11 мин.

Шакира и Джей Ло выступили на Супербоуле. Шоу-традиция началась с Майкла Джексона (а вообще виноват ситком с Джимом Керри)

В ночь на 3 февраля по московскому времени «Канзас-Сити» и «Сан-Франциско» сыграют за титул чемпиона Национальной футбольной лиги (НФЛ).

Супербоул – особенное событие для мирового спорта. Причем интересна не только игра, но и шоу в перерыве, у которого особый статус и в котором выступают самые известные артисты.

Почему это стало традицией?

История: от студенческих оркестров до Майкла Джексона

Шоу в перерыве Супербоула проводили с первого матча в 1967 году. Правда, сначала выступали студенческие оркестры и группы поддержки. Каждое шоу было тематическим: «Музыкальная Америка», «Трибьют Луи Армстронгу» или «Наш маленький мир».

Со временем популярность матча росла, и в шоу приглашали более-менее известных певцов. Первой артисткой, выступившей на Супербоуле, стала Кэрол Ченнинг – в 1970-м она спела хит бродвейского мюзикла «Хелло, Долли!».

По словам самой Ченнинг, о выступлении в перерыве ей сказали только за неделю до события, а в день матча она даже не успела толком отрепетировать песню. И все равно тогда акцент сделали не на Кэрол, а на оркестре местного университета.

До начала 90-х в перерывах Супербоула практически ничего не менялось: иногда на сцене появлялись певцы и артисты, но настоящих звезд болельщики не видели.

Все изменилось в 1992-м, когда телеканал FOX параллельно с трансляцией Супербоула на NBC показал специальный эпизод ситкома «В ярких красках» с Джимом Керри. Таким способом FOX хотел оттянуть часть зрителей NBC себе – и это удалось: рейтинги Супербоула-1992 оказались существенно ниже ожидаемых.

Тогда в НФЛ задумались о приглашении настоящих звезд, чтобы зрители не уходили на другие каналы в перерыве. Первый кандидат Лиги – Майкл Джексон.

Переговоры шли тяжело: Джексон понятия не имел, что такое Супербоул и вообще американский футбол, и долго отказывался от выступления. Его убедили, предложив рассматривать участие в шоу как шанс привлечь к своему творчеству новую аудиторию.

Джексон выступил в перерыве Супербоула-1993 – и это навсегда изменило шоу. Он спел четыре песни, причем первые 2 минуты просто стоял без движений (если что, перерыв длился 12 минут), но все равно получил овации.

Тот перерыв по рейтингам оказался популярнее игры, а событие в целом прибавило 10 млн телезрителей в предыдущему Супербоулу: матч-1992 посмотрели около 80 миллионов человек, матч-1993 – уже 90.

НФЛ сделала выводы.

НФЛ не платит за выступление, а реклама стоит миллионы

• Артисты не получают гонорар за участие в шоу – им лишь покрывают расходы на перелет и проживание. Да, даже Майклу Джексону в 1993-м не заплатили – НФЛ только перевела 100 тысяч долларов в его благотворительный фонд, но это единственное исключение за более чем 50-летнюю историю матча.

Реклама 18+

Почему? Супербоул настолько популярен (как и шоу в перерыве), что звездные артисты рассматривают его как площадку для собственного продвижения – это куда важнее гонорара. По статистике, продажи альбомов и атрибутики звезд вырастают почти в два раза после их выступления в перерыве Супербоула.  

• Перерыв в обычных матчах НФЛ длится 12 минут – речь идет о паузе между второй и третьей четвертями игры. Сначала шоу в перерывах Супербоула длилось столько же – к примеру, Майкл Джексон выступал именно 12 минут.

Но со временем перерыв увеличился и сейчас составляет от 20 до 30 минут. Требования к артистам растут, зрительский интерес тоже, поэтому шоу растягивают.

• Реклама – отдельный вид искусства: рекламодатели стремятся снять для Супербоула особенные ролики, которые больше нигде не появлялись. Доходит до того, что зрители после матча обсуждают не только итоги игры, но и новые рекламные ролики.

Первой создать оригинальную рекламу для Супербоула догадалась компания Apple. Это была реклама компьютера Apple Macintosh в 1984-м. Ролик, который обыгрывал культовый роман Дорджа Оруэлла «1984», снял Ридли Скотт.

Первый рекламный ролик первого iPhone, кстати, тоже появился во время трансляции Супербоула.

С тех пор участие известных актеров и режиссеров в рекламе для матча стало не просто нормой, а практически обязательным условием.

Из-за популярности Супербоула эфирное время для рекламы тоже постоянно растет в цене. Если в 1967 году 30 секунд эфира покупали за 37 500 долларов, то в этом году цена поднялась уже до 5,6 млн. И это приносит огромный доход. Телеканал FOX, транслирующий Супербоул-2017, только на рекламе (суммарно занявшей 50 минут) заработал 510 млн.

Новые «Мстители», Серена Уильямс и сервис для свиданий, собака Харрисона Форда. Собрали лучшую рекламу Супербоула

• Несмотря на популярность матча, зрительский интерес в последние годы падает: по сравнению с 1993-м число зрителей в 2019-м увеличилось только на 8 миллионов.

Пика телевизионного рейтинга Супербоул достиг в 2015-м – тогда матч в США посмотрели 115 миллионов человек.

Самые известные шоу: Мадонна, Бритни Спирс и Джастин Тимберлейк

С 1993-го в перерыве Супербоула выступало много известных артистов, но некоторые шоу запомнились особенно, и не всегда в положительном ключе. Вот самое интересное:

• Майкл Джексон, 1993

Выступление поп-короля считается одним из лучших в истории Супербоула.

