваше, Дмитрий». Я помню, как совершенно разбитый я дошел до машины. Сажусь в свою «Девятку», поворачиваю зеркало и говорю себе что-то мотивационное.
Потом пошел на «Семерку». Меня взяли, приютили. Но первый год было очень тяжело – на новостях, с никакущими деньгами.
Во время Туринской Олимпиады 7ТВ начал выходить из сумрака. Это было связано с тем, что он становится областным каналом, появились деньги, какие-то новые продукты. Тогда я уже начал зарабатывать 500-600 долларов.
Зимой 2006-го я узнаю, что покупают НБАшный продукт. А времена, когда на 7ТВ показывали НБА, уже закончились – никого не осталось сотрудников, никаких комментаторов… У канала были до этого какие-то прямо черные времена. Как мне рассказывали, там были драки за очередь в бухгалтерию, так как люди понимали, что денег всем не хватит. Теряли человеческий облик. Я этих времен не застал – мы получали маленькие деньги, но получали. С гуманными задержками.
И вот я набираюсь смелости и прошу: «Можно я попробую?». «Ну, попробуй».
Как все было устроено
В какой-то момент Дмитрия Матеранского выдвинули на ТЭФИ от 7ТВ за работу над NBA Live.
Матеранский: «Материал приходил по спутнику через пару часов после окончания последнего матча. Мы все это делали на кассетах… Сигнал пришел – мы на кассету записали, кассету согнали, на компьютере смонтировали (там был простой монтаж, подогнать хронометраж), на кассету выгнали, и – можно в озвучку. Озвучили – поставили в эфир.
Не скажу, что это было лучшее время жизни, но это было прекрасное время, которое приятно вспоминать. Это продукт, от которого я кайфовал. Это то, о чем ты не мог и мечтать.
Вот что для меня Владимир Гомельский? Человек, из-за которого выбираешь профессию. Человек, который помог мне полюбить баскетбол… Для всего нашего поколения тот продукт, который был на РТР, стал определяющим – из-за него мы вот так знаем баскетбол, из-за него мы так любим НБА. И это факт, что для другого поколения тем же самым стала NBA Live - я до сих пор получаю позитивные фидбэки.
Это была романтика. Ты уехал в Москву. Когда ты уезжаешь из деревни, все же тебе говорят: «Да, да, обосрешься ты там в своей Москве». А тут все складывается. Пошли чуть более серьезные деньги. Уехал – а через полтора-два года ты уже рассказываешь про НБА. Я дико кайфовал от каждой записи. Я приходил в озвучку: текст прописал, вставляют кассету, пошло на экране, и я не мог сидеть – я скакал по студии. Гарнитура болталась на длинном проводе.
Мне дали абсолютную свободу. Это было чисто искусство. Я себя ни в чем не ограничивал. У меня было какое-то понимание того, как это должно быть – какие-то «приветики», что-то из фильмов, из «Назло рекордам»… Все органично слилось.
Климент Колосов: К тому моменту ТЭФИ уже было не столь желанно: оно не зажигало новых звезд, а скорее раздавало цацки по сумме выслуги. Но да, я лично и выдвигал Дмитрия как спортивного ведущего или как там называлась номинация.
Матеранский: Первый выпуск я готовил часов 6-8 – тяжело. Потом к концу, на второй-третий сезон, было так: утром проглядываешь, как сыграли, на перегоне просмотрел видео и шел даже без бумажки. Чуть ли не в прямом эфире получалось.
Я тратил много времени на перевод сюжетов и там въедался в каждое слово, если шутка какая-то звучит. Не знаю, откуда это взялось. Для меня было важно, чтобы ни одна атака не прошла впустую. Обзор состоит из 80 эпизодов, мне было важно, что в этом эпизоде произошло. Ко мне пытался устроиться один комментатор, он говорил: «Человек бросает… и ПОПАДАЕТ». Здорово, а что никто больше не видит, что человек ПОПАДАЕТ?! Даже если ты это громко сказал.
У нас было не про это: нужно было сказать, кто ошибся в защите, увидеть какой-то сюжет в атаке – и о нем рассказать. Не тупо озвучить то, что человек видит сам. Комментатор должен что-то сделать.
Когда я брал пацанов, я всех обязательно ########## – не думаю, что я говорил кому-либо: «Ок».
