16 мин.

Как Россия проиграла главный матч года: равный хоккей (что уже проблема), больше моментов, катастрофа с реализацией

Всем привет. Продолжаем бой. 

Вчера, в быстрой реакции на поражение сборной России в четвертьфинале чемпионата мира (в матче, с которого этот турнир начинается по-настоящему) я вышел на глобальные тренды в нашем хоккее. Эти тренды — абсолютное зло, они душат и КХЛ, и сборную, и средний уровень наших игроков, которые не решаются на переезд в НХЛ, и общий уровень наших тренеров (вы же не считаете, что появление на скамейке СКА канадского тренера по развитию – это случайность?).

То есть при изначальном отставании тренерской прокачки и общей подготовки игроков – они были очевидны еще в году 2010-м, на Олимпиаде в Ванкувере, Россия не включилась в борьбу с ними, а выбрала путь маскировки проблем – это регулярно делают не только в хоккее, но теперь и в хоккее тоже. 

Вот свежий пример: вместо объяснения и разбора поражения от этой Канады (почитайте пост Родиона, чтобы получше понимать, кому мы проиграли) Роман Ротенберг пообещал победить канадцев на Олимпиаде в Пекине-2022.  

Эту схему ФХР использует много лет: любой, даже самый оглушительный провал официально признается незначительным, а глобальной целью Владислав Третьяк или тот же Роман Ротенберг объявляет следующий турнир. Самый, наверное, смешной такой случай был с Олимпиадой в Сочи, поражение на которой перекрыли победой на чемпионате мира в Минске в том же году.  

То есть тренды только усугубляются, ФХР просто применяет все больше и больше мейк-апа, чтобы все это дело замазать. Неравенство между клубами в КХЛ – усугубляется (одни и те же команды в финале конференции – это уже норма), уровень соревновательности в КХЛ – падает, сборную тащат игроки, которые при первой возможности уезжают в НХЛ; когда их нет – у нас очень большие проблемы.

Работу этих трендов видно на дистанции: 

• Последнее золото ЧМ мы брали в 2014-м, когда свежий Олег Знарок переосмыслил хоккей сборной, а также собрал сильнейший состав России против средних составов соперников на ЧМ (Минск-2014 очень похож на Ригу-2021, только у нас были все лучшие, с Малкиным и Овечкиным).  

• В 2015-м тот же Знарок снова привез на чемпионат мира дримтим, но у канадцев был сопоставимый по уровню состав – и мы получили 1:6. 

• В 2016-м очередная дримтим Олега Знарка проигрывает на домашнем чемпионате мира финнам – 1:3. 

• 2017 год, у сборной России потрясный состав из новых героев НХЛ, мы проигрываем похожей по составу Канаде в полуфинале – 2:4. 

• Пхенчхан-2018 – сборная КХЛ чудом выскакивает из-под обычного ростера немцев в финале; это единственная победа «Красной машины» с тех пор, как Хоккей России вооружился этим брендом. 

• ЧМ-2018: бодрый кахаэловский состав сборной России бьется с Канадой, которая по именам выглядит сильнее, но играет расслабленно и коряво – 4:5 ОТ, канадцы проходят в полуфинал, где проигрывают Швейцарии.

• ЧМ-2019: на этот раз российскую дримтим на ЧМ везет Илья Воробьев, красивый состав показывает красивый хоккей до полуфинала, в котором натыкается на финский автобус. 

Если воспринимать турниры без лучших игроков из НХЛ как проверку работы вообще нашей системы – насколько классно мы играем в хоккей, насколько креативны наши тренеры и насколько наши лучшие игроки готовы побеждать команды сильнее «Северстали» – то работы, в общем, никакой нет. 

Все это мы увидели вчера: лидеры СКА и ЦСКА играли на равных с молодыми канадскими пацанами (и середняками из НХЛ). 

Но есть и другой важный слой: у конкретного поражения всегда есть конкретные причины. Конкретный матч – особенно с равным соперником – всегда можно спасти классными решениями. Все-таки на лед вышли не целые системы, а две группы по 20 человек. У этих групп были тренеры, у тренеров были идеи, и игроки эти идеи реализовывали.