Интересно, что организаторы матча просили певца не делать его фирменный жест (да, тот самый, когда Джексон трогает промежность), поскольку в те времена Супербоул считался семейным событием. Майкл, конечно же, ослушался. Хотя, по словам организаторов, все-таки вел себя более пристойно, чем они ожидали.

Кстати, все танцевальные номера Джексон приготовил специально для Супербоула.

• Дайана Росс, 1996

В 90-х Дайана держалась на пике популярности, и ее выступление на Супербоуле превратилось в костюмированное шоу. Певица сменила четыре платья, а в завершение концерта улетела со сцены на вертолете.

• Бритни Спирс, 2001

В те годы Бритни была идолом поколения, так что ее появление в шоу на Супербоуле напрашивалось. Но Спирс выступила не одна, а с армией звезд: Aerosmith, NSYNC, Мэри Джей Блайдж и Nelly.

В заранее снятом интро перед их концертом поучаствовали актеры Адам Сендлер, Бен Стиллер и Крис Рок. Тема шоу была символичной: «Короли рока и попа». А компания «Пепси», главный спонсор Супербоула-2001, показала рекламный ролик с участием Бритни, который как бы продолжал тему ее дуэта с Aerosmith.

Реклама 18+

• Джастин Тимберлейк и Джанет Джексон, 2004

На Супербоуле-2004 разгорелся, пожалуй, самый мощный скандал в истории матча.

В конце песни Rock Your Body Джастин внезапно сорвал часть костюма Джанет и оголил ее грудь. Позже певцы извинились за инцидент и объяснили это тем, что у Джексон возникли проблемы с костюмом, но в это мало кто поверил.

Инцидент имел такой резонанс, что породил новую фразу в английском языке – wardrobe malfunction (проблемы с гардеробом).

Телеканал CBS хотели оштрафовать на 550 тысяч долларов, а песни Джексон сняли с радиоэфира.

Это событие временно изменило формат шоу на Супербоуле – с 2004-го по 2011-й на него не приглашали актуальных поп-звезд, ограничиваясь заслуженными и любимыми рокерами вроде Пола Маккартни и The Rolling Stones.

Если Майкл Джексон начал эру поп-песен на Супербоуле, то его сестра Джанет, хоть и временно, ее прекратила.

Тимберлейк снова выступит на Супербоуле. 14 лет назад с этого начался YouTube

• Prince, 2007

То шоу запомнилось не только песнями, но и погодой. Над стадионом в Майями висели тучи, но дождь не начинался. Prince спел несколько своих песен вперемежку с рок-хитами (звучала даже We Will Rock You от Queen).

Но именно в тот момент, когда певец начал исполнение Purple Rain (Фиолетовый дождь), зарядил ливень. Очень символично и эффектно.

Реклама 18+

• Мадонна, M.I.A. и Никки Минаж, 2012

Мадонна выехала на поле в золотой колеснице в образе египетской царицы Клеопатры и спела несколько песен с Никки Минаж и рэпершей M.I.A.

 M.I.A отличилась – после одной из песен она показала публике средний палец (да, как Робби Уильямс годы спустя на ЧМ в России).

 Зачем это было сделано и кому было адресовано – певица так и не сказала.

• Бейонсе, 2013

После шоу в сети появилось несколько фото Бейонсе в не самом удачном ракурсе. Первым их опубликовал Buzzfeed, которому вскоре пришло письмо от менеджера певицы с наивными требованиями удалить фото.

С тех пор перед каждым Супербоулом пользователи отмечают годовщину «удаления» спорных фото Бейонсе. Отмечают, разумеется, публикуя эти фото.

Реклама 18+

• Кэти Пэрри, 2015

Выступление Кэти в перерыве матча в 2015-м стало самым популярным в истории Супербоула (118,5 млн зрителей).

Во многом благодаря акуле – точнее, танцовщику в костюме акулы, который тащился от шоу за спиной певицы.

• Maroon 5, 2019.

А вот это шоу считается одним из худших на Супербоуле: Maroon 5 вышли на сцену и просто спели несколько песен. И все. Ни танцоров-акул, ни громадной колесницы, ни прыжка с крыши стадиона, который Леди Гага сделала в 2017-м (конечно, не по-настоящему) – никакого перфоманса.

Сейчас у записи шоу 13 млн просмотров на ютубе и почти миллион дизлайков. Многим, кстати, не понравилось, что вокалист группы Адам Левин пел с обнаженным торсом.

А еще многие ждали в шоу Супербоула-2019 Губку Боба.

Фанаты Губки Боба недовольны Супербоулом. Они собрали больше миллиона подписей за песню из мультика в перерыве

***

Этой ночью в перерыве выступят Дженнифер Лопес и Шакира – их выбрали еще в начале осени.

В выступлении Лопес задействуют 130 танцоров – все номера поставила известный хореограф Паррис Гобель.

Часть выступления Лопес и Шакира посвятят Кобе Брайанту: «Жизнь так хрупка. Вот почему нам нужно проживать каждый момент максимально продуктивно. Думаю, мы все вспомним Кобе в это воскресенье. Мы будем праздновать жизнь и многообразие людей в нашей стране. Я уверена, что Кобе бы очень гордился тем посылом, который мы попытаемся передать на сцене», – считает Шакира.

Другие адресаты выступления – все женщины и латиноамериканское сообщество. Лопес подчеркнула, что впервые в истории две латиноамериканки станут хэдлайнерами Супербоула.

Фото: Gettyimages.ru/Mike Ehrmann, George Rose, Scott Gries/ImageDirect, Theo Wargo, Donald Miralle, Al Bello, Ezra Shaw, Chris Graythen; imdb.com