6 мин.

Какой была бы НХЛ, если б ей руководил Третьяк

Sports.ru фантазирует, что происходило бы в канадском хоккее, если б у них был такой руководитель, как Владислав Третьяк.

Формально Континентальной хоккейной лигой распоряжаются другие люди, но уже какое-то время неловко сомневаться в том, что центр принятия решений в российском хоккее – это мозг легендарного советского вратаря. С этой осени тон высказываний Владислава Третьяка не предполагает никакой самостоятельной позиции лиги – в лучшем случае он употребляет пространное «мы». А в основном – рассказывает о планах лиги как о лично своих, как было с форматом «3 на 3» для овертаймов: «хорошая идея, мне нравится», «обсудим с Олегом Знарком».

Современная КХЛ во многом продукт его, президента федерации, мышления. Культ сборной, лимит на легионеров, порезанный календарь, февральский финиш регулярки – об этом мы плачем по два раза в месяц, но есть же и проблемы поглубже. Финансовое неравенство, низкая посещаемость, качество трансляций – целый пласт вопросов, которые профессиональная лига должна решать в первую очередь, отодвигается на четвертый-пятый план. И не потому, что до этого не доходят руки, а потому что это, во-первых, сложнее, чем на собрании обсуждать цифры (4 или 5 легионеров), а во-вторых, не так интересно, как решать вопросы сборной. Ну и в-третьих, это особенности все того же мышления – хоккей в России существует, чтобы в него играла сборная. А не для каких-то там зрителей.

Самый сложный вопрос для современной КХЛ, самый же очевидный – кто с кем соревнуется в этом чемпионате? Если тренеры и менеджеры, то зачем тогда лимит на легионеров? Если же региональные школы хоккея (как примерно было в СССР), то почему тогда одни из самых сильных – челябинская и новокузнецкая – откровенно бедствуют? Пока выходит, что ответ – спонсоры: кто выделит команде больше денег, тот и чемпион (Леонид Вайсфельд же не зря сказал, что у победы в Кубке Гагарина есть достаточно точная стоимость). Так как спонсоров все меньше, самый крутой хоккей собирается в четырех точках силы, остальные как могут держатся на плаву. Вот так в России под присмотром президента ФХР строят профессиональную спортивную лигу.

В связи со всем этим было бы, конечно, любопытно посмотреть на его работу на аналогичном посту, но в других условиях. Например, какой бы стала НХЛ, если б Владислав Третьяк возглавил Hockey Canada и, с подачи политического руководства, подчинил бы организацию Гэри Беттмена?

Кубок Шпенглера – этап подготовки сборной

В Давосе бы очень удивились. НХЛ, которая прежде с кровью выторговывала лишние игровые дни в споре с Международным олимпийским комитетом, сама объявила двухнедельную паузу в регулярном чемпионате, отказалась бы от идеи проводить 1 января матч Зимней классики (интересы 70 000 болельщиков ничто по сравнению с интересами сборной) чтобы тренер национальной команды имел возможность проверить кандидатов – под майский… ну об этом ниже. И отпустила бы лучших канадских игроков на небольшой швейцарский турнир с 90-летней историей. Сидни Кросби, Ши Уэбер, Патрис Бержерон и Тайлер Сегин против Николая Тимашова («Автомобилист»), Юхаматти Аалтонена («Йокерит») и братьев Визер («Давос») – эти матчи в Канаде бы смотрела многомиллионная аудитория, ничуть не меньшая, чем во время Олимпийских игр, о чем бы нам поспешил сообщить новый президент федерации.

Через сезон встал бы вопрос о том, что одного турнира для подготовки сборной – это маловато и в Канаде бы придумали, например, Кубок TSN – матчевую встречу между Канадой и США, ради которой регулярку остановили бы еще на пару недель.

Майк Бэбкок – освобожденный тренер сборной Канады

Летом 2015 года, после утверждения кандидатуры Третьяка, околохоккейный интернет обсуждал бы не будущую зарплату Бэбкока в «Торонто» и не то, как тренер-монстр собирается оживлять подзатухшую, но исторически мощную машину. Чем он будет заниматься до майского чемпионата мира? Ярость болельщиков и экспертные вращения пальцами у висков рвут интернет на части, но на них никто не обращает никакого внимания – и мы с вами знаем, что беднягам стоит к этому привыкать. Сам освобожденный от клубных дел Майк на пресс-конференции бормочет что-то о продвинутых методиках подготовки хоккеистов, о том, что у него уже есть список из ста шестидесяти человек, которых он будет вести к майскому турниру в России.

Уже по ходу сезона потенциальным игрокам сборной (список сужается до сотни), высылаются айпэды – для дополнительной связи с главным тренером, который катается по стране и смотрит хоккей.

Главный турнир сезона – чемпионат мира

Об этом в Канаде узнают, когда в плей-офф пробивается всего одна местная команда из семи. Кубок Стэнли продолжается, но уже вовсю ходят слухи, что со следующего сезона регулярный чемпионат будет начинаться в сентябре, а заканчиваться – в апреле. Аргумент – недостаточно сильные выступления на чемпионатах мира последних лет. Успех 2015 года приводится как пример – освободились сильнейшие игроки и поэтому получилось выиграть, надо чтобы так было чаще.

Интересы американских клубов, которых в лиге большинство, президент просто игнорирует, что очень не нравится их владельцам. На комиссионера НХЛ начинают оказывать давление, лиге грозит внеочередной локаут.

Лимит на легионеров для канадских клубов

В ноябре, уже по ходу регулярного чемпионата НХЛ, федерация хоккея Канады на специальном собрании распоряжается ввести лимит на легионеров. Лозунг решения: «Хватит готовить соперников!». Сначала выбирают, каким числом ограничить количество иностранцев – 6 или 7 (останавливаются на пяти), затем заходит вопрос о том, считать ли легионерами американцев. От аргумента, что американские клубы, которых и так в НХЛ больше, получают дополнительное преимущество, Владислав Третьяк отмахивается, как от мухи – мол, наши игроки все равно сильнее. Его просят уточнить, когда канадская команда в последний раз выигрывала Кубок Стэнли, президент в ответ обаятельно улыбается, мол, ну мы же с вами взрослые люди.

Улыбка Третьяка обходится клубам в кругленькую сумму, из-за изменения регламента приходится расторгать около сорока контрактов. Владельцы собираются идти в суд, федерация выпускает пресс-релиз, мол, сами виноваты – и называет компромиссом разрешение оставить «сверхлимитчиков» в заявке на сезон.

«Монреаль» становится базовым клубом сборной

Выходит интервью владельца «Канадиенс» Джеффа Молсона о том, что его команда обязуется подготовить для сборной целое звено. Пока в интернете плодятся картинки с Деванте Смитом-Пелли в форме сборной, президент Hockey Canada говорит о том, что это очень хорошая практика, которую должны перенимать и другие клубы страны. В «Эдмонтоне» обещают поддержать эту идеи, но на это, как там говорят, уйдет несколько лет – пока повзрослеет Коннор Макдэвид, если его, конечно, не уведет американский клуб, для которого не действует лимит легионеров.

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников; facebook.com/spenglercupdavos; globallookpress.com/Michal Kamaryt/CTK Photo, Ekaterina Rozhdestvenskaya