Так что ко вчерашней эмоции я добавлю конкретный разбор матча, чтобы у всех нас была полная картинка происходящего, а не только первые эмоции (хотя и первые эмоции тоже важны).  

Подписывайтесь на мой телеграм, там эмоции от хоккея чередуются с разборами.

Уровень хоккея на ЧМ-2021 плохо поддается аналитике

Сразу – небольшой авторский дисклеймер: очень похоже на то, что на ЧМ-2021 так и не увидели настоящую сборную России. Все из-за структуры турнира – куча проходных матчей со средними соперниками, несколько игр с топ-сборными, поражения в которых, при этом, ничего не значат; этими поражениями можно пренебречь и не делать из них никаких выводов, как после товарищеских игр. По сути сборная провела 7 контрольных игр и вылетела в первом же важном – это очень сложный материал для анализа, как по мне. 

С учетом того, что наши звезды КХЛ проводят кучу проходных матчей в регулярном чемпионате, потом очень легко проходят пару раундов в Кубке Гагарина, получается, что Толчинский, Бурдасов, Морозов и Каменев за сезон сыграли в лучшем случае 10-15 по-настоящему крепких игр – вот хочется пожелать федерации и КХЛ, чтобы это число в ближайшие годы росло. Это сделает интереснее внутренний чемпионат, а игроков, в том числе и молодежь – сильнее.

Немного метафизики: Россию расслабил групповой этап (и его концовка)

Извините за метафизику, но об этом сложно не сказать: похоже, что групповой турнир просто убил соревновательное начало у нашей сборной. Игры были разными, но закончилось все просто позорными по насыщенности двумя периодами с Беларусью – эти периоды были не нужны ни им, ни нам. 

Канада в тот же день провела упорный матч с финнами; этот фактор не всегда напрямую сказывается на результате, но сказывается регулярно. Косвенная улика – как вы знаете, все четыре команды из нашей группы не прошли в полуфинал. 

Плей-офф чемпионата мира – это мгновенный турнир, короче одной серии плей-офф Кубка Стэнли, и к нему лучше быть готовым; товарищеский матч с Беларусью в котором, как говорили на Матч ТВ, надо уважать соперника и отрабатывать не голы, а смены и наложения – плохая подготовка к плей-офф.

Статистика: равная игра, в которой у России небольшое преимущество

Посмотрим на обычную статистику по игре – если оценивать ее вне контекста, то видно просто равный матч, такие вообще-то обычно выигрываются. Можно обратить внимание на количество силовых приемов, которых у нас ровно в два раза больше – у канадцев в целом менее габаритная команда, и они не сходили с ума на постоянных хитах; им важнее было другое. 

И еще мне кажется важным отметить – не случилось катастрофы в защите. Все показатели, которые как-то отражают качество игры на своей половине – в норме. Сборная России отыграла просто ровно – и по цифрам, и по игре все нормально. 

И в атаке наши не были хуже – с точки зрения активности. Ожидаемые голы – показатель, который, по-моему, в хоккее иллюстрирует не качество игры в атаке, а именно активность – в нашу пользу; если бы забили все, что создали, то победили. бы. 

И на это очевидно рассчитывали и тренеры, и хоккеисты, и мы с вами – что при равной игре, при похожем количестве созданных моментов, мы реализуем больше, за счет чуть большего уровня мастерства. 

Общая картина, которую создают цифры – скорее, позитивная. Да, очень напрягает, что сборная России играла с этой Канадой на равных, и это само по себе отдельная тема для обсуждения, но все равно нет ощущения, что мы были обречены и не могли победить. Скорее, даже наоборот. 

Детали и ход матча: активное начало перешло в осторожный откат, по микропоказателям канадцы не хуже

На самом деле, сборная России довольно здорово начала этот матч – и сразу показалось, что канадцам не хватает опыта, им не хватает габаритов в борьбе против наших игроков, и что все 60 минут у нас будет реальное преимущество. 

Где-то в начале случился момент, в котором Россия во-первых, железно должна была забивать, а во-вторых – показала, что готова создавать такие моменты регулярно: у Тарасенко было два адреса – Морозов и Зуб, он выбрал Морозова, но Иван был не готов. Отличный момент, по сути – гол, не доведенный до конца.

