10 мин.

Вы за Теодосича не беспокойтесь. Главная звезда Европы уезжает в НБА

Он все-таки улетел.

Миф №1. Теодосич гонится за деньгами

На самом деле: Теодосич подписал двухлетнее соглашение (опция игрока на второй сезон) на 12,3 миллиона

Вопрос финансовой компенсации – главный аспект в переходе Милоша.

Изначально казалось, что он не может не уехать просто потому, что резкий взлет потолка зарплат в НБА превратил Евролигу в априори второсортный турнир, из которого бегут даже звезды «Бамберга». В NY Post появились какие-то дикие суммы, якобы предложенные ЦСКА. Затем – не менее странные предложения от «Чикаго» и «Миннесоты», больше напоминающие агентские вбросы с бесхитростными попытками поднять цену.

Но выяснилось, что Теодосич, и вправду, хочет попробовать себя в другом баскетболе. Не из-за финансовых соображений, а вот так – просто хочет.

Его новый контракт – 12,3 миллиона на два года с «Клипперс» – с учетом налогов даже уступает тем 9 миллионам евро на три года, которые был готов выложить ЦСКА.

И именно в этом факте содержатся две самые важные характеристики перехода.

1. Теодосич едет не столько за деньгами, сколько за новым опытом и новым вызовом в карьере. И за такое нельзя ругать даже Александра Курицына-Невского. Ммм, наверное.

2. Сумма контракта очень хорошо показывает восприятие Теодосича в лиге и его уровень прямо сейчас.

Серб едет в лигу не как звезда, не как «главный распасовщик НБА», не как «европейский волшебник». Он подписал соглашение на такие же деньги (а по сути даже на меньшие), как Патрик Беверли, и, исходя из этого, претендует на роль второго-третьего разыгрывающего «Клипперс». И именно из этого его и нужно оценивать сейчас, а не строить какие-то умозрительные и невыгодные для него сравнения то ли с Харденом, то ли с Карри.

Теодосич едет не для того, чтобы полноценно заменить Криса Пола. Пока он должен конкурировать с Остином Риверсом и Патриком Беверли, имея контракт в два раза меньше, чем у Пэтти Миллса.   

Миф №2. Теодосич станет проблемой в защите

На самом деле: да, но не такой проблемой, чтобы фанаты Джеймса Хардена уже сейчас начинали писать про нее

Ровно два соображения по этому поводу.

Первое. Отсутствие защиты у Теодосича переоценивают.

Никто не спорит с тем, что Теодосичу не хватает скорости на своей половине и он уязвим при пик-н-роллах. Не говоря уже о старательности: зачастую он экономит силы и ленится.

Но за последний сезон к нему практически нельзя придраться – Димитрис Итудис, маньяк по просмотру баскетбольных матчей, постоянно выделял разыгрывающего в том числе и за его оборонительные действия.

У серба 195 сантиметров роста и плотность 30-летнего мужчины, не терзающего себя строгими диетами. У него есть чем отбиваться, и его можно прятать. Всем его командам – и Сербии, и ЦСКА – это более чем удавалось. Никогда защита Теодосича – не отсутствие старательности, как в полуфинале с «Олимпиакосом» три года назад, а именно его защита – не становилась чем-то критическим. При том, что в них он вел всю игру и много выкладывался на другой половине.

Второе. Плохая защита – это не что-то дико оригинальное для половины даже стартовых разыгрывающих НБА.

Вот первые номера команд, сыгравших в финалах конференций: Кайри Ирвинг, Стеф Карри, Тони Паркер (Пэтти Миллс) и Айзейя Томас. Один бог защиты на другом, на этом олимпе прямо нельзя продохнуть.

Теодосич едет играть даже не стартового разыгрывающего, он едет играть под Риверсом и Беверли, двумя классными защитниками по меркам НБА. Едет на место Джамала Кроуфорда, старого, нелепого Джамала Кроуфорда – помогать с розыгрышем, попадать издали, ускорять атаку и делать что-то запоминающееся. В прошлом сезоне 36-летний Джамал Кроуфорд, агрессивнее которого в обороне даже кресло Фила Джексона, проводил на площадке 26 минут за игру. Даже его убогие 41% с игры, 36% из-за дуги, 12,3 очка перевесили недостатки его полнейшего отсутствия на своей половине.  

