9 мин.

Максим Карпухин: «Сейчас мне сложно сказать, что происходило у меня внутри»

Защитник ФК «Держава» Максим Карпухин родился и начинал заниматься футболом в Мичуринске, небольшом городе Тамбовской области. Вот уже более 10-ти лет он пытается строить свою карьеру футболиста. Это, наверное, тот случай, когда есть талант и все возможности, но если это не использовать, тогда результат радовать не будет. Футболист это не только физическая сила, важно быть психологически подготовленным к сложностям жизни, особенно когда есть высокие цели. О своих успехах, разочарованиях и планах Максим Карпухин рассказал мне в интервью.

Как начинался твой футбольный путь?

В детстве я не любил футбол. Отец играл на чемпионате города и просто был любителем этого спорта, поэтому очень часто дома по телевизору не переключались футбольные матчи. Мне не нравилось смотреть их. Но на секцию я все-таки пошел. Это было в 4 классе. Ребята, с которыми я общался, занимались у тренера. Ну а мне же нужно было что-то делать, выбора не оставалось.

От ненависти до любви, как говорится. Как изменилось твое отношение к футболу впоследствии?

Мы ходили на футбол, потому что нам в принципе нечем было заниматься. Для нас это было своего рода хорошим времяпрепровождением. Ты либо занимаешься спортом, либо тебе уготована не самая здоровая жизнь. Футбольная перспектива мне больше нравилась. Мы часто ездили на детские областные турниры в Тамбов, Никифоровку и еще в другие города.

Ты учился в «Академии футбола» с 14 лет. Как ты туда попал?

Я сначала тренировался со своим возрастом. Через некоторое время я и еще несколько ребят стали выделяться из своего года. Мы в принципе не видели перспектив для своего игрового роста, поэтому наш тренер отправил нас тренироваться к старшему году, то есть к 96-му. Их тренировали Владимир Владимирович Парусов и Максим Андреевич Лукьянов. С ними мы участвовали на турнире, где я себя неплохо проявил. Примерно через месяц я узнал от родителей, что есть возможность поехать на просмотр в Академию футбола. Мы приняли решение, что стоит попробовать. Приехали на товарищескую игру. Там нас встретил Игорь Николаевич Неучев, мы познакомились, он проводил меня в раздевалку. Потом по классике установка на игру. Уже не помню, как я выглядел со стороны, об этом лучше расскажут ребята с моего года. После игры мы ещё раз побеседовали с Игорем Николаевичем. В итоге я остался в команде.

Что изменилось в твоей жизни с переездом в Тамбов и как ты стал относиться к футболу?

Когда я переехал в Тамбов, сначала скучал по дому. Новые лица, новые знакомства, другой уровень футбола. Нужно было адаптироваться. На базе жил мой хороший знакомый – Максим Лосев. Он помог мне немного освоиться и втянуться в повседневную жизнь. Что-то конкретно отметить не могу. Как изменилась моя жизнь? Я тренировался, учился, и снова тренировался, как и везде. Футбол стал для меня всем. Я в принципе строил планы на дальнейшую футбольную жизнь.

Были ли у тебя возможность и попытки пробиться в основную команду?

Да, у меня был шанс попасть в основную команду. Первый сезон на КФК за ФК «Тамбов-М» для меня выдался удачным, как мне казалось. После зимних каникул меня и ещё несколько человек из молодежки пригласили на зимние сборы с главной командой под руководством Талалаева и Малина. Условия были, конечно, удручающими, но равными для всех. Через 4 дня ко мне подошёл главный тренер команды и сказал, что его не устраивает мое отношение к футболу и я не пользуюсь тем шансом, который мне предоставили. Он дал мне время, чтобы я доказал, что это не так. А через пару дней после очередной тренировки ко мне подошёл второй тренер команды, Александр Малин, и сказал, что со следующего дня я начинаю тренироваться с молодежкой. Вот, по-моему, это и был единственный шанс, которым я не воспользовался.

Если был шанс, то почему ты не воспользовался им?

Если бы я знал ответ на этот вопрос, то я бы ответил. Наверное, все дело в том, как я относился к тренировкам. По мнению тренерского штаба, я пренебрегал этим шансом и не выкладывался на тренировках. Я мог показать больше, чем показывал. Так это или не так, профессионалам виднее.

Что это за период был, когда ты практически не появлялся в основном составе, да и вообще на поле редко выходил?

Это был сезон 2017. Зимой перед сезоном все шло хорошо, я тренировался, старался проявлять и показывать себя. В принципе, могу сказать, что этот период подготовки прошел гладко. Чуть позже у меня появился вариант уехать играть в Абхазию, но не срослось, я остался в Тамбове и продолжил работать, как и прежде. Перед сезоном у нас было запланировано несколько спарриноговых игр, которые я практически все просидел на банке. Уже тогда я понимал, что-то идет не так. Получилось так, что новый сезон я начал на скамейке запасных. И вообще, очень редко попадал в заявку. В те моменты чувствовал себя ужасно, а после совсем потерял уверенность в себе. На меня очень влияло мое положение в команде, которое практически не было востребовано.

Как часто тренер давал тебе возможность играть в этот период и пытался ли ты вообще решить вопрос со своим положением “вне игры”?

