6 мин.

Русский стритбол на плаву благодаря личностям

В этом посте я расскажу, как проходят турниры по уличному баскетболу в нашей стране. Начну с того, что стритбол пока не имеет статус вида спорта. По сути он никак не закреплен в законе, и, соответственно, из-за этого российские турниры в отдельных регионах проводятся по- разному.  

Существует Ассоциация уличного баскетбола при РФБ, которая уже несколько лет проводит соревнования в Москве, а также в участвует в организации турниров крупных городов страны.  Главные мероприятия Ассоциации: международный Moscow Open, Чемпионат России, Кубок России, а также несколько массовых турниров. О Moscow Open поговорим в одной из следующих записей блога, сегодня же остановлюсь на внутренних соревнованиях.  Единой схемы проведения всех турниров в России нет. Есть гибкая система. В ряде крупных городов России есть инициативные люди, которые занимаются организацией стритбольных турниров. Чаще это работники местных федераций баскетбола (Уфа, Владивосток, Калининград) или профессиональных клубов города (Красноярск), но есть и просто любители, занимающиеся стритболом, что называется,  на общественных началах. Ассоциация объединяет этих людей, присваивая их турнирам статус региональных этапов чемпионата и кубка России. Согласно квотам, каждый город получает определенное количество путевок для лучших команд в финальную часть чемпионата и кубка.

  Чтобы провести достойный турнир по стритболу, требуется группа организаторов, ведущие, судьи, секретари, фотограф, видеооператор, врач. Необходимы рабочие для монтажа конструкций, грузчики, транспорт. Требуется оборудованная площадка для игры в уличный баскетбол, которая включала бы как минимум 4-5 кортов, асфальтовое или специальное спортивное покрытие, ограждение, трибуны для зрителей, умывальники и лавки для игроков, урны для мусора. Наконец, требуются средства для оплаты аренды площадки, работы персонала, призового фонда и прочее.  Ассоциация активно работает по популяризации стритбаскета и во многом за счет своего президента – префекта центрального административного округа Москвы Сергея Байдакова – получает стабильное финансирование столичных турниров, а также финалов чемпионата России каждый год. Вообще, сложно переоценить роль Байдакова в развитии стритбола. В последние 5 лет уровень турниров как по организации, так и по составу участников резко вырос, на  Moscow Open был даже президент России,  и аудитория соревнований постоянно растет, что является лучшим показателем прогресса.

К сожалению, не в каждом регионе все гладко. Есть проблемы с площадками. Немало случаев, когда в крупнейших городах попросту нет подходящих кортов для того, чтобы вместить всех желающих принять участие в турнирах. Пример – Новосибирск. Уже три года мы пытаемся добиться от администрации города строительства центра уличного баскетбола, и все безуспешно.  Но есть и удачные примеры строительства таких центров.  Самый яркий – открытый в Уфе в прошлом году ЦУБ «Кашкадан». Построен стараниями директора федерации баскетбола Уфы, бывшего игрока уличных площадок, Сергея Медведева, выходившего на корт с Кобе Брайантом (дело было лет 8 назад, на одном из европейских турниров, Кобе приезжал туда в рамках какой-то промоакции). Сергею удалось построить центр, который может принимать любые, в том числе международные турниры: специальное покрытие кортов, стойки с выносом щита 2 метра, трибуны, подсобные помещения, сцена, живописное место. Еще один пример – Владивосток. Самый восточный ЦУБ России построен благодаря инициативе и неуемной энергии еще одного уличного игрока – Эдуарда Сандлера, сейчас он занимает должность вице-президента БК «Спартак-Приморье».

Идеальная, на мой взгляд, схема стритбольного лета в масштабах страны была разработана несколько лет назад Ассоциацией. Весной в каждом городе проходит большой массовый турнир для всех желающих, который носит статус отборочного в финал Кубка России, а также там определяются участники первого тура регионального этапа чемпионата России.  После этого через неделю-две проходит 1-й тур, где играет строго определенное количество команд. Часть вылетает, часть получает рейтинговые очки. После тура -  кубок вызова: турнир для тех, кто вылетел из тура и всех остальных желающих. Итак, чередуя туры и кубки вызова за лето проводится до 8 турниров, чуть ли не все выходные июня-июля участники проводят на кортах.

В 2010 году Москва решила экспериментировать и отказалась от такой схемы в столичном чемпионате. Вместо этого был запущен проект Гетто Баскет. Главные его черты: игра без судий, без классических турнирных сеток, команды должны выиграть несколько игр подряд на корте определенного уровня по силе. Этот более свободный принцип проведения турниров получил уже как положительные, так и отрицательные отзывы, так что оценивать его по одному сезону, считаю, преждевременно.

После того как в городах отгремят региональные этапы, лучшие команды собираются в столице на финал. Эта традиция пошла еще с турниров Adidas streetball challenge, тогда также победители городских турниров приезжали на большой финальный стритбольный праздник в Москву. Финалы – настоящая кульминация сезона, а еще – площадка для отбора игроков в сборную России. По крайней мере, так должно быть. Но о сборной поговорим не сегодня.

 Финансирование региональных турниров – как игра в рулетку: шансы на удачу в обоих случаях невелики. Спонсоры по большей части относятся к стритболу прохладно, одна надежда на муниципалитеты – но там тоже все сложно. Поэтому не все регионы имеют возможность проводить несколько турниров за лето: проведут один – и тому рады. Я всегда с недоумением смотрю русские новостные каналы, по ним регулярно говорится о больших суммах, выделяемых государством на профилактику наркомании, развитие детского спорта. Но как прийдешь в мэрию, попросишь помочь с турнирами – предлагают в лучшем случае купить медальки и предоставить музыку. Ни о каком полном финансировании турниров речи не идет. Куда уходят деньги? Очередной распил? Или подготовка к олимпиаде и к ЧМ 2018 по футболу означает смерть для неизбранных городов и видов спорта?

Знаете, я уверен, что в стране нужно воспитывать спортсменов, а не болельщиков. А все эти глобальные турниры типа Олимпиады и чемпионата мира имеют право проводить страны с развитой экономикой, инфраструктурой, материальной базой и системой подготовки спортсменов. А получается, что только ради одного турнира мы начали строить стадионы. То есть, не было бы турнира – не строили бы. Не нужны значит были они, верно? А теперь и деньги нашлись, и возможности. Какая-то гнилая логика получается. Мне возразят, скажут: турнир пройдет, стадионы останутся, на них будут играть дети. А я уверен, что не будут. Да, дети придут на стадион поболеть, подраться и попить водки, но для того, чтобы заниматься спортом им нужны не стадионы, а спортивные площадки возле дома,  не чемпионаты мира, а первенства двора, района, города. Секретом побед СССР в разных видах спорта была совершенная вертикаль спорта. Развитие спортсмена начиналось с урока физкультуры, с турниров «Кожаный мяч», городских первенств. Лучшие из лучших из этих массовых любительских турниров шли в секции и профессиональные клубы. Сейчас же даже заниматься спортом во дворах невозможно, не говоря уже о проведении там турниров.  У нас вертикаль спорта есть, но начали развивать ее не снизу, а сверху. Отлично, что есть в русских селениях еще люди как Медведев или Сандлер, понимающие, что если они не сделают это  – то никто не сделает. И такие люди есть во всех городах. Им только нужна небольшая помощь от государства. Что сделать, чтобы достучаться да него?