Крайнов: Мне было 17 лет, я только перешел на второй курс института. До этого NBA Live существовал года два. Я смотрел все эти обзоры – тогда проблематично было посмотреть НБА. Этот проект спасал.
С Диманом было достаточно комфортно работать – он взял меня под свое крыло, подсказывал, постоянно наставлял меня, всегда был рядом.
Он начал меня знакомить с баскетболом со стороны журналиста. Мы ездили на матчи Евролиги в ЦСКА, заходили на пресс-конференции тренеров… Как-то даже выбирались на Кубок России в Люберцах, тогда УНИКС стал победителем, и Матеранский провел нас в раздевалку. Для меня это сумасшедшие эмоции.
Знаменский: Мне было 19. Я учился на инженера-связиста в Университете связи и информатики. Мне нравилось работать со всякими проводами, налаживать связи, всегда думал, что это будет моя профессия.
И вот я оказался в области, которую совершенно не знал. С кого мне еще надо было брать пример, кроме как с нереально крутого чувака?
Я этого не стесняюсь. Матеранский был офигенным примером для подражания – он очень хорошо чувствовал микрофон, чувствовал эфир, быстро реагировал. Он видит момент, который не прописал в сценарии, и прямо по ходу записи импровизирует. Он производил мощное впечатление: для меня он был The Матеранский, The комментатор. Чувак хотел быть большим человеком, и он им был уже тогда.
До этого я работал только в двух местах: в течение месяца – когда мне было 14 лет – на заводе, где у меня мама работала, и еще какое-то время продавал технику в «Мире». Я не представлял, какие есть стандарты, как на других работах относятся к комментаторам. Мне суперповезло, потому что если бы на всех наших каналах была такая ответственность за качество, за весь процесс так, как это было там, то у нас было бы офигительное телевидение. Климент – гениальный персонаж, который все это дело создал, в том числе и на энтузиазме. Все люди работали и понимали, какое они хотят видеть качество в итоге, и все к этому стремились.
Не было такого: «Ах ты гондон» – и дубинками колотить. Ну кроме Матеранского, Матеранский так делал, конечно, но я воспринимал это как норму. Я до фига косячил. Совершал безумные фактические ошибки – путал команды, которые играют в гостях или на выезде; показывают Айверсона, я говорю, что это Кобе Брайант. Бывают заскоки.
Тогда не было соцсетей, но была уже почта, были личные страницы на сайте, куда можно было зайти и написать. И Матеранскому постоянно писал какой-то чувак про все мои зашквары, и он меня за каждый мочил.
Я такой человек, что для меня это работает. Для меня он был идеальным ментором. Не думаю, что это идеальная модель поведения для многих людей, многим бы не подошло. Кто-нибудь стал бы возмущаться.
Он меня естественно никогда не хвалил. За что? Я был его копией и соответственно херовой копией.
Матеранский: Что плохого в том, что человек стал моей копией? Человек зарабатывает, у него семья.
Первоначально он жутко брыкался. Считал, что я его ######## за каждую запятую. А потом уже, когда поработал в других местах, понял. Через несколько лет он мне говорил: «Ты мне задал правильное отношение к жизни».
Знаменский: Я смотрел его выпуски и не видел другой модели. Мне говорят: иди делай журнал, который славится тем, что Матеранский озвучивает его вот так. Если оставить одни хайлайты, то ничего особенного: это просто нарезки матчей, где забиваются броски – там не показывают фэйлы, не показывают невероятные вещи, которые происходят на трибунах… Это просто хайлайты. Но он их так преподносил, что это выглядело круто и динамично. Классные 13 минут.
У меня не было соображалки, чтобы придумать что-то другое. Я начал копировать его. Потом начал полноценно комментировать, используя его наработки. Он тем временем отошел от дел. Когда мы начинали, он был топ, я был в жопе. Но он перестал работать, и с тех пор я его обошел. Мне прикольно, что я брал у него все – и подачу, и интонации. А теперь вижу, как уже мои фишки начинают повсеместно использовать другие комментаторы. Недавно услышал «Ба-бах» от Тараканова. Полетела трешка, и Тараканов сказал «Ба-бах». Или «Да ладно» на трехочковом – ее теперь кричат все.
В итоге я стал тем, кем должен был быть Матеранский.
