9 мин.

На ЧМ-2013 Россия пережила самые страшные два часа в десятилетии. Нас размазали очень средние американцы

Вспоминаем еще один кошмар.

В марте 2013-го «Питтсбург» официально объявил на всю НХЛ, что выдвигается в поход за вторым Кубком Стэнли. Сколько можно терпеть?! Очевиднее было бы только сделать большие татуировки всем игрокам или выложить телами болельщиков фразу «We Want The Cup!» на домашнем льду: за несколько весенних дней Рэй Шеро (генеральный менеджер клуба) заполучил для атаки олимпийских чемпионов Брендена Морроу и Джерома Игинлу, а также укрепил защиту Дагласом Мюрреем.  

Примерно все фанаты в НХЛ запаслись попкорном.

Но Зинэтула Билялетдинов чуть-чуть напрягся: звезда «пингвинов» Малкин был одним из главных героев ЧМ-2012 в связке с Поповым и Пережогиным и здорово укреплял центральную линию сборной России. Без Малкина и линия, и звено, и сборная смотрелись хуже, особенно на фоне того, что «Детройт» Павла Дацюка тоже замахивался на 10-15 матчей в плей-офф. Без этих фамилий наигрываемая в течение года первая команда была совсем не такой сильной: если главный тренер сборной чему-то и научился за два года пыток этим Евротуром, то это была очень простая мантра. «Никогда, ни в коем случае, ни под каким предлогом не доверяй центрам из КХЛ». 

За два сезона в сборной Зинэтула Билялетдинов тонко прочувствовал алгоритм работы со сборной: выжигаешь сезон КХЛ паузами на Евротур, а в апреле – ждешь, чтобы приехали ключевые звезды из НХЛ.

Слава богу, Радулов был здесь, а у «Нью-Джерси» не пошло – в первое звено к Радулову приехал Ковальчук. Слава богу, в плей-офф вновь не пошло у «Вашингтона» (слова моей подружки из ФХР), и на ЧМ-2013 приехал Овечкин. Им можно было укрепить второе звено, как раз Попова и Пережогина. Тут очень помогло, что Попов и Пережогин были такими универсалами – им было без разницы, при какой звезде растворяться на площадке. Они одинаково эффективно подыгрывали и Малкину-2012:

И Овечкину-2013:

Для закрепления – еще одна комбинация от этого звена на ЧМ-2013, чисто на взаимопонимании:

В общем-то, у страны не было особых надежд на ЧМ-2013. Мы все помнили как сборная доминировала год назад, мы все считали это системным успехом Билялетдинова и за год до Сочи мы все просто хотели, чтобы не было какого-то ну совсем оглушительного провала. И мы все как-то думали, что уж чего-чего, а совсем оглушительного провала не будет: это все тот же Билялетдинов, у него система, из НХЛ подтянулись какие-то звезды. Нет Малкина и Дацюка, но не настолько же мы от них зависим, чтобы в решающий момент сломаться в игре с условными американскими студентами на чемпионате мира.

Мы же пережили быковский кризис, у нас лимит, мы целый год готовились к чемпионату мира (слова моей подружки из ФХР). Мы не итальянцы, в конце концов.

Витавшее в воздухе общее ощущение было примерно таким: провести бы этот ЧМ как можно спокойнее. Не будет золота – и ладно: просто давайте как-то сгоняем до полуфинала, а там уже за бронзу как-то зацепимся. Главное – без провисов: по итогам ЧМ-2013, за год до Сочи, очень не хотелось выяснять, что строгая система вашего главного тренера не работает с соперниками чуть сложнее евротуровских, что он никак не прокачивает игроков КХЛ и толком не использует сильные качества энхаэловских.

Как часто бывает почему-то именно со сборной России – мы все это и узнали. Вот прямо буквально, до единого слова – правда, в реальных разговорах через каждое слово про сборную шел какой-нибудь емкий мат. 

В четвертьфинале мы вышли на американцев, главными звездами которых были Пол Штястны и Ти Джей Оши – и получили 3:8.

Волшебный и удивительный матч от первой до последней минуты. Мы будто бы играли вообще без центральных нападающих в двух первых звеньях. Ковальчук и Радулов работали атаками с ходу на двоих – и не замечали никого вокруг. Овечкин бегал от своих ворот до чужих, пытаясь забросить с прохода – и, кстати, у него получилось (на то он, наверное, и Овечкин). Третье звено Петров – Анисимов – Кузнецов задавят установки и, кажется, внутренний дисбаланс: Кузнецову было не с кем поиграть в пас, и он тоже свалится на игру от прохода.

Потрясающая игра без шайбы. Седьмая секунда матча (ключевое слово – откат):

Четвертая минута:

Десятая минута:

Ну и так далее.

Плюс – отличное четвертое звено из «Динамо»: Билялетдинов так вдохновится игрой Соина, что потащит того в заявку на Сочи – но Сергей получит травму.

Минус – примерно никакой вратарский перформанс: Брызгалов после этой игры забудет, что такое сборная, а Варламова оставят запасным до самого четвертьфинала Сочи-2014.

Такой беспомощной сборная России не была, на моей памяти, никогда. 