Но старт закончился ничем и перетек в обоюдобоязливый хоккей, в котором сборная России показала худшие проявления стиля Валерия Брагина: никакой системы ни на одном из этапов владения шайбой, осторожная игра на своей половине, попытки сыграть атаками с ходу – еще по таблице с продвинутой статистикой вы видели, что у нас их было больше. 

По структуре игра стала вот такой: нашему нападению не хватало идей и ходов, чтобы забираться в чужую зону с контролем и вообще чтобы как-то контролировать шайбу (хотя защиту соперника можно было напрячь побольше), а канадское нападение натыкалось на довольно профессиональную игру нашей защиты. 

В самые кризисные моменты по картинке этот хоккей выглядел вот так – защитник Канады свободно катит по своей зоне и засылает шайбу куда-то в среднюю зону, там никого нет, подбор за нами, обратная длинная передача с таким же успехом. 

В целом, можно только пожалеть людей, которые впервые в жизни смотрели хоккей, повелись на вывеску Россия – Канада и увидели вот такое; в этом смысле чемпионат мира-2021, конечно, удивительное зрелище.

Но что интересно: в рамках такого малонасыщенного действиями хоккея, канадцы начали находить крохотные отрезки, на которых они могут быть лучше – в чем, собственно, и был их шанс на успех в четвертьфинале. 

Они дорожили шайбой, внимательнее относились к моментам, взаимодействовали в чужой зоне, как могли – играли в пас и выходили на хорошие позиции. Да, получалось это редко, но по статистике видно, что таких попыток Канада в результате осуществила даже больше, чем Россия; пускай и не все они приводили к опасным броскам.

И тут два момента. Во-первых, наверное, этот четвертьфинал – самая черная отметка в истории понятия «правильный хоккей», которое много лет развивает Валерий Брагин. Точнее – никогда еще не было настолько очевидно, что его правильный хоккей, на фоне правильного хоккея, в который играют выпускники WHL – это какой-то бессмысленный динозавр.

Правильный хоккей Брагина – это постоянные выбросы (посмотрите, сколько их у нас), смены, работа в своей зоне и чистая импровизация с шайбой, по всей площадке. И если оборонительную часть сборная выполнила нормально – то в игре с шайбой в этом матче случилась просто катастрофа – хотя эта сборная опытнее, старше, больше и быстрее соперника.

Атаки с ходу – не прошли. Позиционки – глохли в катании по периметру (которое тоже было недолгим).  

Во-вторых, было очевидно, что у нас в атаке просто нет вообще никаких выстроенных взаимодействий. Сказалась проблема с центрами: ни один из наших центральных нападающих не готов был разгонять атаку и вообще ее как-то организовывать; они играли на вбрасываниях и пахали на своей половине. Вся игра с шайбой была провалена. Ни одной связки, ни одного замысла. 

Чистая импровизация в условиях полного непонимания заканчивалась вот так (тут я повторю гифку, которую уже показывал):

По поводу этого эпизода я поговорил со всеми возможными знакомыми, и версий две. Первая – что Тарасенко и Морозов мыслят на разных скоростях. Тарасенко в чужой зоне мыслит со скоростью звезды НХЛ – и Морозов просто не успел за ним; кажется, что условный Перрон лучше прочитал бы замысел и среагировал на передачу.

Вторая версия: Тарасенко выбрал не лучшее решение из двух – и плохо его реализовал. Какую бы версию вы ни выбрали (я на самом деле затрудняюсь ответить), лучше всего – не искать тут виноватых, а посмотреть общее. Видно же, что наши нападающие вообще друг друга не понимают. Для Морозова это явно нетипичная ситуация и он просто не представляет, чего ждать от партнера. Тарасенко не читает движение партнера и отдает тому слишком сильно.

Это глобальное непонимание, в которому утонула атака этой сборной. Только четвертое звено выглядело хоть как-то гармонично – но они играют в силовой, не очень результативный хоккей; и, кстати, именно четвертое звено сделало гол.

Больше всего в этом смысле разочаровал Иван Морозов – он не то что не связал своих крайних, он и вовсе почти вывалился из игры; я ждал, что на фоне среднего ЧМ он раскроется и покажет прогресс, а он показал, что с центрами у нас реально огромная проблема.  