Цынкевич: В Москве я оказался осенью 2006-го по приглашению Димы Навоши, недавно (на тот момент) возглавившего sports.ru. Проект был интересным и невероятно перспективным, мне отводилась завидная роль баскетбольного редактора, колумниста и хозяина самому себе. Писать о баскете в свое удовольствие было кайфово, но мне жутко не хватало телевидения.
Белорусское телевидение жутко затянуло с контрактом с НБА во время сезона-2003/04 – дебютного и прорывного для баскетбола на ТВ в стране. Помню, что первым матчем в эфире – с большим опозданием – была встреча «Юты» и «Сан-Антонио». Юный Андрей Кириленко и дебют Девина Брауна в родном Солт-Лейк-Сити в форме другой команды. Но главным было не это. Чтобы возместить отсутствие трансляций в первой части сезона, НБА предложила по окончании сезона выдать в эфир серию классических матчей. Каким удовольствием было выбирать самые интересные мне (!) из длинного списка легендарных сражений с участием Доктора Джея, Лэрри, Мэджика, Майкла…
Дима Матеранский, вместе с Никитой Загдаем тогда активно «блоггеривший» на «спортсе», помог не остаться без наслаждения телевидением. Пробиться на любой баскетбольный комментарий в эпоху «России-2» и «НТВ Плюс» новичку было нереально, и Дима, прекрасно представлявший мои возможности, позволил не закиснуть в одних текстах. Что я помню о тех временах? Первые визиты в Останкино и совершенно новый формат работы. Озвучка тележурналов не имеет ничего общего с комментированием. У нас были американские скрипты выпусков, которые необходимо было творчески перевести и эмоционально озвучить. Относительно спокойный стиль общения с телезрителем здесь «не прокатывал» – нужно было постоянно давать огня. Поначалу Матеранский еще контролировал мою стилистику, но затем полностью оставил на редакторов, у которых и перенималась наука.
Знаменский: Вся команда хотела делать качественно. На 7ТВ там даже дартс гениально комментировали. Над чуваком тогда все смеялись, но эту игру именно так и нужно комментировать. Он постоянно реагировал на каждое действие, менял тембр голоса. Подсознательно и он повлиял на мое становление.
Профессия была бы гораздо лучше, если бы так всех хреначили за каждую ошибку. Я жду подобного последние 10 лет.
Климент Колосов: Да, делали качественный продукт в ситуации полного отсутствия запроса на качество. И это была принципиальная позиция менеджмента – то есть в первую очередь гендиректора 7ТВ Рубена Оганесова и моя. Принципы были тверды, следовать им было недешево, компромиссы же в итоге выходили дороже.
Если о принципах. Состав собрался по принципу: нам нужны профи, которые разделяют наши ценности. Которые готовы аккуратно встроить свою виртуозную скрипку в большой оркестр. Каждый, буквально каждый был в чем-то важном совершенен. Каждый был мотивирован на рост, и этот рост постоянно происходил. Каждый знал свой маневр в большом движении. Каждый радовался новой задаче. Иерархия была проста, без лишних звеньев. Административно вертикальная, производственно горизонтальная. Конвейер работал четко – причем на самом примитивном оборудовании. Кассетный выпуск. Пульт, который потом сразу сдали в музей в вестибюле АСК-1.
Продолжая сравнение с оркестром: написали хорошие ноты, хорошо отрепетировали, хорошо отдирижировали. Знали, что работаем для вечности. И пробовали самое передовое, цифровое – несмотря на технически отсталую производственную базу.
Поняли, что на равных можем говорить с ESPN, например. И с 1 сентября 2009 готов был к запуску сквозной прямоэфирный формат – даже круче, чем у тогдашнего ESPN. Но это все уже неважно сегодня, наверно. Эпоха переменилась.
Крайнов: Запомнилось, как 31 декабря никто не хотел работать. А я с энтузиазмом сам вызвался. Провел новогодний выпуск и поздравил всю страну с Новым годом.
Почему все закончилось
NBA Live завершилась в сезоне-2008/09. Через какое-то время прекратил работу и канал 7ТВ.
Климент Колосов: «Заканчивал эти отношения уже поставленный новым акционером новый менеджмент после нашего ухода. Почему – потому же, почему не стало и самого канала. Иные бизнес-цели, иное видение. Их священное право».
Матеранский: «Все закончилось в 2008-м. Не было денег, но сохранялась какая-то инерция – по-моему, мы доехали до конца сезона.
