7 мин.

Скучающий Царь, сидящий капитан и другие. Что влечет бывших футболистов к микрофону и за клавиатуру

Разумеется, этот текст – не о бывших футболистах, которые после завершения карьеры выбрали нелегкий и, в общем-то неблагодарный журналистский хлеб. Мы всегда будем помнить Владимира Маслаченко и Владимира Перетурина, хочется надеяться, еще долго-долго сможем по-доброму троллить Геннадия Орлова и радоваться каждой встрече с Константином Геничем. Ведь каждый из них был и есть на сто процентов на своем месте! Но, как говорится, кому интересен разговор о поездах, которые идут по расписанию…

А что же движет остальными?

Желание заработать. СМИ – это далеко не золотое дно, но кое-кому выбирать не из чего. Речь – в первую очередь, о ветеранах еще советского футбола. Они, если мерить нынешними мерками, даже в свои звездные годы зарабатывали сущие копейки, а многие к тому же и потеряли все свои накопления в мутные инфляционные годы.

Александр Бубнов, Евгений Ловчев, Валерий Рейнгольд – самые яркие представители этой плеяды «экспертов». Они давным-давно остались позади футбольного каравана, сказать что-то по существу, чаще всего, им совершенно нечего, и получить хоть какую-то прибавку к пенсии за счет скромных гонораров эти люди могут всего двумя способами. Либо - брызгая слюной и привлекая к себе внимание нелепыми скандальными заявлениями. Либо – паразитируя на славной истории советского футбола. Лучше всего это удалось пока Бубнову, который в своей книжке сумел обгадить всех своих бывших товарищей по команде, чьи имена сумел вспомнить.

А еще у этой плеяды товарищей неистребимо желание не столько учить, сколько поучать. Пожалуй, самый яркий пример – Вадим Никонов, в прошлом замечательный полузащитник столичного «Торпедо». Яркий, творческий и конструктивный. Но, участвуя в репортажах, он превращался в высокомерного и раздражительного брюзгу, и терпения слушать этот поток нравоучений у телевизионного начальства хватило ненадолго. Может, не все уже и вспомнят такого комментатора.

Желание обратить на себя внимание. Как правило, это – действующие тренеры, которые на какое-то время остались без работы и живут ожиданием новых предложений. Наверное, они готовы и сами приплатить за участие в умной телепередаче в расчете на некоего вполне конкретного зрителя или читателя. И даже подают ему в этот момент вполне определенные импульсы. Как, например, в свое время Анатолий Бышовец, посетовавший в интервью о том, что вот он жил и работал во многих городах, расположенных на берегах больших рек, но что-то еще ни разу не трудился на Дону…

Эти эксперты стараются выглядеть глубокими и вдумчивыми собеседниками. Собственно, нередко они именно такими и являются, но, пока перед ними не встает задача поиска работы, они эти свои качества демонстрируют не всегда. Мы прекрасно помним, как тот же Рашид Маматкулович в бытность действующим тренером мог вспылить от любого не понравившегося ему журналистского вопроса, а сейчас он – сама любезность и обстоятельность.

Состав этой группы экспертов постоянно меняется, потому что никогда не заканчивается круговорот тренеров в футболе. Но слушать и читать каждого из них всегда интересно. И пусть порой они бывают немного осторожными в оценках, но зато кто кроме них может объяснить чисто профессиональные нюансы – касающиеся тактики, взаимоотношений в команде, а также конкретных игровых эпизодов. 

Ведь футбол – гораздо более сложное дело, чем кажется очень и очень многим. Но, к сожалению, людей, способных донести эту простую мысль до аудитории, крайне мало. Послушаешь того же Александра Мостового или Евгения Алдонина, посмотришь в их глаза – и вправду почувствуешь себя таким знатоком!..