Четвертьфинал для Ивана Морозова – это сериал из вот таких решений.

В итоге наши нападающие свалились на совсем индивидуальные действия – и не сгенерили ни одного реально страшного момента.

Этот матч проигран, конечно, не в защите, а в нападении. Две пропущенные – вообще никакая не проблема, мы должны были забивать больше; и могли это сделать даже в рамках этого осторожного хоккея. Но организация игры в атаке – это такая глубинная проблема нашего хоккея, что без Кучерова и Панарина в составе она становится угрожающей.

Дмитрий Орлов: крепкий матч, пытался спасти сборную

Ну и пару слов о наших лучших игроках. Орлов был лидером этой сборной и этой обороны, и в отличие от нападающих, у него мало что вчера получалось плохо. Было видно, что в какой-то момент он понял даже не то, что без его помощи нападающие ничего не забьют (его подключение и организовало наш единственный гол), а то, что на нападение рассчитывать не приходится – и шел на чужие ворота сольными проходами. 

Один из них получился очень даже классным.

По статистике – все в порядке: первый айстайм, больше всего ожидаемых голов и Corsi при нем на льду. Не выдал фантастический матч – иначе бы он забил, и мы бы победили. Но я не думаю, что тут есть какие-то вопросы.

Владимир Тарасенко: был активен, но не нашел с кем в этой команде комбинировать

Тарасенко получил очень среднее игровое время – так у Брагина тоже бывает. В последнем матче Кубка Стэнли Владимир сыграл 18:18, а в сборной – на три минуты меньше. При этом – он был самым активным с точки зрения бросков, создал приличное количество ожидаемых голов и в целом был собой.

Среди прочего – он, конечно, был лидером. Подсказывал партнерам, старался, что-то объяснял – в первом периоде камера выхватила очень трогательный момент его общения с партнерами по звену.

Но именно на его игре проблемы в атаке сказались больше всего – в его звене больше не было по-настоящему крутых ребят, и в какой-то момент ему пришлось делать все самому, а в таких условиях против любого нападающего играть легче всего.  

По созданным им ожидаемым голам видно, что он сам был хорош, но по xG, созданному в его смены, он очень низко – химии с партнерами не было, звено не впечатляло, его выпускали поменьше, чем остальные; среди прочего, тренеры не пошли на то, чтобы собрать суперзвено из всех имеющихся – но это, скорее, объясняется тем, что суперзвено невозможно выстроить, если у тебя нет центра, который готов играть как лидер.

И это все, кстати, не помешало именно Тарасенко создать два опаснейших момента для сборной России – первый вы уже видели, он не закончился ничем, а второй – это вот чистое везение сборной Канады.

Кроме этого, у Тарасенко был фол, после которого нам забили – это важный момент для матча, но после того гола счет стал 1:1, игра не поменялась – Россия должна была правильно на это реагировать и забивать еще. Не вышло.

Четвертьфинал получился какой-то совсем русской классикой: сборная сыграла гиперосторожно, не придумала, что делать в атаке против слабого соперника, и пропустила просто все, что вообще могла. 

Я думал, что такое осталось где-то в прошлом, но нет. У нас нет методик и технологий, которые позволяли бы анализировать игру на ходу и принимать полезные решения – вот о чем был этот четвертьфинал. Если мы начинаем играть плохо, то так и будем играть до конца – если только какой-то из игроков не забьет из прохода через все поле.

Для этого способа игры у нас, у пишущих про хоккей людей, есть прекрасное название. Брагинская классика. 

Это позор – поражению от такой Канады не может быть оправдания. Мы как хоккейная нация на самом дне

Два студента, юниор и 10 человек, толком не игравших в НХЛ. Канада, которая остановила «Красную машину»

Игроки сборной в шоке от поражения в четвертьфинале. Грустим вместе с ними

Фото: REUTERS/Vasily Fedosenko; РИА Новости/Алексей Куденко; globallookpress.com/Joel Marklund/ZUMAPRESS.com, Horn/ Eibner-Pressefoto, Vit Simanek/CTK