Я одновременно отвечал за всю коммуникацию с НБА: контролировал доставку сигнала, ведь они могли включить не тот канал, прислать не те дорожки, я должен был звонить и просить перезапустить. И помню до меня доходили какие-то имейлы: «Ребята, ну, где оплата?!».
Грянул кризис. Доллар скакал. Все накрылось.
Еще до закрытия программы я поехал в пресс-тур Nike в Милан с Димой Кулагиным. Моя первая публикация для PROСпорт – общение с Джорданом. Я первый раз за границей.
Мне тогда хотелось пошутить, и я сморозил какую-то #####. Джордан улыбнулся, но не потому, что это было смешно, а потому, что какой-то парень непонятно говорит по-английски. Я его спрашивал: «От чего ты получаешь удовольствие сейчас? В гольф играешь?». «От всего».
Что было дальше
Дмитрий Матеранский в настоящее время делает спецпроекты, в том числе для Единой лиги ВТБ, и комментирует баскетбол. Два года вместе со Знаменским вел на Youtube шоу «Взял Мяч».
Игорь Знаменский комментирует матчи на Виасате и «Матч-ТВ», а также покоряет Youtube (теперь уже в одиночку).
Николай Цынкевич в 2008-м году стал медиа-директором баскетбольного ЦСКА.
Стас Крайнов играл за вторую команду «Триумфа» и признавался «Игроком десятилетия» в Ассоциации студенческого баскетбола.
Климент Колосов:Я работал для вечности. Вот 10 лет прошло, и я в нее, кажется, попал. Уверен, пройдет еще время, оценят и другие наши свершения, где мы были первее первых. Я не тороплюсь.
Во-первых, новости. Бескассетные спортивные новости, по 30 выпусков в день с полным тройным обновлением в течение суток. Оперативность – почти как нынче в соцсетях: в 7:45 заканчивается хоккейный матч в каком-то городе, в 8:00 сюжет в новостях с картинками голов и с итоговым счетом. Этот объем новостного эфира – больше, чем на двух обоих центральных каналах.
Более двадцати целиком отечественных проектов, под тридцать премьер в неделю: малые форматы, все спортивное или околоспортивное: рыбалка (да! это был высший рейтинг! и тоже культ), киберспорт, всякий экстрим. Много познавательного. Много поддержки отечественного. Много всего впервые на экране: взять хотя бы настольный хоккей, где, как говорится, кипели нешуточные страсти.
Салонный спорт: дартс, пул, снукер. Очень хотели, чтоб канал постоянно шел в пабах. Причем в пабах не измерялись рейтинги, большие каналы жёстко блокировали измерение внедомашнего телесмотрения. Но мы понимаем ведь, что в набитом спортбаре явно не программу «Время» смотрят под пиво. Так что давали полдюжины футбольных лиг и Кубок Англии – кажется, это вообще старейший футбольный турнир в мире! Комментатор Александр Елагин – вот уж кто по-настоящему культовый! Наш великий современник, без преувеличения. Классно было с ним работать.
Экстрим – отдельная песня: столько, как на 7ТВ, экстрима не было в открытом эфире нигде и никогда. Воздушные гонки Ред Булла – тоже большая тема.
Автогонки: вытащили в эфир буквально все, что было доступно. Первыми показали в открытом эфире 24 часа Ле-Мана и 500 миль Индианаполиса. Все мыслимые мотогонки. Индикар и Наскар. Картинг. Конечно же, DTM, которое с нашей легкой руки пришло на отечественную трассу. Недоставало Формулы-1 – и она бы точно нам досталась зимой 2009-2010 года. Но зато показали всю классическую историю Ф-1 – ее блестяще перевел и озвучил безвременно ушедший Андрей Ларинин. Сегодняшний востребованный и успешный гоночный комментатор Владимир Башмаков впервые начал комментировать гонки именно в эфире 7ТВ: он большой молодец.
Огромный объем прямых трансляций. В один рекордный уик-энд их было, кажется, две дюжины, и все прошло гладко. Ну и главное мировое спортивное шоу – Супербоул, где самая дорогая телереклама: в открытом эфире тоже впервые показали на 7ТВ.
Первый брендированный канал на Ютубе – это тоже 7ТВ. Первая мобильная трансляция большого бокса – тоже. И многое другое.
