8 мин.

Следж-хоккей: когда сани заменяют ноги

Ещё четыре года назад в России не было ни одного следж-хоккеиста, и трудно было представить, что в хоккей можно играть ещё и на санях. Новый для страны вид спорта решили развивать «сверху», активно привлекая в это регионы.

В апреле этого года сборная России вошла в тройку сильнейших, завоевав бронзу на Чемпионате мира в Южной Корее. Цель на этот сезон – победить на Паралимпийских Играх в Сочи. Подготовку к Паралимпиаде начали уже сейчас, на сборах в Тульской области на базе «Ока». 

Начиная с нуля

У скамейки запасных стоит правая «нога» – протез, оставленный кем-то из игроков. На льду в искусственных ногах нет потребности: хоккеисты катаются на санях, отталкиваясь стальными шипами на рукоятках клюшек. Кстати, из-за этого в зале стоит непривычный стук – клюшек здесь в два раза больше, чем коньков.

Следж-хоккей придумали шведы, которые не хотели отказываться от любимого вида спорта несмотря на ампутацию ног. Они немного изменили сани, приспособив к ним лезвия от коньков, и установили их так, чтобы шайба могла спокойно проходить под салазками. На первый матч вначале 60-х шведы вышли без вратарей, а вместо клюшек у них были деревянные палки с закруглёнными концами.

В 1994 году следж-хоккей вошёл в официальную программу зимней Паралимпиады в Лиллехаммере (Норвегия). Сейчас в него играют в десятках стран по всему миру, включая Канаду, США, Японию, Италию и Россию.

У нас этому виду спорта нет ещё и пяти лет. В первое время приходилось изобретать велосипед, рассказывает Сергей Самойлов – главный тренер сборной России по следж-хоккею.

– Всё начиналось с поиска энтузиаста, который бы занялся этим делом. И вот Министерство спорта вместе с нашим Паралимпийским комитетом и Федерацией спорта лиц с ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата) нашли меня. Я с удовольствием принял их предложение, но тут же столкнулся с тем, что у нас никто не знает деталей следж-хоккея: какиенужны сани, как на них кататься, какими должны быть клюшки и так далее.

Единственное, что стало понятно сразу же: следж во многом похож на обычный хоккей с шайбой, отмечает тренер. И там, и там играют пять на пять, плюс по вратарю от каждой команды. Силовые приёмы также разрешены, только в следж-хоккее защитники не могут передвигаться спиной вперёд, и периоды короче – по 15 минут вместо двадцати.

– Значит, мы могли использовать огромный багаж опыта, накопленный большим хоккеем, и особенно это пригодилось в том, что касалось тактических построений, – продолжает Сергей Самойлов.

В 2009 году Паралимпийский комитет разослал письма главам 17 регионов с предложением создать у себя команды по следж-хоккею и тем самым готовить кандидатов в национальнуюсборную. Из 17 откликнулись только четыре – Москва, Московская область, Удмуртия и Ханты-Мансийск. Тогда же провели первый чемпионат России, после чего хоккеисты впервые поехали на международный турнир в Эстонию.

– Мягко говоря, тогда результаты всех огорчили: мы проиграли с суммарным счётом 0:75.

Оставалось только продолжать тренироваться и накапливать опыт.

– Говорят, мы смогли прыгнуть выше головы, когда сначала в ноябре того года мы выиграли Чемпионат мира в группе «Б» (второй дивизион), а затем заняли третье место в группе «А» (первый дивизион). Мы обошли Европу и Азию, оставив позади команды, которые уже 16 с лишним лет развивают следж-хоккей и вырастили не одно поколение игроков. Сейчас мы практически дышим в спину лидерам – американцам и канадцам, – говорит тренер.

Вернуться в хоккей

Сборы на базе «Ока» в городе Алексин Тульской области продолжаются уже вторую неделю. Расписание довольно плотное: в 8.30 подъём, затем двухчасовая тренировка на льду, перерыв, вторая тренировка на льду или в зале, массаж, теоретические занятия и обязательно баня.

Реклама 18+

Параллельно со сборной на «Оке» тренируется «Феникс», команда из Московской области. Время от времени они устраивают совместные матчи, но сегодня игры нет. Вместо этого хоккеистов сборной разделили на четвёрки – жёлтые, синие, красные и зелёные, в которых они поочередно  отрабатывали пасы, обводку и выход один на один с вратарём. Закончили утреннюю тренировку игрой на полполя – красные против синих, жёлтые против зелёных.

Всего на сборы приехали 20 хоккеистов из Москвы и области, Челябинска, Ханты-Мансийска, Петербурга и Владивостока. Из них на Паралимпиаду поедут 15 полевых игроков и двое вратарей, так что сейчас каждый старается показать лучшее, на что он способен.

Самому младшему в сборной недавно исполнилось 18, самому старшему – уже за 40.

– Мне 46 лет, старенький я уже, но коё в чем ещё могу дать отпор молодым, – смеётся вратарь Сергей Бадаев.

