4 мин.

Осень Калифорнии

Серия между «Лейкерс» и «Хорнетс» заставила сделать два вывода. Первый вполне тривиальный – Крис Пол все же лучший разыгрывающий в НБА. Второй тоже не особенно хитрый, но, возможно, не такой самоочевидный – калифорнийцы подтвердили, что проблемы команды не в Артесте, не в расслабленности, немыслимой в плей-офф, не в не проснувшемся Газоле. Они гораздо глубже. Они изменили стиль команды и, хоть и не вынудили пересмотреть понимание ее возможностей, представили чемпионов в несколько ином свете. Они – скорее всего – проиллюстрировали, что команда неслучайно считается самой возрастной в лиге.

Ничего плохого именно в этом, естественно, нет. Опыт вещь необычайно ценная, особенно в плей-офф. Само по себе на шансы выиграть чемпионат это повлиять не может. Да и чисто визуально все сводится к нескольким игрокам. Так что проблема возраста – это вопрос, скорее, не предметный, а абстрактный, философский. Или, точнее, эстетический.

Есть такое мнение, что игра «Лейкерс» не претерпевает изменений. Все, мол, с чемпионами понятно. Их игра изучена под микроскопом. Про треугольное нападение знает любой младенец. За четыре года на команду уже достаточно насмотрелись. Да и костяк остается неизменным.

Только вот если вспомнить команду, которая играла в финале 2008 года, то отличия от сегодняшней будут еще разительней, чем сравнения хайлайтов наглого парня под номером «8» с нынешним Кобе.

Та команда была лучшей по игре в атаке во всей лиге, опережая все адекватные коллективы и уступая лишь клиническим «Финиксу» и «Голден Стэйт», смертельно пораженным атакующим вирусом.

Та команда не убегала – улетала в отрывы при первой же возможности, непременно стараясь форсировать ситуацию. Фанатизма, отличающего соседей по дивизиону, здесь не наблюдалось. Но на первую и третью четверть в ее исполнении было смотреть безумно интересно. Из-за динамики, из-за страсти, из-за целостности, из-за абсолютного совмещения защиты и нападения.

Лицом той команды был «новый Кобе», преодолевший эго-маниакальность, попробовавший делать партнеров лучше и получивший за это свой единственный приз MVP.   

Душой ее – универсальный Ламар Одом, лучший пасующий «большой», который, когда не проваливался в ямы шоколадозависимости, выдавал настоящие представления, подтверждая многочисленные сравнения с лучшим игроком в истории «Лейкерс».

Символом – лихой горе-горнолыжник Владимир Радманович, взрывавший игру в самом начале несколькими «трехами» и тем самым заставлявший соперника освобождать пространство для Брайанта. Он выполнял строго отведенную роль в первой двенадцатиминутке, а затем появлялся лишь эпизодически.

По Газоль был нужен им не для того, чтобы играть, а для того, чтобы выйти на принципиально иной уровень – клуба, претендующего на чемпионство. Феерила она и без него, действуя за счет скорости, перемещений, движения мяча, угрозы мгновенного взрыва от каждого на площадке.

Это не была лучшая команда «Лейкерс» из тех, что выходила в финалы, но она была самой зрелищной, самой быстрой, самой динамичной ну и самой молодой. Это была команда, которая заставила вспомнить о явлении Showtime не просто на словах – как неизменном атрибуте фиолетово-золотых, а на деле – полеты Кобе, заковыристые передачи Ламара, молниеносные комбинации, завершающиеся трехочковой «бомбой» из угла, и акцент на скорости не могли не возвращать в прошлое.

Нет сомнений в том, что «Лейкерс», идущие к «три-питу», гораздо сильнее той юной, напористой дружины, главной изюминкой которой все же являлся ее потенциал. Они умнее, расчетливее, грамотнее, дисциплинированнее. Их игра заточена на «больших», а значит, более надежна. Они меньше зависят от настроения лидеров. Они пользуются мисмэтчами и задумывают атаку за счет своих преимуществ. Их защита более вариативна и крепка. А в нападение построено за счет позиционной игры – «треугольник» по-прежнему оказывается необыкновенно эффективным даже в такой медленной, тягучей, «академичной» вариации.

Эволюция, произошедшая за четыре года, вполне нормальна и отвечает естественным изменениям – в физическом состоянии одних игроков, приходу других, перестановкой акцентов, появлении новых лидеров. Но, несмотря на то, что результат это приносит, она обращает на себя внимание, заставляет говорить о прохождении высшей точки и начинающемся спаде.

Самое забавное, что суть здесь, как кажется, не в том, что проблемы объективно существуют. Брайант, потерявший в мобильности, не желает отказываться от доминирования и периодически вредит нападению, перетягивая одеяло на себя. Теперь он еще и не столь цепок в защите, что делает и без того ослабленный наличием Фишера периметр «Лейкерс» еще более уязвимым. Газоль вновь заставляет своих ненавистников вспоминать разных представителей птичьего мира, с удивлением обижаясь на грубых мальчиков, нападающих на него в «краске», и вспоминая о прошлогоднем финале с Гарнеттом лишь в редкие минуты. Артест все больше позиционирует себя в качестве чистого защитника. Одом не лимитировал потребление сладкого и остается верным своей непостоянности. Ну и так далее.

Проблемы, конечно, есть, и из-за них калифорнийцы даже размазали на шесть матчей серию, которую должны были брать в четырех. Ведь противостояла им команда, во всем уступающая. Правда, характером, командным стилем игры и страстью напоминающая тех прежних молодых «Лейкерс».

И все же о возрасте и трудностях «Лейкерс» вспоминают не просто из-за их наличия. Одна из самых известных монографий по Возрождению называется «Осень средневековья». Ее автор Йохан Хезинга подчеркивает, что осень – лучшая пора, квинтэссенция достоинств явления, его расцвет, средоточие всего накопленного за долгую историю культурного богатства, вершина пути. Удивительно, но это сравнение можно экстраполировать на многие опытные команды, которые, словно выдержанное вино, с каждым годом приобретают новые вкусовые оттенки, но только не на «Лейкерс». Фиолетово-золотые всегда ассоциируются со скоростью, задором, бесшабашностью, импровизацией, игрой на публику – атрибутами молодости. Зрелость им как-то не к лицу. А потому и их осень вызывает столь неоднозначную реакцию. Плюс порождает надежды на изменение акцентов в пользу Эндрю Байнэма, который и стал MVP серии с «Хорнетс».