Не будет также преувеличением сказать, что дали первотолчок не только нынешнему КХЛ-ТВ, но и вообще самой КХЛ. Но это отдельная песня.
Ну и люди, которым 7ТВ подарило новое видение мира и самих себя (а не просто пресловутую путевку в жизнь) – и которые поныне вспоминают это как лучшую свою работу в лучшем дрим-тиме, какой себе только можно представить, с непревзойденно высокой планкой, с самоуважением и самоиронией, с отдачей и с целью. Быть частью этих добрых воспоминаний – бесценно.
Знаменский: Мы с женой познакомились случайно – на форуме.
Я был фанатом «Лейкерс», что, естественно, ведь я начал смотреть баскетбол в 2000-м. Роберт Орри не был моим любимым игроком, но я знал, что это прикольный чувак, который забил главный бросок «Сакраменто»: я видел это в прямом эфире и тогда всех разбудил.
И вот кто-то создал топик «А Орри-то, на самом деле, говно». Я увидел там девушку, которая писала в защиту Орри. Написал ей: «Привет». И она ответила мне. В итоге мы так с ней познакомились. Через два года она ко мне переехала. Так и живем с 2006-го вместе.
Потом Орри приезжал в Москву. Матеранский нам устроил встречу. На ломаном английском рассказали ему, что мы встретились на форуме, где вместе защищали его. Он кивал, но вряд ли что-то понял.
Потом он приехал еще раз. У меня уже был нормальный английский, и я рассказал ему все снова. Он уже понял: «Да ладно, из-за меня?». «Вот у нас родилась дочка, запиши ей поздравление». Он записал: «Пусть у вас будет еще много детей, заведите мальчика, назовите его Роберт». Смешно.
Потом у нас уже мальчик на подходе. Какое имя выбрать? Роберт сначала даже не рассматривали. Роберт – это имя из прикола, из нашего семейного мема. И вдруг решили, а это же прикольное имя. Не Кобе, не Шакил. Назвали сына Робертом.
Надеюсь, что Орри еще вернется в Россию.
Крайнов: После того как программа закрылась, я ушел с 7ТВ. Мы с Игорем Знаменским пытались делать программу NBA Weekly, формат похож на «Взял мяч», но тогда YouTube не был так развит, и ничего не получилось.
У меня был вариант пойти играть профессионально в молодежную команду «Триумфа», параллельно мне позвонили с НТВ-Плюс и предложили работать комментатором. Сделал выбор в пользу баскетбола – год играл за молодежку, подключался к играм основной команды.
Потом я взял паузу в баскетбольной карьере – у меня были проблемы с сессией. Нужно было сделать акцент на учебу. Тогда я учился и выступал за Малаховку: три раза выиграл чемпионат России, два раза международную лигу, ну и кучу разных индивидуальных наград получил. В конце мне даже дали приз «Игрок десятилетия».
После окончания я поехал в Пермь на просмотр. Полтора месяца тренировался с «Пармой», ездил на сборы в Латвию и Литву. В итоге в конце сентября так и не смогли мы договориться по финансовому вопросу – в течение двух лет играл в суперлиге за МБА. Сейчас уже завязал с профессиональным спортом.
Цынкевич: Сейчас я даже не вспомню, что случилось раньше – мой переход в ЦСКА или закрытие тележурнала на «7ТВ». Скажу точно, что работы у микрофона мне не хватало. Да и сейчас не хватает. Потому с удовольствием пользуюсь приглашениями выпускника «семерки» Игоря Знаменского составить ему пару на каком-нибудь комментарии матча НБА. Каждый раз серьезно готовлюсь и даже немного волнуюсь, хотя делаю это абсолютно бесплатно – на правах приглашенного эксперта.
Я немного ортодоксален, потому не думаю, что обзоры положительно повлияли на культуру комментирования баскетбола в стране. Повторю, это абсолютно разные, на мой взгляд, вещи. Конечно, комментарий должен быть эмоциональным, но мне не нравится «трах-бабах» в эфире. Диман об этом знает, но считает «фишкой». Я не согласен, но принимаю необходимость субъективности в журналистской работе.
