6 мин.

Кузнецов говорит, что в НХЛ играют как курица без головы. Это чистая правда

Но побеждают все равно творцы.

Лучшая российская новость на старте сезона НХЛ: после всего, что случилось с Евгением Кузнецовым летом-2019, он не закрылся от мира, как сделали бы 80% игроков. После небольшой паузы – новые стендапы перед людьми с микрофонами, такие же, как прежде: ирония, смешки, челябинские приколы.

Это хорошо, потому что Женя важный хоккейный спикер: он становится взрослее и говорит все более серьезные и, я бы сказал, качественные вещи. Вряд ли у кого-то есть вопросы по тому, насколько глубоко Кузнецов понимает игру и что может о ней рассказать.

Первый поворот звезды на пути к играющему эксперту – этой осенью он неожиданно и сочно баттлит против хоккейного стиля Северной Америки. Разумеется, по фактам.

«Хоккей поворачивается к тому, – сказал он ближе к концу октября, – что как на работу приходим, выбросили, забросили... Не говорю, что мы так играем, но все идет к тому, что «беги, беги», а куда беги? Как курица без головы. Такой хоккей сейчас. Кажется, вся красота игры куда-то исчезает».

«Не то чтобы бей-беги, – это уже кусочек из свежего шоу для «СЭ». – Наверное, больше простоты стало в хоккее. Люди поменьше держат шайбу. Поменьше передач, больше вертикального хоккея. Туда-обратно пробежали, нагнали аппетита, как говорится, – и все. Бывают игры, когда соперник начинает играть в пас – и цепляешься за это, интересно. Но таких матчей стало мало. Забросил, пошел в форчек, подавил, пару раз шлепнул кого-то, бросили, заковыряли – весь хоккей от этого отталкивается».

Должен сказать, что я даже слишком хорошо понимаю, о чем говорит непризнанный MVP Кубка Стэнли-2018. Я болею за «Торонто» – это, если вы не знали, одна из самых талантливых команд лиги. В ней за большие деньги играют Остон Мэттьюс (1-й номер драфта-2016), Джон Таварес (1-й номер драфта-2009), Митч Марнер (4-й номер драфта-2015), Вильям Нюландер (8-й номер драфта-2014), атакующие защитники Морган Райлли (5-й номер драфта-2012) и Тайсон Бэрри (307 очков в 484 матчах за «Колорадо»). По всем внешним признакам эта команда должна играть в волшебный хоккей будущего.

Но до смены тренера эта талантливая команда играла проще куска канадской деревяшки. Не очень понятно, какие цифры или картинки нужны, чтобы компактно подсветить этот примитивный стиль – гифка с тупым вбросом в зону не поможет, их полно даже у очень стильной команды. Но я попробую.

Пойдем через цифры по тем же входам в чужую зону через вброс. Они не являются абсолютным подтверждением, но как косвенная улика вполне адекватно подкрашивают слова Кузнецова и мои ощущения. 

Вот смотрите: после отставки Бэбкока «Торонто» играет в подчеркнуто комбинационный хоккей, от контроля шайбы – наверное, Шелдону Кифу важно показать быстрые перемены, плюс сейчас позволяют соперники. Недавний (21 ноября) матч против «Аризоны» удался в смысле контроля и всякой красоты. Вот что там было по входам в зону в ситуации 5-на-5.

Светлым отмечены вбросы, темным – контролируемые входы. У Нюландера – 6 входов с контролем, у Мэттьюса, Михеева и Спеццы – по 4, всего у команды – 36. Очень условно говоря, это один из графических следов команды, которая играет комбинационно и в каком-то смысле красиво.

А вот что было в начале сезона – в игре против «Оттавы» 2 октября.

У Нюландера и Мэттьюса – по четыре контролируемых входа, у всей команды – 23, на 13 меньше, чем будет через полтора месяца. Вбросов – 27. Приблизительно такую таблицу формирует команда, которая играет просто, через «вброс – форчекинг».

Примерно так – от вброса – играет вся современная НХЛ. Нижние звенья всех команд по умолчанию играют в подобном стиле. Лучшие игроки лишь время от времени его выключают.

«Бывают игры, когда красиво играем в пас, – подчеркнул Кузнецов. – Выходим из зоны второй-третьей передачей – и красота хоккея на минут 5 появляется, а потом обратно. Вспоминаем, что это результат не дает, если по последним годам судить. Меньше ошибок, постоянное давление – не так просто играть, когда на тебя постоянно давят».

В целом, конечно, царит бодалово. Давление считается более эффективным инструментом, чем контроль шайбы. Контроль требует таланта, творчества и вдохновения – и регулярно приводит к ошибкам. Если нет вдохновения, все ломается – и получаются плохие матчи. Для вброса, по сути, нужны только ноги: матч, сыгранный на включенных ногах, будет не супер, но он и не будет провален.

Кузнецов, который справедливо пинает этот стиль, упускает один очень важный момент. Система «вброс – форчек» отлично работает в ноябре, декабре и в остальные месяцы регулярного чемпионата. Поэтому среднестатический матч регулярки НХЛ, скорее всего, невозможно смотреть, а вокруг жемчужин типа «Питтсбург» – «Ванкувер» (8:6) собирается радостная толпа. 

Опираясь на такую базовую простоту, можно быть успешным и даже проходить целые раунды в плей-офф. Но играя только так, ты рано или поздно упираешься в потолок. Потому что на экстремальном уровне напряжения хоккей становится тем, чем задуман изначально – игрой. В которой не работают простые запрограммированные действия и в которой побеждают сложные спонтанные перфомансы отдельных игроков, связок и звеньев.

Когда Кузнецов говорит, что комбинации не дают результата, он забывает, кто брал Кубок Стэнли в последние пять сезонов. Да, там был «Сент-Луис» – пример, который надо разбирать отдельно, но до этого чашку брали «Вашингтон», дважды «Питтсбург» и «Чикаго». Кубок поднимали сам Кузнецов, Бэкстрем, Малкин, Кросби и Патрик Кэйн. Это креативная элита НХЛ.

Кузнецов забывает, каким был финал Кубка Стэнли-2018. Тогда яростно простой «Вегас» просто уткнулся в контроль шайбы от «Вашингтона» и был размазан по стенам своей же новенькой арены. Да, «Кэпиталс» не были стереотипно творческой командой – за них, кроме всего прочего, играл Том Уилсон. «Вашингтон» был и остается командой, которая может кому угодно буквально надрать зад, которая сильна физически и умеет играть примитивно – когда ей это выгодно.

Но разницу между просто крутой бандой и обладателем кубка «Кэпс» сделали не за счет Уилсона, а за счет Кузнецова, Бэкстрема, Враны и Эллера. Которые монстрили, придумывали сложные комбинации, разгоняли атаки и хитро забивали. Без хитов Уилсона «Вашингтон» не был бы таким буквально мощным. Без приколов Кузнецова он бы просто не победил.

Игрокам вроде Никиты Гусева – которому Кузнецов и адресует свой месседж – надо понять: бодалово, которого так много в НХЛ в ноябре – это не абсолютное зло. Это вот такой скучный и серый общий фон, в котором нужно найти себя.

Если ты сможешь творить в этих неуютных рамках, то тебя никто не остановит – даже в финале Кубка Стэнли.

Наш инстаграм / наш телеграм / мой телеграм / мой твиттер

В хоккее будущего не будет щелчков. Уже сейчас их намного меньше, чем 10 лет назад

Думаете, хоккей – просто тупая беготня? Нет, это сложные схемы на дикой скорости

Фото: Gettyimages.ru/Rob Carr, Claus Andersen, Bruce Bennett