До этого самым большим кошмаром в новейшей истории нашего хоккея считался, понятно, Ванкувер-2010. Но страшным его делал не сам факт вылета в четвертьфинале – от хозяев и будущих чемпионов, а ощущение гулкой безнадеги. За тридцать минут игры всей России показали, что в смысле системы хоккея по сравнению с Канадой мы – где-то на уровне Евротура. Что у нас куча звезд, но мы не знаем, что с ними делать.

В то же время, Ванкувер-2010 изначально был довольно наглой мечтой: два раза обыграв канадцев в финалах ЧМ, в том числе один раз – у них же дома, мы приехали на Олимпиаду с идеей победить их в третий раз – на их же площадке. Ну, не получилось, бывает. Ванкувер конечно, показал, что мы отстаем от канадцев, но он не равнялся полному краху. Сразу после этого мы поехали на вполне неплохой по составу ЧМ – и играли там в финале. Глобально после Ванкувера-2010 с нами все было более-менее в порядке – у нас просто не сбылась важная мечта.

Вот эти 3:8 от американцев – совсем другое дело. Глядя на бесконечные американские голы мы думали совсем не о вылете в 1/4 чемпионата мира от такого себе соперника. Мы тяжко переживали за будущее. Мы обнаружили целый чемодан дерьма – и дерьмо было упаковано в несколько слоев:

Слой первый

К тому моменту была в самом разгаре кампания по подготовке к Олимпиаде (слова моей подружки из ФХР), под которую нагнули весь наш клубный хоккей. Клубы и болельщики терпели издевательства типа лимита и пауз на Евротур из-за громких патриотических лозунгов. Лично я всегда задавался вопросом – как можно готовиться к турниру за 2-3 года до него, да даже за год? Но удобнее было верить, что у ФХР есть какой-то план; 3:8 показали – что никакого плана не было.

Федерация просто втирала труху в уши владельцев клубов, болельщиков и руководства страны. Федерация понятия не имела, что сделать ради успеха в Сочи – мы поняли это за год до Олимпиады и весь этот год прожили, наблюдая судорожные попытки ФХР извернуться, чтобы не попасть под раздачу после сочинского провала (который был неминуем).

Слой второй

ЧМ-2013 показал, что система Билялетдинова не работает уже на этом уровне. Такую пассивную защиту пройдут даже французы. Даже французы могут справиться с таким пассивным нападением. Установка на статичный, безошибочный сковывает даже самых воздушных наших хоккеистов – вы посмотрите, как на том турнире смотрелся Кузнецов. Пять первых шайб американцы забросили после наших прямых потерь – это была катастрофа: наши звезды будто бы дрожали и массово проваливались на ровном месте. 

Система игры не окрыляла игроков, а подавляла – и даже средние американцы на нашем фоне смотрелись эпикурейцами.

Слой третий

Осознание того, что мы не просто привязаны к двум-трем-четырем игрокам (к тем же Малкину/Дацюку) – даже их приезд и реально высокий уровень игры ничего не гарантирует. Потому что даже несмотря на то, что система не работает (слой выше) – ее никто менять не будет. И тренера не поменяют, несмотря на то что в КХЛ уже вовсю отжигал Знарок со своей активностью по всей площадке; несмотря на то, что чуть ли не лучшими игроками в сборной были Соин и Кокарев, связка из чемпионского московского «Динамо».

Осознание, что мы перед самым важным турниром в нашей жизни мы обречены: ни тренер, ни федерация не признают, что в чем-то ошибаются и не изменят подхода к системе.

И ведь так все и было: никто даже не попытается что-то изменить. Никто не признает, что допущено очень много ошибок. Федерация поступит в своем стиле: даст Билялетдинову еще больше полномочий, свалит на него всю ответственность, чтобы после Олимпиады (за которую ФХР даже не попыталась зацепиться) спокойно отчитать тренера на итоговом собрании.

Мы переживем со сборной тот же самый цикл – дикие паузы на Евротур, провальный Кубок Первого канала, экстренный выезд Билялетдинова в Северную Америку, откуда он взял на Олимпиаду даже Ничушкина – который за три года в его команде не сыграл и минуты (вот она, многолетняя подготовка к Сочи), постоянная паника, угнетающая атмосфера вокруг команды и безнадежные 1:3 не от канадцев, не от американцев и не от шведов – а от финнов.

Эти 3:8 страшны не сами по себе – они открыли целый год абсолютной хоккейной безнадеги и задали ему ритм. Вместе со всеми нашими проблемами вскрылось полное нежелание и неумение с ними справляться. Весь год, даже на Евротуре, сборная будет мучиться точно так же, как мучилась на ЧМ-2013 – и в Сочи все будет точно так же. Что-то, как обычно, замаскирует гений отдельных наших звезд – в том числе Дацюка и Радулова, но на базовом уровне мы не уйдем от этих 3:8 даже на пару метров.

Не дай бог пережить такое еще раз.

В 2007-м Быков и Третьяк вернули стране сильную сборную России. И интерес к чемпионатам мира

В 2012-м Малкин был лучшим игроком мира и привел сборную к золоту. Похоже, что в будущем это только навредило

Еще один дикий провал России на чемпионате мира был в 2004-м: возвращение Тихонова, дебют Овечкина и 11-е место

На ЧМ-2002 Россия еле вышла из группы, а в плей-офф случилось чудо – до финала дотащил вратарь

Фото: Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts; globallookpress.com/Vaclav Salek/CTK