У меня было несколько шансов, чтобы изменить своё положение в команде, но, к сожалению, я ими не воспользовался. Первый шанс мой был при игре с «Локомотивом» (Лиски). По ходу первого тайма мы проигрывали 2:0. В перерыве я вышел на позицию центрального защитника, но не смог убедить своей игрой тренера. А вообще в той встрече мы уступили 3:0. После был шанс, когда мы играли дома с «Курском». В первом тайме мы тоже проигрывали 0:3. Я вышел не поле во втором тайме и смог открыть счет для нашей команды. Следом Серега Архипов реализовал одиннадцатиметровый. После этого счет не изменился, а мы тот матч проиграли 2:3. Вот как раз этими моментами я не смог воспользоваться за то время, что находился в команде. По ходу сезона у нас было несколько разговоров с тренерским штабом, но в итоге это привело к тому, что есть на данный момент.

За ФК «Тамбов» ты так и не сыграл, да и с молодежкой не сложилось. А вот за «Елец» отыграл два сезона. Как тебе было в команде, что можешь сказать об этом периоде?

Команда стала обновляться после сезона 2017. Стали набирать молодых ребят.  Я и ещё несколько парней оказались под лимитом. На смену нам пришли футболисты 2000 г.р., а мы отправились играть на область и искать варианты для продолжения своей карьеры. Как-то ко мне подошёл Игорь Николаевич Неучев и предложил поехать играть в Елец. Я почти сразу согласился. Сборы в команде были в середине февраля. Я уехал в «Елец» вместе с Сашей Баженовым и Женей Беляковы. В команде было много тамбовских ребят, поэтому мне было легко освоиться и адаптироваться в команде. Первый сезон мы закончили на 5 месте, это было неплохим результатом. После сезона мы разъехались по домам. У нас был долгий перерыв, поэтому у меня была возможность тренироваться дома. Я тогда занимался с местной командой, чтобы можно было поддерживать себя в форме. Перед началом следующего сезона мне позвонил Владимир Николаевич Кобзев и предложил снова приехать в команду. Я согласился, потому что больше никаких вариантов не было. Я приехал с новыми силами в «Елец». Состав практически не изменился, но была проблема с нападающими. Тренер решил попробовать меня на эту позицию. Помню в первой игре против ФК «Калуга-М» я хорошо стартовал в новом для себя амплуа, забил 2 гола. Получилось проявить себя, наверное, поэтому я стал постоянным нападающим в «Ельце». А вообще за тот сезон я забил 8 мячей и стал вторым в команде по числу голов.

В марте ты был в Беларуси и пробовался в ФК «Химик – Светлогорск». Какую разницу увидел между нашим футболом и их?

Да, все верно. В марте агент предложил поехать в эту команду, я согласился. Вместе с Женей Кулешовым мы прибыли в команду “Химик”. Она играет в первом дивизионе, который аналогичен нашей ФНЛ. Разница, конечно, есть. Если честно, по уровню футбола я бы сравнил лигу, в которой они выступают, с нашей ПФЛ. Есть неплохие команды, которые за что-то борются, а есть команды, которые питаются городским бюджетом и стараются остаться на плаву.

Почему не получилось попасть в команду?

Я им просто не подошел. Было не очень много времени, чтобы показать свои сильные стороны на тренировках. Оставалось только убедить своей игрой в спаррингах. Первый товарищеский матч у нас был с ФК «Белшина», который сейчас выступает в высшей лиге. Я вышел на поле к 70-ой минуте на позицию опорника, сыграл неубедительно. В раздевалке ко мне подошёл тренер и объяснил всю ситуацию. Он дал понять, что на меня не рассчитывает, но сказал, что я могу остаться до следующей игры, я согласился.

Подошёл день игры с «Гомелем». Прошла установка, прошла разминка. В стартовый состав я, конечно, не попал, но в середине второго тайма меня выпустили на позицию левого защитника. Играл я без ошибок, вполне уверенно и спокойно. Примерно через 15 минут моего игрового времени меня поменяли обратно. В этой игре я больше не вышел на поле. В раздевалке повторился все тот же разговор с тренером, который у нас был после игры с «Белшиной». Он дал понять, что не рассчитывает на меня. Ну а через два дня я уехал домой.

Что с тобой происходило в периоды, когда ничего не получалось, ты переставал работать?

Сейчас мне сложно сказать, что происходило у меня внутри. Понимаю, что просто пустил все на самотёк, в итоге это ни к чему хорошему не привело. Если бы я сейчас оказался в тех же ситуациях, поступил бы по-другому.

Ты играл в разных амплуа: центрального, крайнего, опорного полузащитника, нападающего. Какая позиция тебе ближе всего?

Ближе всего мне позиция крайнего защитника, та, с которой я начинал свою футбольную жизнь. Но самое главное играть, а на какой позиции – это уже без разницы.

Судя по количеству красных карточек, ты один из главных нарушителей.

У меня обостренное чувство справедливости, поэтому чаще всего красные карточки получаю за разговоры и конфликты с судьями. Не всегда можно понять их действия по отношению к команде, иногда какой-то игрок им не понравится, они начинают душить всю команду. Конечно, я понимаю, что в этом моя проблема. Нужно уметь контролировать себя, чтобы таких прецедентов не было. В один момент я понял, что с судьями спорить бесполезно, им все равно ничего не докажешь.

Как я поняла, то судейство – это проблема в футболе. Какие-то еще замечаешь пробелы, которые важно заполнить?

Как я уже говорил, это вопросы справедливости и профессионализма. Проблемы есть, но них лучше расскажут эксперты по телевизору.

Видишь ли ты альтернативу футболу в своей жизни?

Возможно. Если не футбол, хотел бы заниматься чем-то своим и работать на себя, чтобы все зависело от меня и от моего желания. Есть много мыслей и планов, но об этом пока рано говорить. Пусть это останется тайной.

Блиц. Сериал?

Бумажный дом.

Музыка?

Скриптонит, Pastor Napas, новый альбом PHARAOH.

Беседовала Кристина Боброва