У Теодосича плохая защита, но немного странно уделять ей такое пристальное внимание, учитывая весь этот контекст.

Миф №3. Теодосич не сможет ничего показать в атаке

На самом деле: с чего бы?!

НБА – не Евролига, там играют самые атлетичные крайние в мире, там играют гораздо более подвижные «большие» и там почти в каждом клубе есть элитные «стопперы».

Это все очень страшно, но вот встречный вопрос: что конкретно из этого не видел Теодосич, с детских лет ездящий на все турниры сборных?

Сербский разыгрывающий действительно играет не от скорости и не обладает тем очевидным преимуществом в резкости, которое есть у какого-нибудь Пэтти Миллса или Денниса Шредера. Но сопротивление на международном уровне – на чемпионате мира и Олимпиаде, где он застолбил за своей командой второе место после американцами – как-то не дало никаких оснований считать, что Теодосич заметно теряется в условиях, немного отличающихся от того, что у него есть в лиге ВТБ.

В НБА гораздо более высокий темп, чем где бы то ни было еще.  В НБА Теодосич ни разу не претендует на место первой звезды своей команды, которую надо кровь из носа закрыть (как это бывает в Сербии и ЦСКА). И в НБА – по крайней мере, на данный момент – Теодосич едет играть скорее против вторых составов, чем против выдвинутого специально под него Кавая и Тони Аллена.

Все это максимально благоприятствует лучшим проявлениям баскетбольного дэвидкопперфильдства в исполнении Теодосича. Если даже Швед на полном серьезе твердил, что в НБА играть проще (больше пространства и свободы), чем в Европе, то есть основания полагать, что уж серб, все и всем доказавший на международных турнирах, как-нибудь разберется без наших советов с дивана.

Миф №4. Теодосич перестанет «зажигать»

На самом деле: только если его вообще не будут выпускать на площадку

Простой факт: Теодосич ежегодно подтверждал статус самого яркого игрока в Евролиги, хотя выступал в Москве перед полусонными и полупустыми трибунами. Теперь он едет в Лос-Анджелес, где лучшие люди города понимают толк в «шоу-тайм», и даже убогие из вечно второй команды на конкурсе сами знаете кого тянутся к прекрасному изо всех сил.

Теодосича не интересует публика и мнение тренера. Он не пытается сделать игру ярче, никого не эпатирует и не пытается кому-то доставить удовольствие.

Ему просто скучно играть как-то иначе. Он видит углы и разрезы, которые для остальных не существуют. Он оценивает ситуации так, словно постоянно делает паузу, включает 3D-режим и рассматривает действо со всех сторон. Не соглашается на типизированные заготовки и просчитывает все каждый раз заново.

Многое в этом идет от той свободы, которую дают тренеры Теодосичу. Но Док Риверс – все еще хороший тренер, сам бывший разыгрывающий, и человек, раскрывший Рэджона Рондо в качестве того автомата с огромными лапами, который разбрасывал по 20+ передач. Он должен все понять. Да и пасовать в «Клипперс» точно есть кому.   

Миф №5. Теодосич будет запарывать концовки

На самом деле: только если решит, что в ЦСКА по нему скучают

Весь европейский скепсис касательно выступлений Теодосича под давлением лучше куда-то выплеснуть – он теперь совсем уж ни к чему.

Теодосич едет в «Клипперс» на роль такого более молодого Приджиони, решившего посмотреть мир, пока еще не совсем поздно.

Он не просто не звезда в Лос-Анджелесе на фоне Галлинари и Гриффина. Он даже не особенно пока претендует на то, чтобы появляться в ключевые минуты. Остин «мой папа круче Лавара Болла» Риверс, вечный претендент на лучшего шестого Лу Уильямс, Патрик «первая пятерка по игре в защите» Беверли и уже потом Тео.