Желание свести счеты. Свои хейтеры есть, наверное, у каждой знаменитости. А иногда бывает так, что среди этих самых ненавистников тоже оказываются публичные люди. Или, по крайней мере, весьма известные. Развитие интернета и социальных сетей дает им прекрасный шанс проявить себя. Наверное, вы без труда назовете футболистов (причем даже не обязательно бывших), которые чуть ли не в каждом своем интервью не упустят возможности пнуть Александра Тарханова или Станислава Черчесова, Валерия Карпина или Валерия Петракова.

У каждого из этих конфликтов – своя история, но чаще всего все сводится к одному: тренер не дал футболисту то игровое время, на которое тот претендовал. Вот обида и находит свой выход.

Например, ни одно интервью экс-форварда «Амкара» Мартина Якубко не обходится без упреков в адрес Гаджи Гаджиева. Величины в футболе, конечно, несопоставимые, и уважительные характеристикам, которые неизменно дает бывшему тренеру нашей команды Самюэль Это/О, вызывают уда большее доверие. Но, если чуть углубиться в историю взаимоотношений Гаджиева и Якубко, становится понятно, откуда вырос этот словацкий зуб.

Сначала они пересеклись в 2007-м в «Сатурне». Гаджиев принял команду в середине сезона, когда она шла 15-й, а закончили тот чемпионат раменчане пятыми, что стало лучшим результатом клуба в истории, а Гаджиев был признан Тренером Года. Якубко осенью 2007-го играл только за дубль.

И примерно то же самое произошло спустя семь лет в Перми. Гаджиев принял «Амкар», находившийся в почти безнадежном положении, и вывел его даже из зоны стыковых игр. А Якубко провел за эти полсезона лишь одну игру целиком – самую первую. Потом либо выходил на замену, либо меняли его. А то и вообще оставался на банке, и контракт с ним, в итоге, продлен не был. Тренер сделал ставку на других форвардов, и, судя по результатам, оказался прав.

Так бывает и в большинстве подобных конфликтов, эхо которых доносится до нас сквозь годы. Ведь за результат, как ни крути, отвечает именно тренер…

Желание заполнить пустоту. Люди, игравшие на неплохом уровне и закончившие свою карьеру относительно недавно, захватили золотые времена российского футбола. Если они не профукали свои гонорары в казино и не поддались на уговоры вложиться в телефонизацию Марса, то денег им вполне хватит до конца жизни. Да и следующим поколениям останется.

Но отсутствие материальных проблем – это еще не все. Многие из тех, кто провел в профессиональном футболе по полтора десятилетия, настолько устали от всей этой нескончаемой суеты и нервотрепки, что настроены провести остаток жизни в каком-нибудь другом мире. И единственное, чего им не хватает на этих новых берегах - это внимания публики.

Кто-то просто лениво тусуется в эфире – как, например, Александр Мостовой. Но у многих на этой почве слегка сносит крышу. Самый яркий пример – Александр Панов, коренной ленинградец и бывший зенитовец, который ради привлечения внимания к своей 170-сантиметровой фигуре вдруг решил заделаться ярым поклонником «Спартака». Единственные дивиденды, которые он может получить благодаря этому «трансферу» - поиметь люлей в какой-нибудь колпинской подворотне. Но он машет красно-белым флагом, публикует в соц. сетях разные безумные фотки – и человеку хорошо.

Таких кадров становится все больше. Первым, кажется, стал экс-капитан «Рубина» Сергей Харламов, который сколь часто, столь же и невнятно, критиковал свой бывший клуб – даже в то время, когда казанская команда была лучшей в России. Правда, потом Харламов оказался вдалеке не только от футбольных полей, но и от поля публичного - в течение двух лет он находится под арестом за в организацию финансовой пирамиды, которая действовала аж в 23 регионах России. Но потребность рубить правду тире матку Сергей сохранил, даже находясь за решеткой – находясь под домашним арестом, а потом и в СИЗО, он написал книгу, которая недавно вышла в счет в Казани. Вот уж поистине – «заполнить пустоту»…

В Перми примерно тем же самым, только, к счастью, на свободе, занимается Алексей Попов – тоже отличный футболист в прошлом, которому, судя по всему, тоже скучновато. Что ж, имеет право…