Матеранский: 7ТВ грохнулся. У меня был напряженный тяжелый момент, когда я вообще не понимал, на что жить. Это не было единственной работой никогда, я организовывал ивенты параллельно, вел мероприятия, блог на Sports.ru, журнал Proспорт, потом появился «Дождь» (на год с небольшим) и, конечно, работа с Сергеем Кущенко, сначала эпизодически, потом более плотно.
Журналистики становилось все меньше, в организации мероприятий все больше.
В 2010 году мы с Сергеем Рябцом проводили организовывали «слэмданк-контест» на «Финале Четырех» Кубка России. Это была идея Ватутина – в тот момент в России играли Джеймс Уайт, Джеральд Грин, Попс Менса Бонсу. В общем очень достойный набор, и мы это все должны были вместе собрать и реализовать. После этого уже осенью мне предложили в ЦСКА быть ведущим матчей, и это года три продолжалось.
В 2011 году очень плотно занимался Матчем всех звезд ПБЛ. Да, это я придумал, чтобы Джеральду Грину подарили чайник. Так и запиши: горжусь тем, что подарили чайник. Такие все умные, идите и найдите в тот момент 25 тысяч долларов на нормальный подарок. Да хоть сейчас найдите… У нас был спонсор БЕКО, производитель бытовой техники: они предоставили чайник. Скажите спасибо, что не подарили стиральную машину. Она, кстати, тоже фигурировала, но были проблемы с доставкой.
Так появилась и фраза «Баскетбол вытащит». Она связана с организацией спортивных мероприятий в том или ином формате. Если ты относишься к баскетболу с максимальным уважением, то он возвращает это интересным бонусом, непредсказуемостью.
Например, мы проводили первый благотворительный матч. Тогда разбилась «Булгария», и мы собирали деньги за возможность поиграть баскетбол с Михаилом Прохоровым и Эйвери Джонсоном. Там все было диковато: не очень хорошо приспособленный зал, много всего, что по нашим критериям пошло не так, но в концовке Дмитрий Носов, дзюдоист, который в третий раз в жизни играл, берет мяч, забивает по невероятной дуге через Сергея Панова! Он сравнивает счет, но овертайм не играется. Ничья. Вот эта невероятная концовка, где Дмитрий Носов – ба-бах – что-то такое делает. После такого никто не вспомнит, что звук хрюкает, что ролик не пошел. Но мы-то помним, конечно.
Журналистика меня разочаровала. Потому что журналистика не имеет никакого эффекта. Никита Белоголовцев мне время от времени сообщает: «Я написал важный текст». «Да что он поменяет твой важный текст? Сколько можно #######, пойди сделай что-то». Мне это надоело. Невозможно так что-либо изменить.
Сейчас мы делаем проект «Баскетботл», и это офигенно. То есть мы начали с «Баскетботла», а сейчас есть уже и «Буллитботл» и «Эйсботл» и «Гандботл». Смысл в том, чтобы в спортивных залах и аренах внедрить раздельный сбор пластика и отправить эти бутылки в переработку. Надо мной все ржут: Диман ходит и пустые бутылки собирает. Но это работает: разделение мусора работает, пластиковые бутылки, которые выбрасываешь в синий контейнер у дома, отправляются в переработку. Пластик – потрясающе экологичный материал, который легко переработать, и вред природе наносит не пластик, а наша же безответственность. И вот через «баскетботл» мы заставляем людей включать голову и утилизировать отходы осознанно.
Если ты провел в жизнь хотя бы один проект – от стадии идеи, получения денег до стадии реализации – то ты поймешь, через что проходит каждый руководитель. И тогда гораздо больше будешь следить за языком.
«Лучшие игры НБА на РТР» – программа, с которой началась наша любовь к баскетболу
Фото: Gettyimages.ru/Lisa Blumenfeld / Stringer; instagram.com/kk_underwater (1, 9); instagram.com/materanskiy (2, 4, 6, 7, 12); instagram.com/therealskraynov (5, 11); instagram.com/znamteam; cskabasket.com
Мне кажется 7ТВ в плане подаче информации круче нынешнего Матч ТВ. Спасибо за статью.
Слезы ностальгии не текут, они вылетают из глаз тугой струей
Как же это было ох..нно
также приятно, что вся движуха не совсем ушла в историю, что вот так прогрессирует Знаменский - один из лучших комментаторов страны в любых видах спорта на данный момент. в России комментировать без штампов и клише школы НТВ-плюс, при этом быть реально интересным - это подвиг.