Теодосич никогда не стеснялся бросать и на последних секундах, но в НБА это право ему придется заслужить заново. Пока он попадает в ситуацию, где его уровень ответственности стремится к нулевым отметкам, в ситуацию, которая наилучшим образом подходит для него. В Москве очередной «факап» в одном из всего двух матчей «Финала четырех» заслонял все то, что серб выдавал в течение всего года. В Америке же всегда бывает иначе: нарезки с моментами превалируют над проколами и минусами. А Теодосич в Европе делал столько, что по-хорошему мог бы вытеснить из лучшей десятки сезона всех остальных.

Любые звезды баскетбола в концовках чаще мажут, чем наоборот. Но только в НБА запоминается все позитивное.

Миф №6. Теодосич не потянет на марафонской дистанции и загрустит

На самом деле: очень правдоподобно

Главное опасение, связанное с Тео в НБА – это не то, как те или иные аспекты его игры адаптируются к более атлетичной, более скоростной лиге.

Самое сложное – это ритм, резко отличающийся от европейского баскетбола с его гораздо меньшими нагрузками, меньшим числом матчей, паузами и прочим отсутствием сдвоенных матчей.

Прошлый сезон, когда Евролига увеличила регулярный сезон до 30 игр, превратился для серба в бесконечное испытание и преодоление себя. Теодосич выступает практически без пауз, так как постоянно ездит бегать за сборную, и поэтому весь год он ехал как на американских горках, страдая попеременно от воспаления ахилла, проблем со спиной, «утомленности» и прочих недугов. Зачастую он отказывался пропускать матчи и выходил на уколах, и из-за этого было еще сложнее понять, какой из множества представших Теодосичей все же настоящий. Даже в «Финале четырех» он мог не сыграть – потом вышел на площадку, потом стал лучшим в своей команде, а потом все сам же запорол.

Опять же условия для Теодосича в «Клипперс» – близкие к идеальным. Хорошая глубина скамейки, понятное противопоставление между защитными разыгрывающими Риверсом и Беверли и атакующими разыгрывающими Уильямсом и Теодосичем, мало ненавистных тренировок, идеальный климат, отсутствие необходимости рвать в каждом матче и прямо-таки тащить на себе… Но сам ритм марафона утомляет в феврале-марте даже опытных людей. Нельзя исключать, что вальяжный серб загрустит от бесконечных перелетов, непривычных нагрузок и непривычного ритма.    

Миф №7. Теодосич рискует карьерой

На самом деле: Теодосич едва ли не более скептически относится к НБА, чем НБА – к Теодосичу

Теодосичу не дали тот контракт, на который он рассчитывал. Ему нужно было ехать в прошлом году – в этом клубы тратятся гораздо более расчетливо и не хотят пулять 10-12 миллионами в человека, который а) является им не совсем понятным, б) выступает на загруженной позиции и не блещет универсализмом, в) просидел на печи в Европе до 30 лет, чем даже в свое время взбесил Душана Ивковича.  

Но в каком-то смысле так даже комфортнее.

Появление в «Клипперс» – это идеальные (лишенные и минимального прессинга) условия для просмотра: Теодосича со стороны лиги, и лиги – со стороны самого Теодосича.

Если он себя покажет уровень, близкий к тому, что все привыкли видеть в сборной – то к нему будет настоящий, а не выдуманный агентами интерес и более адекватный контракт.

Если у него возникнут проблемы с не верящим в его гениальность тренером, с суровым ритмом НБА, с тем, что «американцы, ну тупые» или еще с чем-то – то он не станет заложником контракта, как Спанулис или Ясикявичюс, а просто через год вернется обратно и потеряет разве что возможность лишний раз провалиться в «Финале четырех».

Теодосич уезжает, но вряд ли услышит за собой стенания: он – самый яркий игрок Евролиги в XXI веке, но его блистательные пасы гораздо больше ценят по всему миру. В Европе отношение к нему, не принесшему клубу больших побед, когда-то грязновато-скандальному, слишком флегматичному, скорее, смешано с изрядной долей неодобрительности, и это поможет обеим сторонам спокойно пережить эту разлуку.

Фото: globallookpress.com/imago/Camera 4, Dmitry Golubovich; Gettyimages.ru/Tom Pennington; globallookpress.com/Depo Photos; Gettyimages.ru/Ronald Martinez; РИА Новости/Алексей Филиппов