Сергей повредил левую ногу во время автомобильной аварии в 1990-м году, и в течение следующих пяти лет врачи делали всё, чтобы её сохранить, но в конце концов ему пришлось согласиться на ампутацию.

– Я в хоккее с 5 лет, меня в него привёл отец. Сначала я не понимал, зачем мне это нужно, ведь мои сверстники могли спокойно играть в снежки, пока я ходил на тренировки. Но потом я уже не мог представить свою жизнь без хоккея, – рассказывает вратарь.

– После аварии я ходил в зал, продолжал заниматься, но уже самостоятельно. Меня приглашали в другие виды спорта, но я хотел заниматься хоккеем. Когда узнал, что у нас в Хантах создают команду для инвалидов, сразу же позвонил руководству, и меня взяли.

Вот уже 3 года как Сергей играет за Ханты-Мансийск в «Югре». В этом году его команда стала чемпионом России, за что им всем присвоили звания мастеров спорта. Самого Сергея уже трижды признавали лучшим вратарём страны по следж-хоккею.

– Думаю, что в нашем случае, помимо умения играть и любви к хоккею, нужно ещё иметь большое желание доказать другим, что мы хоть и инвалиды, но можем во многом дать фору здоровым. Некоторые думают, что, если у них есть руки-ноги, они выше нас, но сколько раз было так, что здоровые ребята пробовали себя в следж-хоккее, и только и падали туда-сюда, как неваляшки.

После тренировки вратарь отправляется к массажисту: травма плеча, которую он получил перед Чемпионатом мира, до сих даёт о себе знать.

– У большинства из нас болят руки, потому что они не рассчитаны на такие нагрузки, они попросту не могут заменить нам ноги. Да и травмы у нас случаются чуть ли не чаще, чем в обычном хоккее. У нас побольше железок будет: когда клюшкой кто-нибудь неудачно заденет,  когда лезвием попадёт, поэтому приходится всё время быть начеку.

«В расписании не было пожара»

Во время перерыва срабатывает пожарная тревога.

– Внимание, уважаемые гости! В здании обнаружен пожар, просьба всем покинуть помещение.

Не потерявшие присутствия духа хоккеисты тут же закричали:

– А-а-а! Полундра! Пожар!!!

– Михалыч, горим! Скорее вставай!

– Нельзя было учебную тревогу с утра провести, а не тогда, когда мы отдыхаем? – недовольно раздаётся в ответ.

– Коля, разве в расписании был пожар? Нет. Ну и куда ты поехал? – с улыбкой спросил один из хоккеистов.

Тревога действительно оказалось ложной, и в оставшееся время до вечерней тренировки мне удалось пообщаться с ещё одним игроком «Югры», новичком сборной – Михаилом Мокрецовым.

Михаил говорит, что потерял обе ноги по «детской глупости» - попал под трамвай в 1993-м в родном городе Челябинске.

– Сначала я ездил в школу на инвалидной коляске, а потом решил, что лучше уж они ко мне приходят.

До случая с трамваем Михаил увлекался прыжками в воду, после - пошёл в плавание, но как-то не получилось. Пробовал заниматься баскетболом, потом кёрлингом, какое-то время выбирал между ним и следж-хоккеем и остановился на последнем.

– В кёрлинге играли все, кто захочет. В хоккее же есть конкуренция: если ты слабо играешь, тебя отправят обратно в клуб и заменят кем-то посильней. Наверное, поэтому я и остался здесь, – признаётся Михаил.

– Как даётся первая тренировка после летнего перерыва? – спрашиваю я.

- Тяжело, всё же был отпуск. Но сейчас уже ничего, привык. Когда закончатся сборы, поеду на пару дней домой к жене и дочке.

– Я слышала, что сейчас создают новые команды в регионах в преддверии Сочи. Как думаете, после Игр следж-хоккей продолжит развиваться?

– Надеюсь, что да. По крайней мере наш спонсор недавно сказал так: «Не знаю, как в России, но в Ханты-Мансийске следж-хоккей будет и после Паралимпиады».

Первые Паралимпийские Игры – событие ещё более волнительное, чем первый Чемпионат мира. Тренер Сергей Самойлов не спешит загадывать, как они выступят в Сочи, но говорит, что настроен оптимистично.

– Вот кепка, которая сейчас на мне, на самом деле кепка-реликвия, я ношу её с первого дня тренировок. Кто-то приходит на игры в костюмах, в пиджаке и галстуке, а я в спортивном и обязательно в этой кепке. Может быть, вся причина того, что мы так быстро развиваемся, в ней? В суеверии?

Реклама 18+

- Суеверие может дать веру.

- А вера – уверенность.

Но уверенность ещё будет закаляться в предстоящих турнирах, которые пройдут в Сочи и Чехии в ближайшие месяцы. А дальше – снова тренировки вплоть до декабря, когда начнётся первый круг Чемпионата России, ну а там и до Игр рукой подать.