5 мин.

Билялетдинов рассказал важное про Сочи-2014: разочаровался подходом к турниру, стыдно перед Владимиром Владимировичем

Зинэтула Билялетдинов пришел в гости к шоу «Игра в тело». По этой ссылке – несколько классных историй: как обладатель Кубка Гагарина-2018 отдыхает от хоккея, почему не давал Овечкину играть много в его первом взрослом сезоне, почему молодым тренером вернулся из НХЛ в Россию. 

Но один из самых живых (и важных) моментов интервью – рефлексия тренера на тему Сочи-2014. 

Экскурс в историю: больше пяти лет назад Россия принимала зимнюю Олимпиаду. Хоккей тогда (как обычно) был одной из главных эмоций Игр: страна на полном серьезе ждала золота.

Но страна (например – аудитория Первого канала) не знала, что с хоккеем все было сложно. Билялетдинова назначили главным тренером и освободили от работы в клубе после ЧМ-2011. С ним сборная феерически укатала ЧМ-2012 («это была песня!» – говорит в интервью сам тренер). Потом напряжно провалилась в 2013-м – «Вроде те же люди практически, но уже другое...».

Потом был скверный домашний этап Евротура, на котором Россия обыграла только шведов и заняла третье место. Принято считать, что после этого турнира Билялетдинов, который наигрывал сборную на основе игроков КХЛ, сорвался, поехал в тур по Северной Америке и набрал всех подряд из НХЛ: в сборной оказался даже 19-летний Ничушкин. 

Этот твист только оттенял главное обстоятельство: сборная показывала строгий, закомплексованный хоккей и было понятно, что именно эту модель мы и привезем на Олимпиаду. 

Реальный расклад перед Сочи-2014 был таким: надежды на то, что наши суперзвезды (Овечкину – 29 лет, Малкину – 28, Ковальчуку – 30) вытянут турнир на жесточайшей мотивации, подгрызали впечатления от оборонительной стратегии Билялетдинова и тяжелой атмосферы, которая сложилась вокруг сборной. 

Вот каким хоккейный турнир Олимпиады остался в истории: это чисто тренерское поражение, сборная скучно проиграла среднему финскому составу в четвертьфинале, потому что Билялетдинов зажал звезд сборной своими схемами. Единственный выход из той ситуации, как кажется из 2019-го – сменить тренера до Олимпиады, поставить Знарка, который взял два Кубка Гагарина подряд.

В марте 2014-го Билялетдинов отчитывался перед ФХР, ему публично поставили тройку, но деталей – или хотя бы условного пересказа – отчета никто не выдавал. Уже в мае Знарок одной левой завалил ЧМ в Минске и про Олимпиаду официально забыли – в истории она так и осталась чисто тренерским провалом.

Через пять лет сам тренер говорит о ней очень осторожно, без острых углов и конкретных фамилий, но его эмоции – максимально прозрачны.

«Для меня это было разочарование, – объяснил Билялетдинов в интервью Павлу Лысенкову и Дарье Мироновой. – Я не говорю, что я идеальный. Я допускал ошибки. Но у меня есть некоторые претензии, и они достаточно серьезные – не буду говорить кому, чего. Но для меня это удивительно – что мы, и я в том числе, не поняли, насколько это серьезно и насколько себя надо было отдать этому. Посвятить себя тому, чтобы выйти и достойно сыграть. Могли выиграть, могли не выиграть – но сыграть достойно. У тебя голова должна была быть нацелена на то, чтобы: «Ребят, дома! Ну давайте сделаем, мужики!». Это всех касается – не только игроков. Мы все должны были сделать именно так.

Понятно, находят разные причины – а вот тренер, не объединил – все что угодно можно говорить. Придумывать, обманывать. Но, братцы, вы себя не обманывайте. Я себя не хочу обманывать – я знаю, где я напорол и где я не прав. Я говорю, что мы все должны были быть едины, чтобы решить эту задачу. Вот что самое главное. И в этом плане я очень разочаровался».

Без конкретных имен и фамилий очень сложно трактовать слова тренера, но я напомню, что сразу после четвертьфинала Сочи сказал Владислав Третьяк (тогда хоккей еще не знал фамилию «Ротенберг»).

«Команда выступила в силу своих возможностей. Почему эти возможности оказались такими низкими – другой вопрос. Хотя все условия для совсем другого исхода были созданы. Хотите дополнительных специалистов в тренерский штаб – пожалуйста. Нужно провести Кубок Первого канала на олимпийском льду, привыкнуть ко дворцу «Большой» – мы все организовали.

Страна, наша федерация сделали для нашей команды все, что могли. Сборы, турниры, пауза на подготовку к турниру. Закрыли все проблемы, не жалели ничего из того, что могло обеспечить успех. Что я еще мог предложить в качестве вклада в победу? Разве что самому в ворота встать».

Владислав Третьяк уже третьим предложением снимает ответственность за результат с себя и с федерации – и переваливает ее только на тренера. Логичную цепочку о том, что принятые меры – например, паузы в КХЛ – не помогли, потому что это бред, он подменил суждением о том, что это и нужно было для победы.

В этой реплике – суть отношения ФХР к Сочи-2014: там с самого старта подготовки к турниру заиграли в политику. Важно было сделать так, чтобы победа была общей (лимит! паузы! привыкли ко дворцу «Большой»), а поражение – только билялетдиновским. Его назначили за три года и освободили от клуба – чтобы спокойно готовил сборную – ему в помощь изобрели кучу формальных мер поддержки (паузы на Евротур). Россия в Сочи играла не в хоккей, а в политику – Билялетдинов сам сделал много ошибок, но то, что домашняя Олимпиада считается его провалом – это очень символично, не правда ли?

Ну и уровень внешнего давления на ту сборную выдает следующая реплика тренера.

«Помню даже, как со мной Владимир Владимирович разговаривал. Вот мне перед ним стыдно, честно, до сих пор. Если какая-то встреча, мне будет стыдно. Потому что какое общение было, как он подошел... Для меня это... Мне до сих пор неудобно».

В общем, понятно, почему в федерации паниковали – и понятно, что, если бы Сочи-2014 был завтра, все повторилось с точностью до пауз в интервью.

Наш инстаграм / наш телеграм / мой телеграм / мой твиттер

Карьеру русской звезды НХЛ спасали в украинском клубе. Если бы не Майдан (и Знарок), мог даже играть там за сборную

Сын легенды КХЛ играет в канадской школьной лиге. Год обучения там стоит 35 тысяч долларов

Фото: РИА Новости/Григорий Соколов, Александр Вильф, Алексей Дружинин; globallookpress.com/Troy Wayrynen/ZUMAPRESS.com